ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-832/19 от 05.11.2019 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)

Гражданское дело № 2-832/2019

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 ноября 2019 года с. Баргузин

Судья Баргузинского районного суда РБ Ласкина М.М., при секретаре Беспрозванных Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО "Баргузинский район", Администрации МО ГП «п. Усть-Баргузин», ООО «Экоальянс» об организации ликвидации несанкционированной свалки и последствий несанкционированного слива (сброса) жидких коммунальных отходов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд Байкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользование с последующими уточнениями просит обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, обязать Администрацию МО «Баргузинский район» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, указав, что в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования на 9-ом километре Баргузинской грузосборочной дороги (далее ГСД) с правой стороны дороги в лесополосе выявлены отходы от переработки древесины (опилки, обрезки). Ориентировочно отходы размещены на площади около 10000 кв.м (100x100). Также на земельном участке с отходами от переработки древесины (опилки, обрезки) установлено загрязнение почвы сбросами жидких коммунальных отходов площадью 562.7 кв. м. В целях определения негативного воздействия отходов на компоненты окружающей среды, сотрудниками экспертной организации Филиал «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Восточно-Сибирском региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск (приказ Федеральной службы по аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ «Об аккредитации ФБУ «ЦЛАТИ по СФС выполнены отборы проб отходов и грунта. По результатам отбора проб отходов (Протокол отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что опилки древесины и жидкие коммунальные отходы относятся к 4 классу опасности (Протокола испытаний отходов от ДД.ММ.ГГГГ; о ДД.ММ.ГГГГ).

Отходы от переработки древесины и жидкие коммунальные отходы размещены на земельном участке с кадастровым номером , категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешено использование - под объектами размещения отходов потребления, для хранении твердых отходов, площадью 396000 кв. м.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Администрация МО ГП «п.Усть-Баргузин», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено ООО «Экоальянс».

В судебное заседание представитель истца Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Цыренжапова А.С., действующей на основании доверенности не явилась, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в ходатайстве просила рассмотреть дело в их отсутствие вплоть до вынесения решения, на удовлетворении исковых требований с последующими уточнениями поддерживает.

В судебное заседание представитель ответчика Правительство Республики Бурятия Романова О.С., действующей на основании доверенности не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в ходатайстве просила рассмотреть данное исковое заявление в их отсутствие и направить копию решения суда в их адрес. В письменном отзыве отразила, что ссылки на нормативно- правовые акты, указанные в исковом заявлении, не подтверждают обоснованность возложения на Правительство Республики Бурятия обязанности принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки и последствий несанкционированного слива (сброса) жидких коммунальных отходов. Истец, заявляя свои требования в отношении Правительства в рамках статьи 6 Федерального закона , относящую к полномочиям субъектов Российской Федерации организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не учитывает, что понятие «жидкие коммунальные отходы», отходы от переработки древесины (опилки, обрезки) не подпадает под категорию отходов, обращение с которыми регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребителя». Полномочия Правительства Республики Бурятия, закрепленное в статье 4 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ-IV «Об отходах производства и потребления в <адрес>», реализуется Правительством Республики Бурятия путем принятия мер регулирующего, распорядительного характера, предусмотренных действующим законодательством: осуществления соответствующего нормативного правового регулирования и заключения соглашения с региональным оператором, определяемым на основании конкурсного отбора. Согласно п.п. «ф» п. 1 ст.22 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ-I «О Правительстве Республики Бурятия» Правительство Республики Бурятия координирует работу органов исполнительной власти Республики Бурятия по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации экологических программ. Из указанного закона, определяющего компетенцию Правительства Республики Бурятия, не следует, что Правительство должно организовывать работу по ликвидации конкретной свалки. Исходя из установленных в ходе рейдового осмотра фактов, можно сделать вывод, что нарушение носит систематический, регулярный характер. Однако никаких мер к установлению виновных лиц, размещающих данный вид отходов в несанкционированном для этого месте контрольно-надзорными органами принятое не было. Истцом проверка в отношении Правительства Республики Бурятия не проводилась, у Правительства Республики Бурятия не истребована документация о деятельности в названной сфере. Поскольку в соответствии ст.4 Закона 89-ФЗ отходы отнесены к объектам собственности, собственники таких отходов обеспечивают их утилизацию путем заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и обязанность возложена на правообладателя земельного участка. Считают, что требования истца предъявлены ненадлежащему лицу, поскольку действующее законодательство не наделяет Правительство Республики Бурятия полномочиями по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов от переработки древесины и последствий несанкционированного слива (сброса) жидких коммунальных отходов. Поскольку на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ Минприроды РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства и охраны (защиты) природных ресурсов, а также по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий регионального значения предлагают привлечь к участию в рассмотрении данного гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика (Правительства Республики Бурятия) - Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации МО "Баргузинский район" не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации МО ГП «п. Усть-Баргузин», не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка. Раннее дважды в своих ходатайствах Врио Главы Администрации МО ГП п.»Усть-Баргузин» Колмакова Н.А. просила провести судебные заседания в её отсутствие в связи с занятостью на работе. Оставляла разрешение вопроса на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Экоальянс» Покацкий И.А., действующий на основании доверенности исковые требования не признает, пояснил, что на данном земельном участке находиться отходы от переработки древесины (опилки, обрезки), а также сбросы жидких коммунальных отходов, что законодательными нормами к обязанностям регионального оператора не относиться. Истцом не оспаривается тот факт, что на земельном участке с кадастровым номером расположенного на территории <адрес>, несанкционированная свалка образовалась еще до прихода регионального оператора, то есть несанкционированное место размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером существовало до введения института регионального оператора. С ДД.ММ.ГГГГ<адрес> перешла, на новую систему регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Региональный оператор обязан ликвидировать вновь выявленные места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, (п. 16 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), в случае если собственник земельного участка, на котором находится несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов меры, не примет меры по ликвидации загрязнения земельного участка, то региональный оператор ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов своими силами, но за счет собственника земельного участка. Соответственно ликвидация несанкционированного места размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 03:01:390107:2, должно производиться силами органов местного самоуправления Республики Бурятия. На основании вышеизложенного считает, что ООО «Экоальянс» ненадлежащий ответчик.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство природных ресурсов Республики Бурятия Андреев А.И., действующий на основании доверенности не явился, ходатайствовал о рассмотрении данного дело в их отсутствие, учитывая транспортную удаленность. В своем письменном отзыве отразил, что закон не относит организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, не являющихся твердыми коммунальными, к полномочиям субъекта РФ. Истцом обнаружены не только твердые коммунальные отходы, но и отходы, организация сбора которых Правительством Республики Бурятия не предусмотрена нормами, на которые ссылается истец. Данная свалка размещена на земельном участке, который согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, находиться в составе земель населенных пунктов. Право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано. Таким образом, считает, требования истца незаконными и необоснованными. Отказать в удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Бурятия. Обязать АМО «Баргузинский район» принять меры по устранению нарушений природоохранного законодательства.

