ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-832/17 от 07.09.2017 Киришского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-832/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2017 года г.Кириши

Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Дуяновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Хаткевич Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об изменении расчёта арендной платы,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об изменении расчёта арендной платы, ссылаясь на то, что в его собственности с 2005 года находится земельный участок для ИЖС, площадью 1590 кв.м, который расположен по адресу: <адрес>. К названному земельному участку прилегает земельный участок площадью 400 кв.м, который располагается между участком истца и санитарной зоной высоковольтной линии электропередач. Данный участок треугольной формы и за его счёт нельзя сформировать для использования отдельный, полноценный земельный участок. С 2012 года истец начал оформлять земельный участок, площадью 400 кв.м в аренду для использования под огород, о чём было вынесено соответствующее постановление администрации района и оформлены требуемые межевые и кадастровые документы. Но в период оформления ранее разрешённый вид использования земельных участков «под огородничество» был отменён, а в процессе оформления нового, прилегающего земельного участка, чтобы ограничить доступ посторонних лиц по участку истца, последний полностью по периметру территории установил капитальное ограждение, при этом в ограждённой территории оказался и оформляемый участок, который истцу предложили оформить с видом использования «под благоустройство к жилому дому», хотя он используется им под огород. 30.07.2015 между истцом и администрацией Киришского района был заключён договор аренды, к договору приложен расчёт по максимальной арендной плате за землю, в котором, как истец полагает, ошибочно применена расчётная ставка по землепользованию и коэффициент вида деятельности арендатора. Истец просит изменить расчёт арендной платы по договору аренды земельного участка № 13/15-БГП от 30.07.2015 в отношении земельного участка, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании приказа Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом № 2 от 11.01.2016 «Об установлении коэффициента разрешённого использования земельного участка» и в Приложении к приказу, разделе 1 «Сельскохозяйственное использование» определить для данного участка п.1.7. «Ведение садоводства и огородничества на землях населённых пунктов» с коэффициентов разрешённого использования (Кри) – 1; на основании Постановления Правительства Ленинградской области № 520 от 28.12.2015 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков», где в Приложении № 1 Порядка в ст.2.2. «Земли населённых пунктов», в подразделе 4 «Ведение садоводства и огородничества на землях городских населённых пунктов, с численностью населения до 20 тыс.чел.» определить для данного участка ставку арендной платы (Б) в 1,09 рублей за 1 кв.м земли в год (л.д.2-3).

Истец ФИО1 поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от 10.01.2017, выданной сроком по 31.12.2017 (л.д.49), исковые требования не признал по основаниям, приведённым в отзыве на исковое заявление (л.д.47-48).

Представитель третьего лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом надлежащим образом извещён о времени и месте разбирательства дела, однако в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, согласно которому, исходя из обстоятельств дела, применение коэффициента разрешённого использования, относящегося к сельскохозяйственному использованию земельного участка, указанного в Приложении к приказу Леноблкомимущества от 11.01.2016 № 2 «Об установлении коэффициента разрешённого использования земельного участка» не представляется возможным, просит о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.64-65, 67).

При установленных обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 31.07.2015 между последними был заключён договор аренды земельного участка № 13/15-БГП, по которому ФИО1 принял в аренду земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, площадь участка – 0,04 га, категория земель – земли населённых пунктов, кадастровый номер – , цели использования участка – для благоустройства к жилому дому. Приведённое описание целей использования участка является окончательным. Изменение цели использования допускается исключительно с согласия арендодателя (л.д.11-13).

Договор аренды от 31.07.2015 № 13/15-БГП заключён после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, размер арендной платы определён не по результатам торгов, следовательно, в соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендная плата по этому договору является регулируемой и стороны обязаны руководствоваться нормативно установленным размером арендной платы.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Статьей 39.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В отношении земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, Правительством Ленинградской области принято постановление от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" (далее - Порядок определения размера арендной платы), а впоследствии Постановление Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области".

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 23 апреля 2010 года № 102, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции, установленной правительством Ленинградской области, полномочия по реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области, а также отдельные полномочия субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере земельных отношений.

Приказом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 23.12.2013 N 37 (ред. от 20.10.2014) "Об установлении коэффициента вида деятельности арендатора" утверждён коэффициент вида деятельности арендатора (Квда), определяемый на основании вида разрешенного использования земельного участка, определенного в соответствии с кадастровым паспортом и кодами ОКВЭД.

При произведении расчёта арендной платы, являющегося приложением к договору аренды от 31.07.2015 № 13/15-БГП, арендодатель руководствовался постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" и Приказом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 23.12.2013 N 37 "Об установлении коэффициента вида деятельности арендатора", где исходил из расчётной ставки – 18669 руб. 69 коп./га, а коэффициентом вида деятельности арендатора указал – 1,5 (п.5.21 таблицы 2 Порядка) (л.д.13 оборот).

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, допускающий использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любыми видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, не предполагает права арендатора требовать изменения вида разрешенного использования. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка, так как в силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора.

Изменение вида разрешенного использования предполагает изменение соответствующего договора и применение при определении размера арендной платы кадастровой стоимости и коэффициентов, предусмотренных для иного вида разрешенного использования, что невозможно без изменения такого договора в одностороннем порядке
(Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 305-ЭС17-7875 по делу N А40-105090/2016).

Согласно постановлению администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от 25.12.2012 № 1266 утверждена схема расположения земельного участка из земель населённых пунктов площадью 400 кв.м по адресу: <адрес>, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена (кадастровый квартал – ), под огородничество без права возведения капитальный строений, сооружений (л.д.5).

Истец, обращаясь 01.11.2012 к ответчику с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, указывал вид его использования – для обслуживания жилого дома, обращаясь 27.03.2015 видом его использования указывал под благоустройство к жилому дому (л.д.51, 52).

В кадастровой выписке филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области от 12.04.2013 видом разрешённого использования испрашиваемого истцом земельного участка записано – под огородничество без права возведения капитальных строений, сооружений, а из кадастровой выписки от 07.02.2014 явствует – для благоустройства к жилому дому (л.д.7, 9).

В информационном сообщении газеты «Будогощский вестник» № 12 от 16.04.2015 имеется сообщение о наличии для предоставления в аренду двух земельных участков, в том числе с кадастровым номером , площадью 400 кв.м (категория земель – земли населённых пунктов) по адресу: <адрес>, для благоустройства к жилому дому (л.д.53).

На предложенный участок подана одна заявка от ФИО1, что нашло отражение в протоколе приёма заявок от 18.05.2015 (л.д.54).

Согласно постановлению администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от 24.07.2015 № 151 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1» ФИО1 предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> (категория земель – земли населённых пунктов), для благоустройства к жилому дому (л.д.10, 55).

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса.

Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение вида разрешенного использования на непредусмотренный градостроительным регламентом, возможно только посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки в порядке, установленном ст. ст. 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются, в том числе предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, поданные физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

08.02.2017 истец обратился к ответчику с заявлением об оказании содействия в решении вопроса по изменению вида разрешённого использования спорного земельного участка из категории «благоустройство к жилому дому» в категорию «огородничество» или «ведение личного подсобного хозяйства», на что 21.02.2017 получил ответ, что, исходя из Правил землепользования и застройки муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, нет оснований для изменения вида разрешённого использования земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым номером , предоставленного под благоустройство к жилому дому (л.д.26, 27).

Сведений об оспаривании названного ответа, сторонами не представлено.

Итоговое решение об изменении вида разрешённого использования земельного участка или об отказе в изменении вида разрешённого использования земельного участка принимается главой местной администрации, судебный орган не вправе предрешать существо данного решения, которое должно быть принято на основании соответствующих рекомендаций комиссии, составленной по результатам заключения о результатах публичных слушаний, и, исходя из существа требований, обязывать органы государственной власти и местного самоуправления, совершать какие-либо действия, направленные на установление либо изменение вида разрешенного использования земельного участка. Изменение разрешенного использования земельного участка в судебном порядке недопустимо.

Кроме того, при изложенных обстоятельствах, суд полагает, что у истца, как арендатора, отсутствует право требовать изменения вида разрешённого использования земельного участка, поскольку такие требования по существу направлены на изменение договора аренды. Целевое назначение участка - существенное условие договора аренды участка, а при изменении целевого назначения участка и признании иного вида разрешённого использования участка, о чём по сути просит истец, исполнение договора аренды в прежнем виде невозможно, так как фактически изменяется существенное условие договора (п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что земельный участок предоставлялся в аренду для благоустройства к жилому дому без проведения аукциона, у ответчика в данном случае отсутствует обязанность, предусмотренная законом, изменить вид разрешённого использования, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области обязанности по изменению вида разрешённого использования спорного земельного участка, которым владеет и пользуется истец, для последующего внесения изменений в расчёт арендной платы.

Таким образом, оценивая приведённые истцом доводы в обоснование заявленных требований, суд находит их основанными на неверном толковании стороной истца действующего законодательства, а потому с учётом совокупности приведённых правовых норм, приходит к выводу, что иск ФИО1 к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об изменении расчёта арендной платы не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об изменении расчёта арендной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде через Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья