Дело № 2-832/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Барда 23 декабря 2016 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Аиткуловой И.Н.
с участием помощника прокурора Бардымского района Назарова Н.Х.,
ответчика Шамгуновой Н.К.,
при секретаре Кантугановой М.М.,
рассмотрев дело по иску заместителя прокурора ............ в интересах неопределенного круга лиц к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шамгуновой Н.К., третьи лица Государственная инспекция по экологии и природопользованию ............., Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования .............., администрация ............, о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора ............ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шамгуновой Н.К. о возложении обязанности предоставить в Управление Росприроднадзора .............. отчет о сельскохозяйственной деятельности данного субъекта предпринимательства за 2015 год, для определения его как лица - плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой ............ проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды юридическими лицами и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории <адрес>.
В ходе проверки установлено, что Шамгунова Н.К. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Межрайонной ИФНС № в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства за ОГРНИП №.
Основным видом деятельности согласно выписке из ЕГРИП является животноводство.
Согласно отчета формы № за 2015 год главой КФХ Шамгуновой Н.К. произведено <данные изъяты> штук яиц, птиц сельскохозяйственной на убой в количестве <данные изъяты> центнеров, свиней и крупнорогатого скота на убой в количестве <данные изъяты> центнеров соответственно.
Из акта обследования и проверки целевого использования гранта главой КФХ Шамгуновой Н.К. от 09 февраля 2016 года следует, что в данном хозяйстве содержатся куры – молодки яичного направления в количестве <данные изъяты> голов, а также <данные изъяты> голов маточного поголовья.
Глава КФХ Шамгунова Н.К. продолжает осуществлять деятельность по разведению и откорму сельскохозяйственной птицы по настоящее время. Данный вид деятельности относится ко 2 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В процессе деятельности главы КФХ Шамгуновой Н.К. по разведению сельскохозяйственной птицы образуется значительное количество отходов производства и потребления в виде отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года №445:
- помет прочих птиц свежий (код по ФККО №),
- помет прочих птиц перепревший (код по ФККО №);
- отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц (код по
№);
- отходы подстилки из соломы при содержании птиц (код по ФККО №) и другие.
Данные отходы производства относятся к 3 и 4 классу опасности. Данный вид деятельности относится ко 2 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При этом глава КФХ Шамгунова Н.Х. не зарегистрирована в Управлении Росприроднадзора ............. в качестве плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду, соответствующий отчет в данный орган не направляла.
В силу ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, начиная с 2012 года плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется по нормативу: 5 % - в доход федерального бюджета, по нормативу 40 % - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и по нормативу 55 % - в доходы местных бюджетов.
Указанные сборы зачисляются в доходную часть федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты. Соответственно непоступление этих платежей в указанные бюджеты нарушают их права. Данная плата идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды, на научные исследования безопасных технологий, выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, уклонение от внесения указанных платежей затрагивает также конституционные права граждан неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на реализацию программ на восстановление среды обитания граждан. Также данные сборы направляются на решение таких проблем, как обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
Непринятие должных мер по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, уклонение от данной обязанности снижает возможность предупреждения негативных воздействий от хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, что нарушает права и интересы граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих и прибывающих на территории <адрес>, то есть неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора ............. Назаров Н.Х. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Шамгунова Н.К. исковые требования признал в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ............. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, по делу поддерживает позицию прокурора, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления в Управление должна предоставляться в установленном порядке отчетность по форме № 2-ТП (отходы) и отчетность СМП (субъекты малого предпринимательства). В соответствии с п. 3 Приказа Минэкономразвития от 28 января 2011 года № 17, учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.
Представитель Государственной инспекции по экологии и природопользованию ............... в суд не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель администрации ............ Зайникаева Г.И. просит рассмотреть дело без их участия, с исковыми требованиями согласна.
Из письменных материалов дела установлено, что Шамгуновой Н.К. предоставлены сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2015 год, согласно которых КФХ Шамгуновой Н.К. в 2015 году произведено <данные изъяты> штук яиц, птиц сельскохозяйственной на убой в количестве <данные изъяты> центнеров, свиней и крупнорогатого скота на убой в количестве <данные изъяты> центнеров соответственно (л.д. №).
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ............... в адрес прокурора ............. представлена информация, что от индивидуального предпринимателя Шамгуновой Н.К. соответствующие расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду в адрес Управления и перечисления в бюджет не поступали (л.д.№).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Шамгунова Н.К. зарегистрирована индивидуальным предпринимателем ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. №).
19 ноября 2012 года администрацией ........... Шамгуновой Н.К. выдано разрешение на строительство птичника расположенного по адресу: <адрес> (л.д. №).
На основании свидетельства о государственной регистрации права Шамгунова Н.К. является собственником земельного участка, для сельскохозяйственного производства, площадью 47000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. №), согласно публичной кадастровой карте данный земельный участок расположен возле реки (л.д. №).
Из акта обследования и проверки целевого использования гранта главой КФХ Шамгуновой Н.К. от 09 февраля 2016 года следует, что в данном хозяйстве содержатся куры – молодки яичного направления в количестве <данные изъяты> голов, а также <данные изъяты> голов маточного поголовья (л.д. №).
Согласно ст. 42 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с положениями ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Отходами производства и потребления, в соответствии с абз. 2 ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу ст. 3 вышеназванного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
Согласно ст. 16 названного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. ст. 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», любая деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности и исполнении обязанности по возмещению вреда окружающей среде; плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Пунктом 3 ст. 18 вышеназванного ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуют отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенций отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 19 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исходя из ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ответчику Шамгуновой Н.К. разъяснены последствия признания иска в соответствии со ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые ей понятны.
Истец просит принять признание исковых требований ответчиком.
В соответствии со ст. ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает признание заявленных требований истца ответчиком. Признание заявленных требований не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц.
В процессе деятельности КФХ Шамгуновой Н.К. по разведению сельскохозяйственной птицы образуется значительное количество отходов производства и потребления в виде отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года №445:
- помет прочих птиц свежий (код по ФККО №),
- помет прочих птиц перепревший (код по ФККО №);
- отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц (код по
№);
- отходы подстилки из соломы при содержании птиц (код по ФККО №) и другие.
Данные отходы производства относятся к 3 и 4 классу опасности. Данный вид деятельности относится ко 2 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В нарушение норм действующего законодательства ответчик не представил в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования .............., в установленный законом срок, данные об отходах. Допущенное ответчиком нарушение может повлечь вред охраняемым государством интересам в области охраны окружающей среды и нарушить права граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора ............ удовлетворить.
Обязать главу крестьянского (фермерского) хозяйства Шамгунову Н.К. (ОГРНИП №) предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ............. отчет о сельскохозяйственной деятельности данного субъекта предпринимательства за 2015 год для определения его как лица - плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано вапелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд в течение месяца.
Судья И.Н.Аиткулова