ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-831/2021 от 06.05.2022 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-9/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Анива Сахалинская область 06 мая 2022 года

Анивский районный суд Сахалинской области в составе, председательствующего судьи Болдыревой Н.С., при секретаре судебного заседания Молчановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку,

УСТАНОВИЛ:

01 октября 2021 года ФИО1, действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что в 2013 году ее семьей был приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером по адресу: . Приобретенный участок ранее был предоставлен семье продавца в собственность как многодетной семье в рамках социальной поддержки. При выборе участка определяющим критерием покупки была обязанность администрации Анивского городского округа обеспечить земельный участок инженерной и транспортной инфраструктурами: системами газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения, внутрипоселковыми автомобильными дорогами, в том числе освещением. В период с 2014 по 2017 год ФИО3 осуществлены работы по благоустройству земельного участка, однако строительство дома откладывалось по причине отсутствия какой-либо инженерной и транспортной инфраструктуры. В 2017 году ввиду ожидания в семье третьего ребенка и необходимостью улучшения жилищных условий ФИО3 был вынужден приступить к строительству дома. В 2018 году, получив статус многодетной семьи, Л-вы смогли воспользоваться мерой социальной поддержки в виде получения единовременной денежной выплаты, что позволило им завершить строительство дома. С ноября 2018 года семья постоянно проживает в указанном жилом доме. В период с 2015 года по 2021 год семья неоднократно обращалась в органы местного самоуправления, пытаясь решить вопрос по обеспечению территории, в границах которой расположен их земельный участок, инженерной инфраструктурой, однако усилия остаются безрезультатными. По мнению истца, бездействие администрации нарушает ее права и права ее несовершеннолетних детей на благоприятные условия проживания, возлагая нести бремя дополнительных финансовых затрат, связанных инфраструктурным оснащением земельного участка, предоставленного ранее в качестве социальной поддержки.

Изложив в заявлении указанные обстоятельства, ФИО1 просит признать бездействие администрации Анивского городского округа незаконным, обязать администрацию Анивского городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системы газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к земельному участку с кадастровым номером , по адресу: .

23 ноября 2021 года от представителя истца ФИО1 – ФИО5 поступили уточнения исковых требований, в которых он дополнил заявленные требования, просил также обязать администрацию Анивского городского округа произвести асфальтирование дорожного полотна по в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

31 марта 2022 года представитель истца ФИО1 – ФИО6 вновь уточнил исковые требования – просил признать бездействие администрации Анивского городского округа с 2015 года по настоящее время незаконным; обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системами газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к земельному участку с кадастровым номером по адресу: ; признать незаконным бездействие ответчика с 2019 года по настоящее время; обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по улучшению транспортной инфраструктуры по и путем устройства асфальто-бетонного покрытия.

Протокольным определением от 18 января 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено АО «Анивские коммунальные системы».

14 марта 2022 года протокольным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Министерство экономического развития Сахалинской области и Министерство энергетики Сахалинской области.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО5, действующий по доверенности, настаивали на удовлетворении исковых требований с учетом представленных уточнений.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО7, действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В представленных суду возражениях просила отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, ФИО3 исковые требования поддержал.

Представитель АО «Анивские коммунальные системы» ФИО8, действующая по доверенности, с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась, пояснив, что истец самостоятельно вправе обратиться в АО «Анивские коммунальные системы» с заявлением для заключения договора технического присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, однако с таим заявлением истец не обращалась.

В судебное заседание представитель Министерства энергетики Сахалинской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В представленном суду письменном отзыве представитель по доверенности ФИО9 указала, что возражает относительно предъявленных требований в части возложения на администрацию Анивского городского округа обязанности организовать мероприятия по строительству систем газоснабжения к земельному участку, поскольку газификация домовладения ФИО1 будет проводиться АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в рамках программы «Догазификация». Проект договора о подключении будет направлен ФИО1 в ближайшее время со сроком исполнения до декабря 2023 года.

Представитель отдела образования департамента социального развития администрации муниципального образования «Анивский городской округ», представитель Министерства экономического развития Сахалинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в представленных ходатайствах просили рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица и разрешить заявленные требования на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Статьями 18, 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечение правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу положений подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию нормативных актов, устанавливающих случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Министерство регионального развития Российской Федерации, в утвержденных Приказом от 09 сентября 2013 года № 372, Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендовало в целях отбора земельных участков использовать следующие критерии: транспортную доступность; удовлетворительную экологическую обстановку (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующую обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям (пункт 17).

Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Сахалинской области разработан и утвержден Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей» (далее – Закон № 124-ЗО).

Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона № 124-ЗО предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства в случаях, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу части 4 статьи 2 Закона № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей» предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность при условии, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют основания для постановки их на данный учет.

Согласно части 1 статьи 2-1 Закона № 124-ЗО земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность в порядке очередности, определяемой датой подачи заявления на учет для предоставления земельного участка бесплатно в собственность.

Из материалов дела следует, что в 2013 году истец с целью улучшения жилищных условий приобрела по договору мены земельный участок с кадастровым номером и дом, расположенные по адресу: .

Данный земельный участок был приобретен у ФИО10, которая получила его бесплатно на основании постановления мэра Анивского городского округа от 10 декабря 2012 года, как многодетная, используя свое право на меру государственной поддержки, предусмотренную Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей».

12 апреля 2019 года зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО1 и ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 на вышеуказанные земельный участок и жилой дом.

В связи с рождением третьего ребенка ФИО4 в 2018 году семья Л-вых приобрела статус многодетной.

По мнению истца, поскольку ее семья имеет статус многодетной, имеющийся в собственности земельный участок, приобретен у семьи, которой он был предоставлен бесплатно в качестве социальной поддержки, то на семью Л-вых распространяются положения Закона № 124-ЗО.

В период с 2015 года по 2021 год истец неоднократно обращалась в органы местного самоуправления по вопросам организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку в рамках реализации вышеназванного Закона № 124-ЗО, но до настоящего времени соответствующие работы органом местного самоуправления не проведены.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).

Часть 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Понятие «организация», используемое в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

Из анализа содержания положений части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 2 Закона № 124-ЗО следует вывод, что на момент принятия органом местного самоуправления решений о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в отношении таких земельных участков уже должны быть определены технические условия подключения возводимых на них объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, исходя из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, плата за инфраструктурное оснащение предоставленных в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства не должна возлагаться на многодетные семьи.

Из материалов дела следует, что на момент предоставления земельного участка многодетной семье в рамках Закона № 124-ЗО, равно как и на момент рассмотрения дела, земельный участок с кадастровым номером , расположенный на территории Анивского городского округа, объектами инженерной инфраструктуры, необходимыми для нормальной жизнедеятельности, не обеспечен: отсутствуют системы газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения, отсутствует дорога.

Постановлением администрации Анивского городского округа от 13.01.2015 № 12-па утверждена муниципальная программа «Газификация муниципального образования «Анивский городской округ» на 2015-2025 годы». Газоснабжение территории в районе запланирована в рамках 3 этапа газификации, в целях реализации которого необходимо выполнение проектно-изыскательских работ.

В рамках газификации с. Троицкое Анивского района Сахалинской области 03 июня 2019 года между МБУ Анивский «Отдел капитального строительства» и ООО «Строительная компания «Вектор» заключен контракт № 52/19-Д на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Развитие газификации в сельской местности. Газификация с. Троицкое муниципального образования «Анивский городской округ» (2 этап). Срок исполнения контракта с учетом дополнительного соглашения № 1 от 13 августа 2020 года установлен до 30 ноября 2021 года.

Документы, подтверждающие исполнение 2 и 3 этапов газификации с. Троицкое Анивского района Сахалинской области, ответчиком суду не представлено.

Суд не соглашается с позицией ответчика в части отсутствия оснований для возложения обязанности обеспечить спорный земельный участок объектами газоснабжения на том основании, что вопросом газификации занимается региональный оператор АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», в связи с чем, истец вправе подать предварительную заявку для заключения договора о подключении газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.

Вышеприведенное нормативное регулирование предполагает обеспечение предоставленного земельного участка объектами инженерной инфраструктуры непосредственно до границы земельного участка, тогда как из материалов дела следует, что на границе земельного участка газопровод отсутствует и необходимо строительство подводящего газопровода от сетей газораспределения до границы земельного участка. Право собственника земельного участка обратиться в АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» с заявлением для заключения договора о подключении газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от соответствующей обязанности.

Более того, истец реализовал указанное право и 21 апреля 2022 года заключил с АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации. Из пункта 1 данного договора следует, что АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» исполнит свои обязательства по подключению газоиспользующего оборудования, принадлежащего истцу, до границ земельного участка только при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение истца проложены газораспределительные сети. Вместе с тем, как указано ранее, информация о наличии сети газораспределения в с. Троицкое Анивского района отсутствует.

При таком положении суд считает, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, определяется как бездействие в части необеспечения инженерной инфраструктурой - системой газоснабжения предоставленного многодетной семье земельного участка, расположенного на территории муниципального образования, для целей индивидуального жилищного строительства. В этой связи, в целях восстановления нарушенного права гражданина на администрацию города муниципального образования «Анивский городской округ» надлежит возложить обязанность организовать мероприятия по строительству соответствующего объекта инженерной инфраструктуры.

Рассматривая доводы истца об обеспечении земельного участка истца системой теплоснабжения, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской области города от 23 июля 2019 года № 1391-па утвержден проект планировки (проект планировки и проект межевания) части территории с. Троицкое.

Пунктом 3.5.3 проекта (раздел «теплоснабжение») предусмотрено, что в связи с развитием централизованной системы газоснабжения в границе рассматриваемой территории теплоснабжение планируемой индивидуальной жилой застройки предлагается осуществлять от индивидуальных газовых обогревателей.

Обустройство иных объектов по вопросу теплоснабжения с. Троицкое названный нормативный акт не предусматривает.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование о возложении на орган местного самоуправления обязанности обеспечить земельный участок истца системой теплоснабжения при наличии заключенного договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования, принадлежащего истцу, к сети газораспределения удовлетворению не подлежит.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Вместе с тем, согласно информации АО «Анивские коммунальные системы» от 05 мая 2022 года подключение к централизованной системе теплоснабжения и водоотведения по адресу: невозможно по причине отсутствия технической возможности. Ориентировочная стоимость подключения к системе водоснабжения данного земельного участка составит 350 000 рублей.

Доказательств организации вышеуказанного земельного участка системой водоснабжения и водоотведения стороной ответчика не представлено.

В связи с этим суд считает возможным удовлетворить данные исковые требования истца и возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность по организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системы коммунального водоснабжения и водоотведения к земельному участку истца.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16, пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, относится к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (часть 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дано понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 3 статьи 20 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.

Статьей 13 Федерального закона № 257-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из указанных положений следует, что обязанность органа местного самоуправления по организации на территории муниципального образования транспортной инфраструктуры, необходимой для удовлетворения основных жизненных потребностей населения, в том числе многодетных семей при предоставлении им земельных участков в качестве меры социальной поддержки, установлена законом.

Однако, как следует из материалов дела, и не оспаривалось административным ответчиком, мероприятия по обеспечению транспортной инфраструктурой спорного земельного участка ни на момент его предоставления, ни до настоящего времени не выполнены.

Решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования в силу статьей 31, 169, 171, 184.1, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления и вмешательство в указанную деятельность исключается.

Однако отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенной на них обязанности по осуществлению дорожной деятельности.

Отсутствие проезда к земельному участку истца нарушает его право на беспрепятственный доступ к земельному участку, предоставленному в целях улучшения жилищных условий.

При таком положении суд считает, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, определяется как бездействие в части организации подъездного пути к земельному участку истца, расположенному на территории муниципального образования, предоставленному для индивидуального жилищного строительства.

Доводы ответчика об отсутствии бездействия на том основании, что постановлением администрации муниципального образования «Анивский городской округ» от 01 августа 2019 года № 1495-па принята муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства муниципального образования «Анивский городской округ», в рамках которой запланированы мероприятия по строительству дорог в , срок реализации которых 2022-2024 годы, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку принятые меры на момент рассмотрения настоящего дела не привели к обеспечению спорного земельного участка необходимой транспортной инфраструктурой, при том, что земельный участок изначально был предоставлен многодетной семье в 2012 году.

Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании мероприятий, связанных с обеспечением инженерной инфраструктурой земельных участков рассматриваемой категории граждан суд считает несостоятельными, поскольку администрация муниципального образования обязана была еще на стадии предоставления земельного участка многодетным семьям принять меры по организации на соответствующей территории инженерной инфраструктуры.

Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истцу земельный участок, как многодетной семье не передавался являются несостоятельными, так как рассматриваемый земельный участок приобретен истцом у лица, которому в свою очередь органом местного самоуправления он был передан бесплатно в рамках Закона № 124-ЗО и на момент его передачи он должен был уже быть обеспечен инфраструктурой.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом объема необходимых для исполнения решения суда работ, проведения процедур, определенных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд возлагает на ответчика обязанность организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем коммунального водоснабжения и водоотведения, объектов дорожной инфраструктуры к земельному участку истца в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что двенадцатимесячный срок, заявленный истцом, является недостаточным.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в части необеспечения инженерной инфраструктурой: систем коммунального водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, объектов дорожной инфраструктуры земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , находящегося в общей долевой собственности ФИО1 и ее несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2.

Возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем коммунального водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, объектов дорожной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером расположенного по адресу: , находящегося в общей долевой собственности ФИО1 и ее несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 19 мая 2022 года.

Председательствующий: судья Н.С. Болдырева