РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2019 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Албычевой Ю.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-832/2019 по иску Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа к ФИО1, ФИО2, обществу с ограниченной ответственностью «Изумрудный город» ответственностью о признании недействительным протокола № от 22.11.2018 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> <адрес>, договора управления многоквартирным домом от 03.12.2018 года заключенного с обществом с ограниченной «Изумрудный город» недействительным с даты заключения
У С Т А Н О В И Л :
Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ДГЖН ЯНАО) обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2,ООО «Изумрудный город» ответственностью о признании недействительным протокола № от 22.11.2018 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> <адрес>, договора управления многоквартирным домом от 03.12.2018 года заключенного с обществом с ограниченной «Изумрудный город» недействительным с даты заключения.
В обоснование требований иска представитель истца указал, что в адрес ДГЖН ЯНАО в течении трех месяцев поступило два протокола общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) по адресу: <...> <адрес>, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня. В соответствии с требованиями ч.1.1. ст.46 ЖК РФ ДГЖН ЯНАО обязан провести плановую проверки в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания. В соответствии с приказом ДГЖН ЯНАО №-од от 27.01.2019 года была проведена внеплановая документальная проверка в отношении инициаторов собраний собственников помещений МКД по адресу: <...> <адрес>, результаты которой отражены в акте, с указанием выявленных нарушений. Согласно положений ч.1. ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В связи с тем, что общее собрание собственников помещений МКД проходило в ноябре 2018 года, то к указанным правоотношениям подлежит применения Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор". Имеются разночтения в площади помещений МКД и собственниками помещений по данным Росреестра и указанными в протоколах общих собраний. За основу взяты данные Росреестра, бюллетени с несовпадением Ф.И.О. собственника с данными Росреестра к учету не принимались, площадь помещений считалась по данным Росреестра, по помещениям в которых общая площадь совместная собственность и долевая собственность, к учету принимался только бюллетень собственника принявшего участие в голосовании и пропорционально площади приходящейся на данного собственника.
03.12.2018 года ООО «Изумрудный город» направило в адрес ДГЖН ЯНАО подлинники решений и протокол общего собрания собственников помещений № от 22.11.2018, на котором были приняты решения по следующим вопросам:
1. Избрание председателем собрания, собственника <адрес> – ФИО1, с наделением полномочий по подсчету результата голосования общего собрания собственников помещений. Избрание секретарем собрания, собственника <адрес> – ФИО17., с наделением полномочий по подсчету результата голосования общего собрания собственников помещений.
2. Избрание Совета МКД из числа собственников: ФИО6 (<адрес>), ФИО7 (<адрес>), ФИО8 (<адрес>).
3. Избрание председателя из членов Совета МКД, а именно ФИО8
4. Расторжение договора управления МКД заключенного с ООО «Стройжилсервис» с 31.12.2018.
5. Избрание в качестве управляющей организации для управления (оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества) МКД,Ж сроком на три года – ООО «Изумрудный город».
6. Утверждение договора управления МКД, перечень и периодичность услуг по договору управления с 01.01.2019 года.
7. Утверждение размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 35 рублей 42 копейки за 1 кв.м.
8. Установление порядка предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с ТБО напрямую. Нести расходы по оплате коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в полном объеме.
9. Утверждение ежегодного порядка очередных собраний в весенний период времени по инициативе собственников или управляющей организации.
10. Утверждение «Плана первоочередных работ на общедомовом имуществе <адрес> по ул. Республики».
11. Утверждение способа уведомления и проведении общих собраний путем размещения уведомлений на информационных досках в подъездах дома, размещения информации о результатах внеочередного общего собрания и последующих общих собраниях собственников на информационных досках, установленных на первом этаже каждого подъезда.
В ходе изучения решений, протокола общего собрания № от 22.11.2018 года и иных документов, значащихся в приложении к протоколу общего собрания установлено, что сообщение о проведении общего собрания собственников направлялось заказными письмами.
В нарушение п.4 ст.45 ЖК РФ сообщение о проведении общего собрания в адрес ООО «Плюс-С», являющегося собственником нежилого помещения направлено не по адресу регистрации юридического лица, в адрес ООО «СК «Стройкомплект» (помещение №), сообщение также направлено не по адресу регистрации юридического лица, в адрес ФИО9 (пмещение№), сообщение не направлялось, в адрес ФИО10 (помещение №) сообщение не направлялось, в адрес ФИО11 (помещение№) сообщение не направлялось.
