ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-831/2021 от 21.05.2021 Ивановского районного суда (Ивановская область)

УИД 37MS0034-01-2020-004059-77

Дело № 2-831/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Чеботаревой Е. В.,

при секретаре Галумян А. А.,

с участием представителя ответчика ООО «РК-2» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 кобществу с ограниченной ответственностью «Районная котельная » о защите прав потребителей,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Районная котельная № 2» (далее по тексту – ООО «РК-2»). Истец с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) (т. 1 л.д. 156, 157) просит признать п. 9 акта проверки узлов учета тепловой энергии и теплоносителя недействительным; взыскать уплаченные в качестве платы за тепловую энергию денежные средства в размере 7533 рублей 60 копеек, штраф в размере 50% от незаконно начисленной платы.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

ФИО4 до 21.09.2019 являлась потребителем жилищно-коммунальной услуги по адресу: <адрес>. Многоквартирным домом по <адрес> основании решения общего собрания собственников управляли: в период с 01.02.2015 по 31.12.2017 – ООО «УК «Вознесенск», в период с 01.01.2018 – ООО «УК «Корона». Оплата за отопление жителями дома производилась непосредственно ресурсоснабжающей организации – ООО «РК-2» на основании принятого решения общего собрания собственников жилых помещений. С августа 2017 года ООО «РК-2» получила статус единой теплоснабжающей организации Ново-Талицкого сельского поселения. Начисления за поставленную тепловую энергию жителям дома № 10 ООО «РК-2» стали намеренно производиться по нормативу, установленному Постановлением главы администрации Ивановского муниципального района№1178 от 27.09.2001. В 2012 году дом был оборудован общедомовыми узлами учета тепловой энергии по федеральной программе в целях проведения корректных начислений за тепло в соответствии с фактическим расходом по показаниям общедомовых приборов учета. С 2013 года начисления за тепло производились на основании фактического потребления, определенного по приборам учета тепла. До августа 2017 года единой теплоснабжающей организацией в с. Ново-Талицы было АО «Ивгортеплоэнерго». Управляющей компанией ООО «Вознесенк» ежемесячно в соответствии с действующим законодательством предоставлялись ООО «РК-2» ведомости потребления тепловой энергии с общедомового узла учета. Общедомовой прибор учета тепла прошел необходимую проверку и находился в рабочем состоянии. Акт проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 06.10.2017, не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего несоответствие узла учета. ООО «РК-2» умышленно под различными предлогами не подписывало акт приемки узлов учета, производило начисления по нормативу, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в результате чегоООО «РК-2» было излишне начислено, а ФИО4 уплачено в период с августа 2017 года по август 2019 года согласно представленному расчету 13252 рубля 46 копеек. С учетом произведенного ООО «РК-2» в добровольном порядке возврата денежных средств в сумме 5618 рублей 86 копеек, взысканию подлежит оставшаяся сумма в размере выплаты 7533 рублей 60 копеек.

Истец ФИО3 в судебное заседание, о месте и времени которого уведомлялась в порядке главы 10 ГПК РФ, не явилась. Представителем истца ФИО3 – ФИО5, действующей на основании доверенности (т. 2л.д. 11), представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии стороны истца (т. 2 л.д. 219).

