ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-831/2017 от 22.05.2017 Авиастроительного районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-831/2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 мая 2017 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи А.Х. Закировой,

при секретаре судебного заседания Е.В. Барышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании недействительной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и возложении обязанности снятия с кадастрового учета земельного участка

у с т а н о в и л:

истица обратилась с иском к ИКМО г. Казани, ФГБУ «ФКП Росреестра», КЗИО ИКМО г. Казани в приведенной формулировке. В обоснование исковых требований указала, что на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>. Кадастровым инженером в ходе проведения работ выявлено наложение пощади уточняемого земельного участка и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, вблизи жилого массива Северный. Сведения о данном земельном участке носят временный характер, сведения о зарегистрированных правах на него отсутствуют, разрешенный вид использования - «Под озеленение (вид )». Вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию площади, занимаемой этим участком. Таким образом, он поставлен на учет с ошибкой, так как фактически на его месте расположены садовые участки, предоставленные в собственность гражданам с 1992 года. Согласно ответу КЗИО от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения Перечня поручений Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ гола № ПР-18 по выявлению пустующих земельных участков, формированию их реестра и постановке на кадастровый учет ИКМО г. Казани утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ/с, на основании которой поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером . Нахождение указанного участка на кадастровом учете препятствует истице в реализации права на уточнение границ принадлежащего ей на праве собственности земельного участка.

Просит признать недействительной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ/с, на основании которой земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет; возложить на Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ снять с кадастрового учета указанный земельный участок.

Впоследствии ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», КЗИО ИКМО г. Казани переведены в разряд третьих лиц.

В судебном заседании истица и ее представитель уточнили исковые требования, просили признать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ/с, утвержденную Управлением архитектуры и градостроительства города Казани, недействительной; указать, что данное решение является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

Представитель ответчика ИКМО г. Казани, она же представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани в судебном заседании с иском не согласилась.

Представитель третьего лица КЗиО ИКМО г. Казани в судебном заседании с иском не согласилась. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан в судебное заседание не явилась. На предыдущем судебном заседании с иском не согласилась (л.д. 104).

Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства представитель третьего лица С/т «КМПО Сад № 10» в судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 304 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

На основании части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0; настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Пунктом 1 статьи 16 данного Закона предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.

Документом, индивидуализирующим земельный участок, является межевой кадастровый план, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения о земельном участке, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (статьи 22, 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В силу пункта 9 статьи 38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Согласно статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством на основании документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (части 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). При этом местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица является собственником земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>. Право собственности на участок зарегистрировано за истицей в установленном законом порядке (л.д. 13).

Указанный земельный участок расположен в границах с/т «КМПО сад № 10» участок 260 и имеет вид разрешенного использования участка – садоводство (л.д. 13, 14).

Согласно ответу КЗИО от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения Перечня поручений Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ гола № ПР-18 по выявлению пустующих земельных участков, расположенных рядом с жилым массивом <адрес>, формированию реестра и проведения работ по постановке их на кадастровый учет с целью регистрации права муниципальной собственности Управлением архитектуры и градостроительства г. Казани утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ/с (л.д. 19).

На основании указанной схемы поставлен временно на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером (л.д. 68).

Из кадастровой выписки на данный земельный участок следует, что сведения о нем носят временный характер, сведения о зарегистрированных правах на него отсутствуют, разрешенный вид использования - «Под озеленение (вид )» (л.д. 15).

Между тем, указанный вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию площади, занимаемой этим участком, поскольку на его месте расположены садовые участки, предоставленные в собственность гражданам с 1992 года.

Кадастровым инженером проведены работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , в ходе которых выявлено наложение пощади уточняемого земельного участка и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, вблизи жилого массива Северный (л.д. 9).

В своем заключении кадастровый инженер пришел к выводу, что наложение площадей вышеуказанных участков препятствует проведению государственного кадастрового учета (л.д. 9).

Согласно части 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В силу статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером является объектом права собственности, принадлежащим истице, тогда как предметом муниципальной собственности могут быть лишь земельные участки, свободные от прав третьих лиц, формирование земельного участка на основании схемы от ДД.ММ.ГГГГ/с нельзя признать обоснованным. В связи с этим данную схему следует признать недействительной. Учитывая признание недействительным схемы, явившейся основанием для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, подлежит удовлетворению также и требование о снятии данного участка с кадастрового учета.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

иск ФИО1 удовлетворить.

Признать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ/с, утвержденную Управлением архитектуры и градостроительства города Казани, недействительной.

Настоящее решение является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: А.Х. Закирова.