Сообщение о проведении общего собрания по помещениям, находящимся в собственности РФ и ЯНАО не направлялись, при этом представитель Управления делами Правительства ЯНАО принимал участие в общем собрании, что подтверждается решением по общим вопросам, поставленным на голосование.
По протоколу общего собрания № от 22.11.2018 об избрании ООО «Изумрудный город» управляющей организацией выявлены следующие нарушения:
- в нарушение пп. «а» п.11 Приказа №/пр об инициаторе общего собрания в протоколе общего собрания отсутствуют реквизиты документа, подтверждающего право собственности;
- в нарушение п.13 Приказа №/пр отсутствует список, в котором сведения о присутствующих указываются в соответствии с п.12 Приказа №/пр, который является обязательным приложением к протоколу общего собрания;
- в нарушение п.16 Приказа №/пр отсутствует полное наименование и реквизиты договора управления, заключенного с ООО «Стройжилсервис», который собственники планировали расторгнуть с 31.12.2018 года;
- в нарушение пп. «а» п.18 Приказа №/пр по вопросам голосования 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, в разделе «Слушали» отсутствует краткое содержание выступлений или ссылка на прилагаемый к протоколу документ, содержащий текст выступления;
- в нарушение пп. «а» п.19 Приказа №/пр в реестре собственников помещений отсутствует ОГРН юридических лиц, являющихся собственниками помещений в МКД;
- в нарушение пп. «б» п.19 Приказа №/пр в сообщении о проведении общего собрания отсутствует информация о порядке ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, место или адрес, где с ними можно ознакомиться;
- в нарушение п.21 Приказа №/пр в протоколе общего собрания отсутствует дата проставления подписи председателя и секретаря общего собрания.
Кворум для проведения общего собрания имелся, по данным Росреестра площадь составляет 7364,9 кв.м., в собрании приняло участие 3912,22 кв.м., что составляет около 53,11%, при этом, за расторжение договора управления, заключенного с ООО «Стройжилсервис» и выборе управляющей организации ООО «Изумрудный город» проголосовало 2975,725 кв.м, со составляет около 40,39%.
При принятии решения о расторжении договора управления с ООО «Стройжилсервис»с 3.12.2018 года, уведомление о его расторжении собственниками, как стороной договора, в адрес ООО «Стройжилсервис» не направлялось. ООО «Изумрудный город» 18.02.2019 года письмом № направило в адрес ООО «Стройжилсервис» предложение о подготовке и передаче технической документации, к которому приложило копию протокола общего собрания. В связи с изложенным, договора управления с ООО «Стройжилсервис» с 31.12.2018 года, как указано в решениях и протоколе общего собрания, не расторгался, иные данные в материалах проверки отсутствуют.
Таким образом, по результатам проведённой проверки установлено, что при проведении общего собрания выявлен факт несоблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания.
ДГЖН ЯНАО обратился в суд с настоящим иском в соответствии с его полномочиями, определенными в п.1 ч.6 ст.20 ЖК РФ.
В связи с изложенным просил признать недействительным протокол № от 22.11.2018 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> <адрес>, признать договор управления многоквартирным домом от 03.12.2018 года заключенного с обществом с ограниченной «Изумрудный город» недействительным с даты заключения.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что доводы, на которые ссылается представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Стройжилсервис» в части того, что при подсчете голосов учитывались бюллетени для голосования подписанные представителями собственников без приложения соответствующих доверенностей, подтверждающих их полномочия, подтверждающих родство несовершеннолетних собственников не состоятельны, поскольку при проведении проверки данные бюллетени не учитывались, данные о точности количестве лиц, принимавших участие в общем собрании отражены в исковом заявлении, а именно в ходе проверки установлено, что кворум для проведения общего собрания имелся, по данным Росреестра площадь составляет 7364,9 кв.м., в собрании приняло участие 3912,22 кв.м., что составляет около 53,11%, при этом, за расторжение договора управления, заключенного с ООО «Стройжилсервис» и выборе управляющей организации ООО «Изумрудный город» проголосовало 2975,725 кв.м, со составляет около 40,39% от общей площади помещений в МКД.
Ответчики ФИО1, ФИО2, будучи извещенным надлежащим образом в суд не явились, о причинах неявки суд не известили.