На основании ст.233 ГПК РФ, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке заочного судопроизводства.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании распоряжения Руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ-р проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе акватории и водоохраной зоны оз. Байкал по маршруту: <адрес>, за исключением земельных участков, принадлежащих конкретным правообладателем, по результатам которого был составлен Акт планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе планового (рейдового) осмотра, обследования на 9-ом километре Баргузинской грузосборочной дороги (далее ГСД) с правой стороны дороги в лесополосе выявлены отходы от переработки древесины (опилки, обрезки). Ориентировочно отходы размещены на площади около 10000 кв. м (100x100). Также на земельном участке с отходами от переработки древесины (опилки, обрезки) установлено загрязнение почвы сбросами жидких коммунальных отходов площадью 562.7 кв. м.

В целях определения негативного воздействия отходов на компоненты окружающей среды, сотрудниками экспертной организации Филиал «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Восточно - Сибирском региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - <адрес> (приказ Федеральной службы по аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ «Об аккредитации ФБУ «ЦЛАТИ по СФС выполнены отборы проб отходов и грунта. По результатам отбора проб отходов (Протокол отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что опилки древесины и жидкие коммунальные отходы относятся к 4 классу опасности (Протокола испытаний отходов от ДД.ММ.ГГГГ; о ДД.ММ.ГГГГ).

Отходы от переработки древесины и жидкие коммунальные отходы размещены на земельном участке с кадастровым номером , категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешено использование - под объектами размещения отходов потребления, для хранении твердых отходов, площадью 396000 кв. м.

Основными принципами охраны окружающей среды в соответствии с требованиями ст.3Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Охрана земель согласно ч. 1 ст.13 Земельного кодексаРоссийской Федерации представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст.13 Земельного кодексаРоссийской Федерации обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст.42 Земельного кодексаРФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования на 9-ом километре Баргузинской грузосборочной дороги с правой стороны дороги в лесополосе выявлены отходы от переработки древесины (опилки, обрезки). Ориентировочно отходы размещены на площади около 10000 кв. м (100x100). Также на земельном участке с отходами от переработки древесины (опилки, обрезки) установлено загрязнение почвы сбросами жидких коммунальных отходов площадью 562.7 кв. м.