Представитель ответчика ООО «РК-2» - ФИО1, действующая на основании доверенности (т. 1 л.д. 60) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в том числе по доводам, приведенным в ранее представленных письменных возражениях (т. 1 л.д. 63-65), согласно которым в октябре 2017 года ООО «РК-2» в рамках исполнения возложенной на него обязанности приступило к проверке общедомовых приборов учета тепловой энергии, в том числе прибора учета, установленного в многоквартирном <адрес>. Необходимость проверки была обусловлена также тем, что предыдущая теплоснабжающая организация – АО «Ивгортеплоэнерго» допустила указанный прибор учета в эксплуатацию до 01.09.2017, т.е. срок ввода в эксплуатацию истек. По результатам проверки был составлен акт от 06.10.2017, согласно которому в отношении прибора учета, установленного в указанном многоквартирном доме, был установлен ряд недостатков, препятствующих допуску прибора учета в коммерческую эксплуатацию. Данный акт был предоставлен в управляющую компания, от которой возражений не поступило. Акт ни в судебном, ни в административном порядке оспорен не был. Доводы истца о недействительности акта от 06.10.2017 являются несостоятельными, поскольку форма акта законодательно не установлена, на проверку приглашался представитель управляющей компании.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО6 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялась в порядке главы 10 ГПК РФ, в ранее представленном заявлении указала на отсутствие возражений и материальных претензий по требованиям ФИО3, приходящейся ей бабушкой (т. 1 л.д. 120).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «УК «Корона», ООО «УК «Вознесенск», Ивгосжилинспекция представителей в судебное заседание, о месте и времени которого извещены надлежащим образом, не направили.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО3 являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, в подтверждение чего представлено свидетельство о государственной регистрации права серии 37-АА № 126502 (т. 1 л.д. 12). Вторым сособственником согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 37-АА № 126503 являлась ФИО6 (т. 1 л.д. 11).

Постановлением Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области№1460 от03.08.2017 ООО «РК-2» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории с. Ново-ТалицыНовоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в границах зоны действия котельной ОАО «Совхоз «Тепличный» согласно схемы теплоснабжения Новоталицкого сельского поселения (т. 1 л.д. 66).

Из представленных истцом счетов-извещений (т. 1 л.д. 20-42) следует, что с августа 2017 года по август 2019 года ООО «РК-2» осуществляло начисление платы за отопление расчетным способом по установленным нормативам. Счета выставлялись на имя ФИО3, указанной в качестве основного плательщика.

Согласно доводам стороны ответчика начисление производилось в указанном порядке в связи с тем, что в связи с выявленными недостатками работоспособности, отраженными в акте проверки узлов учета тепловой энергии и теплоносителя от 06.10.2017, узел учета тепловой энергии, установленный в <адрес> не был допущен к эксплуатации.

В соответствии со ст.ст. 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) по договору энергоснабжения абонент обязан оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при обеспечении учета потребления энергии. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета, устанавливаемым по общему правилу в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета;неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя. Владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.

Как следует из ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, законодательство о теплоснабжении признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии. Соблюдение потребителем требований законодательства об установке прибора учета гарантирует ему наиболее точное определение объема обязательств перед теплоснабжающей организацией. Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.

В этой связи, учитывая основания иска, в рассматриваемом споре проверке подлежит надлежащая организация учета поставленных коммунальных ресурсов с помощью соответствующих ОДПУ, наличие оснований и законность вывода ОДПУ из эксплуатации и осуществление начисление платы расчетным способом по нормативам.

Требования к приборам учета, порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, порядок их эксплуатации регламентированы Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее по тексту – Правила).

Исходя из п.п. 38-51 указанных Правил перед установкой узла учет подготавливается проект, которых подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета. При этом теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия Правилам. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

Согласно п.п. 61-72 Правил смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в составе представителя теплоснабжающей организации, представителя потребителя, представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток). При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется. Места и устройства для пломбировки узла учета заранее готовятся монтажной организацией. Пломбировке подлежат места подключения первичных преобразователей, разъемов электрических линий связи, защитных крышек на органах настройки и регулировки приборов, шкафы электропитания приборов и другое оборудование, вмешательство в работу которого может повлечь за собой искажение результатов измерений. В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

В соответствии с п. 73 Правил перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном п.п. 62-72 настоящих Правил.

Эксплуатация узла учета регламентирована п.п. 80-93 Правил, согласно которым в срок, установленный договором, потребитель передает теплоснабжающей организации отчет о теплопотреблении, подписанный потребителем. В случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета. При возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя. В случае подтверждения правильности показаний приборов учета затраты на внеочередную поверку несет сторона договора, потребовавшая проведения внеочередной поверки. В случае обнаружения факта недостоверности показаний приборов учета затраты несет владелец узла учета. При выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении. Не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно: а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации; б) срок действия поверки; в) работоспособность каждого канала измерений; г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров; д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных. Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.

Порядок учета и оплаты коммунальных услуг с использованием приборов учета регламентируется также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Согласно п. 42(1) указанных Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно п. 81(12) прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Как следует из материалов дела, в доме истца был установлен теплосчетчик МКТС, производства ООО «Интелприбор», который представляет собой комплект необходимого оборудования для монтажа узла учета. В руководстве по эксплуатации (т. 1 л.д. 92, т. 2 л.д. 51-163) приведены все необходимые условия и схемы для монтажа и эксплуатации теплосчетчика, в том числе схемы расположения мест пломбирования. Проект установки узла учета разрабатывался ООО «СтройДорЭнерго», имеющим лицензию на выполнение соответствующих работ по техническому заданию Главы администрации Новоталицкого сельского поселения (т. 2 л.д. 21-50, 189-217).

Согласно сведениям, предоставленным Администрацией Новоталицкого сельского поселения, в <адрес> прибор учета с заводским номером 9116 принят в эксплуатацию 25.07.2012 (т. 2 л.д. 164).

При установке теплосчетчика в 2012 году все необходимые условия были соблюдены, о чем свидетельствует, в том числе акт допуска в эксплуатацию от 25.08.2015 (т. 1 л.д. 153). Последняя проверка оборудования теплосчетчика производилась АО «Ивгортеплоэнерго» в августе 2016 года, узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию на период с 01.10.2016 по 01.09.2017; отраженный в акте период действия госповерки – с 20.07.2016 по 20.07.2020 (т. 1 л.д. 69).

При этом, необходимо отметить, что на момент установки прибора учета Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не были введены в действие, установка общедомовых приборов учета осуществлялась на основании Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ и первоначальной редакции Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

Как следует из акта от 06.10.2017 проверки узлов учета тепловой энергии и теплоносителя (т.1 л.д. 77), составленного по итогам проверки работоспособности узлов учета, проводившейся комиссией в составе представителей ответчикаКочнева А. В., ФИО7, представителя ООО УК «Вознесенск»ФИО8 П.к ОДПУ в доме истца имелось следующее замечание – нет заземления на расходомерах, не работает клавиатура на теплосчетчиках МКТС, дроссельное устройство установлено у расходомера на обратном трубопроводе ГВС. Подпись представителя ООО УК «Вознесенск» в акте отсутствует, также не отражены сроки устранения недостатков,что свидетельствует о несоблюдении положений п. 72 Правил.

Сторонами по делу не оспаривалось, что иных замечаний, за исключением приведенных выше, не имелось.

Правовых оснований для признания акта проверки узлов учета тепловой энергии и теплоносителя от 06.10.2017 в части недействительным не имеется. Данное требование истца не носит характера искового, заявлено с целью обоснования требования о взыскании излишне уплаченных денежных средств. Сведения, отраженные в данном акте, судом оцениваются при разрешении требования истца о взыскании излишне уплаченных денежных средств в совокупности с иными доказательствами.

Рассматривая доводы истца и возражения ответчика, судприходит к выводу, что вышеуказанный акт не мог являться законнымоснованием для вывода прибора учета из эксплуатации по следующим основаниям.

В акте в нарушение п. 72 Правил отсутствуют подписи всех членов комиссии, не отражены сроки устранения недостатков. Доказательства, подтверждающие направление (получение) управляющей компанией копии акта, в том числе в случае отказа от его подписания представителем данной организации, на чем настаивает сторона ответчика, а также установление сроков для устранения недостатков, не представлено.