Представитель ответчика ООО «Изумрудный город» ФИО13, действующий на основании доверенности, требования иска не признал по следующим основаниям. В части, указанной в иске о нарушениях ч.4 ст.45 ЖК РФ о извещении юридических лиц не по месту их регистрации, а по месту их фактического нахождения, то указанное нарушение не является значительным, поскольку они были фактически извещены. В части не извещения ФИО9 помещение 33, то она являлась одним из членов инициативной группы, знала о собрании, принимала участие в его подготовке и проведении, в ходе общего собрания была избрана членом совета МКД и его председателем. В части не извещения ФИО10 (помещение №) и ФИО11 (помещение№) то у указанных лиц жилые помещения находятся в общей совместной собственности без определения в нем долей. Законодатель не регулирует вопрос о том, каким образом извещать лиц, у которых находятся помещения в совместной собственности, обоих собственников, или достаточно одного собственника у которого помещение находиться в совместной собственности, поскольку они голосуют в целом по помещению, так как доля в нем не определена, поэтому были извещены один из собственников, у которых находиться помещение в общей совместной собственности. Представители РФ и ЯНАО извещались нарочно, при этом представитель ЯНАО в лице представителя Управления делами Правительства ЯНАО принимал участие в общем собрании.
В части нарушений Приказа №/пр пп. «а» п.11, то в настоящее время отсутствуют свидетельства о регистрации права собственности, имеются лишь выписки из ЕГРП, к протоколу приложен реестр собственником помещений в МКД, в котором указаны номер записи о регистрации права собственности и дата ее внесения, данное нарушение не является значительным.
В части нарушения п.13 Приказа №/пр, то список очной части голосования содержит данные сведения, в прилагаемом к протоколу реестр собственником помещений в МКД данные сведения содержаться, поэтому данное нарушение не является значительным.
В части нарушения в п.16 Приказа №/пр, то по всей видимости у инициаторов собрания отсутствовал договор управления с ООО «Стройжилсервис», поэтому они и не указали все его реквизиты.
В части нарушения пп. «а» п.18 Приказа №/пр, то в протоколе общего собрания содержание формулировок выступлений ясно, поэтому данный пункт формально выполнен.
В части нарушения пп. «а» п.19 Приказа №/пр, то инициаторам собраний не известен ОГРН юридических лиц, являющихся собственниками МКД, но в в прилагаемом к протоколу реестр собственником помещений в МКД имеется полное наименование указанных юридических лиц, поэтому данное нарушение формально.
В части нарушения пп. «б» п.19 Приказа №/пр то в сообщение о проведении общего собрания были указаны инициаторы его проведения с указанием их места нахождения, у которых имелись материалы, которые буду представлены на данном собрании, соответственно любой желающий мог с ними связать и ознакомиться, то есть данное нарушение формально.
В части нарушения п.21 Приказа №/пр, то он был подписан председателем и секретарем общего собрания 22.11.2018 года, то есть при его составлении, поэтому данное нарушение также формально.
В части не направления собственниками уведомления о расторжении договора управления с ООО «Стройжилсервис», то фактически данный договор расторгнут, лицензия на обслуживание данного дома получена ООО «Изумрудный город», который с 01.03.2019 года осуществляет его обслуживание и оказывает его собственникам данные услуги. На общем собрании был определен также перечень первоначальных работ, которые необходимо выполнить управляющей организацией, которые в настоящее время фактически выполнены. Кроме этого просил суд учесть неблагоприятные последствия при признании протокола общего собрания недействительным и недействительным договора управления данным МКД, поскольку он попал под программу благоприятная «окружающая среда», в рамках реализации которой ООО «Изумрудный город» МКУ «СДЕЗ» выделены денежные средства, а ООО «Изумрудный город» в свою очередь заключило контракт по его реализации и подрядная организация приступила к выполнению работ по нему, в случае удовлетворения иска, контракт должен быть расторгнут, в отношении ООО «Изумрудный город применены штрафные санкции», а территория МКД не будет облагорожена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Стройжилсервис» будучи извещенным надлежащим образом в суд не явился, представил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя третьего лица с письменными пояснениями по делу, в которых указал, что общий размер площади собственников помещений в МКД 3855,97 кв.м., или 52,1% голосов 3855,97 / 7400,1 * 100). Часть решений собственников (бюллетеней для голосования) подписана их представителями, при этом копии доверенностей, подтверждающих такие полномочия, а также копии документов, подтверждающих родство несовершеннолетних собственников с их законными представителями, ООО «Изумрудный город не представил». Учитывая изложенное, в общем собрании приняли участие собственники правомочные на подписание решения (бюллетеней для голосования), которым принадлежат помещения площадью общим размером 3579,54 кв.м. (3855,97 – 106,1 – 42,4 – 93,2 – 18,3 – 16,43) или 48,3% голосов (3579,54 / 7400,1 * 100), следовательно в силу положений ч.3 ст.45 ЖК РФ, общее собрание являлось неправомочным, поскольку не имело кворума.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В очно-заочной форме в период с 11 по 21 ноября 2018 года в <адрес> по ул. Республики в г. Салехарде было проведено собрание собственников многоквартирного дома, результаты которого оформлены протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 22.11.2018 года.
