Дело № 2-831/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 мая 2017 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи А.Х. Закировой,
при секретаре судебного заседания Е.В. Барышевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании недействительной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и возложении обязанности снятия с кадастрового учета земельного участка
у с т а н о в и л:
истица обратилась с иском к ИКМО г. Казани, ФГБУ «ФКП Росреестра», КЗИО ИКМО г. Казани в приведенной формулировке. В обоснование исковых требований указала, что на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>. Кадастровым инженером в ходе проведения работ выявлено наложение пощади уточняемого земельного участка № и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вблизи жилого массива Северный. Сведения о данном земельном участке носят временный характер, сведения о зарегистрированных правах на него отсутствуют, разрешенный вид использования - «Под озеленение (вид №)». Вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию площади, занимаемой этим участком. Таким образом, он поставлен на учет с ошибкой, так как фактически на его месте расположены садовые участки, предоставленные в собственность гражданам с 1992 года. Согласно ответу КЗИО от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения Перечня поручений Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ гола № ПР-18 по выявлению пустующих земельных участков, формированию их реестра и постановке на кадастровый учет ИКМО г. Казани утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ№/с, на основании которой поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №. Нахождение указанного участка на кадастровом учете препятствует истице в реализации права на уточнение границ принадлежащего ей на праве собственности земельного участка.
Просит признать недействительной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ№/с, на основании которой земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет; возложить на Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ снять с кадастрового учета указанный земельный участок.
Впоследствии ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», КЗИО ИКМО г. Казани переведены в разряд третьих лиц.
В судебном заседании истица и ее представитель уточнили исковые требования, просили признать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ№/с, утвержденную Управлением архитектуры и градостроительства города Казани, недействительной; указать, что данное решение является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №.
Представитель ответчика ИКМО г. Казани, она же представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани в судебном заседании с иском не согласилась.
Представитель третьего лица КЗиО ИКМО г. Казани в судебном заседании с иском не согласилась. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан в судебное заседание не явилась. На предыдущем судебном заседании с иском не согласилась (л.д. 104).
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства представитель третьего лица С/т «КМПО Сад № 10» в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 304 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 ���������������� настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 1 статьи 16 данного Закона предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Документом, индивидуализирующим земельный участок, является межевой кадастровый план, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения о земельном участке, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (статьи 22, 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В силу пункта 9 статьи 38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласно статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством на основании документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (части 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). При этом местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица является собственником земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>. Право собственности на участок зарегистрировано за истицей в установленном законом порядке (л.д. 13).
Указанный земельный участок расположен в границах с/т «КМПО сад № 10» участок 260 и имеет вид разрешенного использования участка – садоводство (л.д. 13, 14).
Согласно ответу КЗИО от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения Перечня поручений Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ гола № ПР-18 по выявлению пустующих земельных участков, расположенных рядом с жилым массивом <адрес>, формированию реестра и проведения работ по постановке их на кадастровый учет с целью регистрации права муниципальной собственности Управлением архитектуры и градостроительства г. Казани утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ№/с (л.д. 19).
На основании указанной схемы поставлен временно на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 68).
Из кадастровой выписки на данный земельный участок следует, что сведения о нем носят временный характер, сведения о зарегистрированных правах на него отсутствуют, разрешенный вид использования - «Под озеленение (вид №)» (л.д. 15).
Между тем, указанный вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию площади, занимаемой этим участком, поскольку на его месте расположены садовые участки, предоставленные в собственность гражданам с 1992 года.
Кадастровым инженером проведены работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, в ходе которых выявлено наложение пощади уточняемого земельного участка № и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вблизи жилого массива Северный (л.д. 9).
В своем заключении кадастровый инженер пришел к выводу, что наложение площадей вышеуказанных участков препятствует проведению государственного кадастрового учета (л.д. 9).
Согласно части 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером № является объектом права собственности, принадлежащим истице, тогда как предметом муниципальной собственности могут быть лишь земельные участки, свободные от прав третьих лиц, формирование земельного участка на основании схемы от ДД.ММ.ГГГГ№/с нельзя признать обоснованным. В связи с этим данную схему следует признать недействительной. Учитывая признание недействительным схемы, явившейся основанием для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, подлежит удовлетворению также и требование о снятии данного участка с кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск ФИО1 удовлетворить.
Признать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ№/с, утвержденную Управлением архитектуры и градостроительства города Казани, недействительной.
Настоящее решение является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №.
Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.Х. Закирова.