Согласно п.п. «ф» п. 1 ст.22 Закона Республики Бурятия от 21.06.1995 № 140-I «О Правительстве Республики Бурятия» Правительство Республики Бурятия координирует работу органов исполнительной власти Республики Бурятия по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации экологических программ. Из указанного закона, определяющего компетенцию Правительства Республики Бурятия, не следует, что Правительство должно организовывать работу по ликвидации несанкционированной свалки отходов от переработки древесины и последствий несанкционированного слива (сброса) жидких коммунальных отходов.

Законодательная дефиниция твердых коммунальных отходов (далее ТКО) дана в статье 1 Федерального закона №89, в соответствии с которой, ТКО - это отходы, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их исполнения физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Жидкие бытовые отходы - хозяйственно-бытовые сточные воды, которые образуются в результате жизнедеятельности населения. Они сбрасываются в сооружения (устройства), предназначенные для их приема и накопления, не подключенные (технологически не присоединенные) к центральной системе водоотведения (п.2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 №155.

Ссылки на нормативно- правовые акты, указанные в исковом заявлении, не подтверждают обоснованность возложения на Правительство Республики Бурятия обязанности принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки и последствий несанкционированного слива (сброса) жидких коммунальных отходов. Истец, заявляя свои требования в отношении Правительства в рамках статьи 6 Федерального закона , относящую к полномочиям субъектов Российской Федерации организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не учитывает, что понятие «жидкие коммунальные отходы», отходы от переработки древесины (опилки, обрезки) не подпадает под категорию отходов, обращение с которыми регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребителя».

В связи с этим исковые требования Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Правительству Республики Бурятия об организации ликвидации несанкционированной свалки и последствий несанкционированного слива (сброса) жидких коммунальных отходов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории не подлежат удовлетворению.

В соответствии сч. 1 ст. 22Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиямип. 7.8Межгосударственного стандарта "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001", введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным. Собственник несанкционированной свалки на день рассмотрения дела по существу не установлен. Право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано.

Согласноп. 2 ст. 8Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренныеп. 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.

Согласноп. 18 ч. 1 ст. 14Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В силуч. 3 ст. 14Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренныеп. п.1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения),21,28,30,33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренныхч. 1 настоящей статьивопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренногоп. 23 ч. 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ч. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, ч. 3 ст. 7 Закона № 7-ФЗ участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п. 13, 16 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Баргузинский район», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район» от 27.05.2005 к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.

В соответствии со ст. 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - ФЗ «Об охране озера Байкал») Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в том числе химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, потребления.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (ч. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с требованиями Закона № 89-ФЗ:

- ч. 5 ст. 12 запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- ч. 6 ст. 12 объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов;

- ч. 7 ст.12 запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ прямо указывает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В силу требований ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 №26-П, в системе действующего правого регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участков в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Таким образом, анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что исковые требования Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Администрации МО городское поселение «пос.Усть-Баргузин», Администрации МО "Баргузинский район" об организации ликвидации несанкционированной свалки и последствий несанкционированного слива (сброса) жидких коммунальных отходов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории подлежат удовлетворению.

Так, деятельность регионального оператора регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В частности, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.24.7). Следовательно, у регионального оператора возникает обязанность по оказанию услуг только собственникам твердых коммунальных отходов, а не ликвидации ранее образованных несанкционированных свалок.

В соответствии с п.16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 регламентированы действия регионального оператора в случае обнаружения региональным оператором складирования твердых коммунальных отходов.

Согласно п.4.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством природных ресурсов РБ и ООО «Экоальянс» региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств в течение месяца с даты утверждения единого тарифа на его услуги, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Тем самым, региональный оператор приступил к исполнению своих обязательств с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ.

На земельном участке с кадастровым номером расположенного на территории <адрес> находиться отходы от переработки древесины (опилки, обрезки), а также сбросы жидких коммунальных отходов, что законодательными нормами к обязанностям регионального оператора не относиться. Истцом не оспаривается тот факт, что на данном земельном участке несанкционированная свалка образовалась еще до прихода регионального оператора. То есть несанкционированное место размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером существовало до введения института регионального оператора.

В связи с этим исковые требования Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ООО «Экоальянс» об организации ликвидации несанкционированной свалки и последствий несанкционированного слива (сброса) жидких коммунальных отходов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории не подлежат удовлетворению.

В силу ст.206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств- в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО "Баргузинский район", Администрации МО ГП «п. Усть-Баргузин», ООО «Экоальянс» об организации ликвидации несанкционированной свалки и последствий несанкционированного слива (сброса) жидких коммунальных отходов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО ГП «п. Усть-Баргузин» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером

Обязать Администрацию МО «Баргузинский район» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером

Исковые требования Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Правительству Республики Бурятия, ООО «Экоальянс» оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РБ в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья М.М. Ласкина