Согласно положений ст.45 ЖК РФ Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
4. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Согласно положений ст.46 ЖК РФ Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Поскольку в ДГЖН ЯНАО в течении трех месяцев поступило два протокола общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) по адресу: <...> <адрес>, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня. В соответствии с требованиями ч.1.1. ст.46 ЖК РФ ДГЖН ЯНАО обязан провести плановую проверки в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания. При проведении проверки, ДГЖН ЯНАО выявлен ряд нарушения, в связи с чем указанный орган обратился в суд с настоящим иском в соответствии с его полномочиями, определенными в п.1 ч.6 ст.20 ЖК РФ (Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса).
В силу ч. 2 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно положений ст.181.3 ч.1 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Ч.1 ст.181.4 ГК РФ определяет, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Согласно положений ч.3 ст.181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
В силу ч. 2 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно положений ст.181.3 ч.1 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Ч.1 ст.181.4 ГК РФ определяет, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Согласно положений ч.3 ст.181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Из представленных в суд материалов протокола общего собрания № от 22.11.2018; реестра собственников помещений в МКД; уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в МКД с повесткой дня внеочередного собрания; реестра собственников помещений в МКД, листа регистрации собственников принимавших участий в очной форме его проведения; проекта договора управления в многоквартирном доме; протокола подсчета голосов; бюллетеней для голосования; следует, что в ходе проведенной проверки ДГЖН ЯНАО установлено наличие о имеющихся разночтениях в площади помещений МКД и собственниками помещений по данным Росреестра и указанными в протоколах общих собраний. За основу взяты данные Росреестра, бюллетени с несовпадением Ф.И.О. собственника с данными Росреестра к учету не принимались, площадь помещений считалась по данным Росреестра, по помещениям в которых общая площадь совместная собственность и долевая собственность, к учету принимался только бюллетень собственника принявшего участие в голосовании и пропорционально площади приходящейся на данного собственника. Кворум для проведения общего собрания имелся, по данным Росреестра площадь составляет 7364,9 кв.м., в собрании приняло участие 3912,22 кв.м., что составляет около 53,11%, при этом, за расторжение договора управления, заключенного с ООО «Стройжилсервис» и выборе управляющей организации ООО «Изумрудный город» проголосовало 2975,725 кв.м, со составляет около 40,39% от общего числа помещений в МКД. В связи с изложенным доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Стройджилсервис» в части отсутствия кворума не состоятельны, поскольку голоса, на которые он ссылается не принимались к подсчету, в его возражениях и приведенных расчетах указаны площади помещений не совпадающими с данными Росреестра.
В части нарушений ч.4 ст.45 ЖК РФ о ненадлежащего извещения юридических лиц ООО «Плюс-С» и ООО «СК «Стройкомплекс» не по месту их регистрации, а по месту их фактического нахождения, суд не считает данное нарушение существенным, поскольку в данном случае существенным является все же надлежащее извещение, каковое имело место быть, так как данные юридические лица были фактически извещены. В части не извещения собственника ФИО9 (помещение №), то она фактически была извещена, так как принимала непосредственное участие в очной части голосования в ходе общего собрания была избрана членом совета МКД и его председателем. В части не извещения ФИО10 (помещение №) и ФИО11 (помещение№) то у указанных лиц жилые помещения находятся в общей совместной собственности без определения в нем долей. Законодатель не регулирует вопрос о том, каким образом извещать лиц, у которых находятся помещения в совместной собственности, обоих собственников, или достаточно одного собственника у которого помещение находиться в совместной собственности, поскольку они голосуют в целом по помещению, так как доля в нем не определена, поэтому были извещены один из собственников, у которых находиться помещение в общей совместной собственности, данное нарушение не является существенным. Представители РФ и ЯНАО извещались нарочно, согласно пояснений представителя ответчика ООО «Изумрудный город» при этом представитель ЯНАО в лице представителя Управления делами Правительства ЯНАО принимал участие в общем собрании, в связи с чем суд приходит к выводу, что указанные лица были извещены надлежащим образом, а не принятие участия в голосовании представителя РФ, не могло повлиять на суть принимаемых решений, поскольку как указано выше кворум на собрании имелся, представителем РФ в связи с указанным обстоятельством протокол общего собрания не обжаловался.