Согласно ответов ООО «Интелприбор» (т. 1л.д. 104-106), а также как следует из инструкции по эксплуатации теплосчетчика, измерительные модули не предназначены для обеспечения заземления трубопроводов и их заземление не только не требуется, но и не рекомендуется из-за неоправданного удорожания монтажных работ. Согласно раздела 5.3 руководства по эксплуатации теплосчетчика МКТС после установки измерительных модулей на трубопровод необходимо соединить фланцы измерительного модуля с соответствующими фланцами трубопровода с помощью входящих в комплект поставки шин (металлических перемычек). Нерабочее состояние клавиатуры на теплосчетчиках МКТС не оказывает влияние на метрологические характеристики теплосчетчика; настройка теплосчетчика может быть выполнена с помощью ноутбука, подключенного к системному блоку через СОМ-порт. В главе 5.3 руководства по эксплуатации теплосчетчика МКТС указывается, что измерительные модули (ИМ) с преобразователем расхода необходимо устанавливать так, чтобы длина прямых участков трубопровода составляла менее 3 DN до входного фланца ИМ и не менее 1 DN после его выходного фланца, а отклонения внутреннего диаметра трубопровода от номинального на этих участках не превышали значений, определяемых ГОСТ 8732. Таким образом, если дроссельное устройство установлено с нарушением вышеуказанных требований, то это может служить основанием для отказа во введении в действие УУТЭ. Вместе с тем в проектной документации на установку узла учета теплоносителя в <адрес> не выявлено никакого дроссельного устройства. В проекте заложены конфузор и диффузор (переход с большего на меньший) диаметр трубопровода и наоборот) и шаровые краны, которые не являются дроссельными устройствами. Примененные в проекте прямые участки трубопроводов до и после расходомера соответствуют требованиям производителя для установки данного устройства. Расчет гидравлических потерь напора теплоносителя (горячей воды) системы ГВС соответствует требованиям и не превышает рекомендуемых максимальных пределов потери давления. Надлежащих доказательств допущенных при монтаже оборудования узла учета отклонений от принятых и согласованных технических решений, показанных в проекте рабочей документации узла учета, не представлено. Наличие таковых являлось бы основанием для отказа вводить прибор учета в эксплуатацию, однако узел учета был введен в эксплуатацию и учитывался при расчетах за оказание услуги с предыдущим поставщиком тепловой энергии.

Представленная стороной ответчика копия пояснений (мнения) частного лица - гражданки ФИО9 (т. 1 л.д. 143) не является относимым и допустимым доказательством, поскольку представлено в копии, процессуальный порядокдля получения пояснений специалиста не соблюден.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием заземления расходомеров, наличие неработающей клавиатуры на теплосчетчиках МКТС, прибор учетане мог быть выведен из эксплуатации.Факт установления установлением дроссельного устройства у расходомера на обратном трубопроводе ГВС, и влияние такового на работу прибора, подтверждения не нашел. Иных недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, в силу которых узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, выявлено не было.

Не мог быть выведен прибор учета из эксплуатации и в связи с отсутствием в проекте установки прибора учета схемы пломбирования. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает обязанности составления новых проектов на существующие и введенные в эксплуатацию приборы учета. Как отмечалось ранее Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не были введены в действие на момент установки прибора учета в доме истца, действующее на тот момент положения законодательства не предусматривали обязательного включения непосредственно в проект схемы пломбирования. Кроме того, схема пломбирования имеется в инструкции по эксплуатации теплосчетчика.

Таким образом, учитывая, что на момент проведения проверки ОДПУ ООО «РК-2» иных замечаний к прибору учета не имелось, доказательств обратного ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено, как и доказательств неисправности прибора учета, судприходит к выводу, что ответчик должен был согласовать проект установки ОДПУ, ввести его в эксплуатацию и производить начисления по его показаниям, поскольку обоснованных и объективных фактов, свидетельствующих о непригодности прибора учета к коммерческому учету, не имелось, каких-либо исследований работоспособности прибора учета, за исключением визуального осмотра и изучения проектной документации, ответчиком не проводилось.

При этом, в акте проверки готовности к эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от 19.09.2018 (т. 1 л.д. 94) приняты сведения о поверки прибора учета на период с 20.07.2016 по 20.07.2020, что свидетельствует об отсутствии замечаний к достоверности показаний прибора учета.

Из приведенных обстоятельств усматривается факт уклонения ответчика от ведения учета с помощью прибора учета, что является недопустимым и подтверждает доводы истца, положенные в основание иска. Доводы представителя ответчика об обратном, суд находит несостоятельными, противоречащими установленным обстоятельствам.

ООО УК «Вознесенск» регулярно предоставляло ООО «РК-2» показания прибора учета, однако ответчик производил начисление платы за отопление по нормативам, а после введения прибора учета в эксплуатацию в сентябре 2018 года, исходя из показаний общедомовых приборов учета за 2018 год. Как следует из пояснений ответчика, в качестве показаний прибора учета за период до введения прибора учета в эксплуатациюв 2018 году им использовались нормативные значения потребления тепловой энергии с последующим исчислением среднемесячного потребления из суммы нормативных значений и показаний прибора учета с октября 2018 года, что существенным образом влияет на расчеты. В этой связи произведенные в добровольном порядке ответчиком корректировки платы за потребленную тепловую энергию в полной мере не привели к восстановлению прав истца на получение излишне уплаченных в качестве платы за отопление денежных средств с учетом фактических показаний ОДПУ. Доказательств произведения корректировки платы по результатам фактического потребления, исходя из реальных показаний прибора учета, ответчиком не представлено.

Согласно окончательному расчету истца сумма переплаты за отопление за период с августа 2017 года по август 2019 года составила 13152 рубля 46 копеек (т. 1 л.д. 140). Данный расчет произведен истцом в соответствии имеющейся ведомостью учета параметров потребления тепла (т. 1 л.д. 139), является арифметически верным, в связи с чем принимается судом в качестве надлежащего. Представитель ответчика не имела возражений относительно данного расчета, иного расчета не представлено.

Согласно платежному поручению № 51 от 17.02.2021 ООО «РК-2» перечислило в адрес ФИО3 в счет удовлетворения исковых требований 5618 рублей 86 копеек (т. 1 л.д. 155). Согласно пояснениям представителя ответчика данные денежные средства перечислены в связи с производством перерасчета за период с января по август 2019 года. При производстве возврата денежных средств в указанном размере ответчик руководствовался расчетом истца, согласившись с рассчитанной за указанный период суммой перерасчета.

В связи с перечислением указанной суммы ФИО3 были уменьшены заявленные требования до размера 7533 рублей 60 копеек (13152,46 рублей – 5618,86 рублей).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требования ФИО3 о взыскании уплаченных в качестве платы за тепловую энергию денежных средств в заявленном размере.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того заявлялось ли такое требование суду.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Вместе с тем с учетом приведенной выше позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в п. 2 Определения от 21.12.2000 № 263-О, принимая во внимание размер подлежащего уплате штрафа, характер и длительность неудовлетворения требования потребителя, суд полагает, что с учетом установленных выше обстоятельств имеются основания для применения положений ст. 333ГКРФ, о чем заявлено ответчиком, в связи с чем штраф подлежит снижению до 2000 рублей.

В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования г.о. Кохма подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой истец была освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 кобществу с ограниченной ответственностью «Районная котельная № 2» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Районная котельная № 2» в пользу ФИО2 уплаченные в качестве платы за тепловую энергию денежные средства в размере 7533 рублей 60 копеек, штраф в размере 2000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Районная котельная № 2»в бюджет муниципального образования г.о. Кохма государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья подписьЕ. В.Чеботарева

Мотивированное решение составлено 28.05.2021.

<данные изъяты>

<данные изъяты>