В части указанных в иске нарушений при составлении протокола общего собрания, и их не соответствия положениям Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", суд приходит к выводу, что данные нарушения не являются существенными, которые могут повлечь признание протокола общего собрания недействительным.
В нарушение пп. «а» п.11 Приказа №/пр об инициаторе общего собрания в протоколе общего собрания отсутствуют реквизиты документа, подтверждающего право собственности. В настоящее время отсутствуют свидетельства о регистрации права собственности, имеются лишь выписки из ЕГРП, к протоколу приложен реестр собственником помещений в МКД, в котором указаны номер записи о регистрации права собственности и дата ее внесения, данное нарушение не является значительным.
В нарушение п.13 Приказа №/пр отсутствует список, в котором сведения о присутствующих указываются в соответствии с п.12 Приказа №/пр, который является обязательным приложением к протоколу общего собрания. Список очной части голосования содержит данные сведения, в прилагаемом к протоколу реестр собственником помещений в МКД данные сведения содержаться, поэтому данное нарушение не является значительным.
В нарушение п.16 Приказа №/пр отсутствует полное наименование и реквизиты договора управления, заключенного с ООО «Стройжилсервис», который собственники планировали расторгнуть с 31.12.2018 года. Из содержания протокола общего собрания четко и ясно видно какой договор управления приняли решение собственники МКД расторгнуть, а именно ранее заключенный с с ООО «Стройжилсервис», не указание в протоколе общего собрания договора управления МКД, не является существенным и влекущие признание недействительным.
В нарушение пп. «а» п.18 Приказа №/пр по вопросам голосования 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, в разделе «Слушали» отсутствует краткое содержание выступлений или ссылка на прилагаемый к протоколу документ, содержащий текст выступления. В протоколе общего собрания содержание формулировок выступлений ясно, поэтому данный пункт формально выполнен.
В нарушение пп. «а» п.19 Приказа №/пр в реестре собственников помещений отсутствует ОГРН юридических лиц, являющихся собственниками помещений в МКД. Инициаторам собраний не известен ОГРН юридических лиц, являющихся собственниками МКД, в прилагаемом к протоколу реестр собственником помещений в МКД имеется полное наименование указанных юридических лиц, поэтому данное нарушение формально.
В нарушение пп. «б» п.19 Приказа №/пр в сообщении о проведении общего собрания отсутствует информация о порядке ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, место или адрес, где с ними можно ознакомиться. В сообщении о проведении общего собрания были указаны инициаторы его проведения с указанием их места нахождения, у которых имелись материалы, которые буду представлены на данном собрании, соответственно любой желающий мог с ними связать и ознакомиться, то есть данное нарушение формально.
В нарушение п.21 Приказа №/пр в протоколе общего собрания отсутствует дата проставления подписи председателя и секретаря общего собрания части нарушения п.21. Данное нарушение также формально, поскольку протокол был пописан председателем и секретарем общего собрания при его составлении, дата протокола указана в нем.
Не направления уведомления в ООО «Стройжилсервис» собственниками уведомления о расторжении договора управления МКД с данным юридическим лицом, является следствием принятого решения на общем собрании о расторжении данного договора, не направление уведомления не влечет признание протокола общего собрания недействительным, Договора фактически расторгнут, поскольку в соответствии с принятым решением на общем собрание обслуживание данного МКД с 01.03.2019 года фактически, на основании выданной лицензии, в соответствии с заключенным договором управления МКД, осуществляет ООО «Изумрудный город».
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа к ФИО1, ФИО2, обществу с ограниченной «Изумрудный город» о признании недействительным протокола № от 22.11.2018 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> <адрес>, договора управления многоквартирным домом от 03.12.2018 года заключенного с обществом с ограниченной «Изумрудный город» недействительным с даты заключения, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий/подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков