№ 2-833/2019
УИД 61RS0022-01-2019-000248-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Мартыненко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «УК «РЭП Профессионал», МУП «Таганрогэнерго» о защите прав потребителей
У С Т А Н О В И Л:
В Таганрогский городской суд обратился ФИО1 к ООО «УК «РЭП Профессионал» с требованиями о защите прав потребителей.
В обосновании иска указал, что в <дата> году после сдачи дома в эксплуатацию по адресу: <адрес> центральное отопление работало не должным образом, и в зимний период на мансарде замерзала вода. Управляющая компания «Служба Единого Заказчика» определила, что в центральных трубах стоят калибровочные шайбы, предусмотренные на расчетную подачу тепла, в связи с чем устранить проблему они не могут. В <дата>, с разрешения управляющей компании и городских служб, в квартире было выполнено индивидуальное отопление, а именно установлен газовый котел и газовый счетчик, после чего управляющая компания уведомила его в том, что он освобождается от оплаты за центральное отопление.
С <дата> управляющая компания ООО «УК РЭП Профессионал» ввела плату в счет-извещения по статье «отопление», для компенсации своего долга по проигранному судебному иску компании «Тепловые сети», и расписала его по квартирам жильцов дома, пропорционально жилой площади квартир, под формулировкой «повышающий коэф.», и тем самым открыла долг Истца. Ответчик пояснил тем, что дом не оборудован прибором учета тепла, что является неисполнением Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 г. Впоследствии по решению суда Ответчик отменил плату за «повышающий коэф.», так как невозможно установить прибор учета тепла на входе теплоносителя в дом, что показала трехкратная инспекция Госжилинспекции. Однако Ответчик составил акт о возможности установки прибора учета тепла за счет удорожания работ и увеличения стоимости оборудования, с возложением оплаты на жильцов дома, так как это входит в установку прибора учета тепла. Жильцы дома, отказались от такого варианта и, впоследствии, от услуг Ответчика по теплоснабжению. Новый поставщик теплоносителя компания «Городское хозяйство» с <дата> года не берет платы за «центральное отопление» с квартир дома №, в которых выполнено индивидуальное отопление.
С начала отопительного <дата> Ответчик ввел в счет- извещения новый вид оплаты по статье «центральное отопление», для его квартиры плата составляла 8730 рублей в месяц. В дополнение к долгу за «повышающий коэф.», итоговая сумма в счет-извещении, только Ответчика, составила более 20 тысяч рублей за месяц, не считая платежей по другим квитанциям. Он проводил плату по всем статьям, за исключение «отопление» и поэтому накопился долг. Долг Истца вызван деятельностью ответчика, путем незаконного введения платы за «повышающий коэф.», ее накопления и накладкой на последующее введение платы за «центральное отопление»
Согласно ответу Госжилинспекции Ростовской области, на его жалобу, «Правила №354» не предусматривают размера платы за центральное отопление в многоквартирном доме для квартир, в которых выполнено индивидуальное отопление.
На входе теплоносителя в дом невозможно установить прибор учета тепла и, следовательно, дом не попадает под наложение платы за «центральное отопление», для квартир с индивидуальным отоплением.
В его квартире нет стояков центрального отопления, поскольку она расположена на пятом верхнем этаже с мансардой, а стояки проходят по четвертому этажу с согласия их жильцов. Это обеспечило нормальную работу центрального отопления по двум стоякам и дало тепло №-ми нижерасположенным квартирам.
Просил суд признать незаконными задолженности за центральное отопление с <дата> г. по <дата> г., сумму в 48 994,58 руб. и начисляемую пеню, за <дата> в сумме 5 846, 21 руб.; компенсировать судебные издержки в размере 6 000 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 55 000 руб.
Истец – ФИО1 исковые требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ООО "УК РЭП Профессионал" – ФИО2 исковые требования не признала. Указала, что у истца отсутствуют разрешительные документы на установку газового оборудования, в настоящее время в производстве суда находится дело по узаконению. МКД перешёл на прямые договора и ресурсно-снабжающая организация поменялась. На сегодняшний день никаких начислений они не производят. Расчёт за услуги отопления истцом не представлен. Начисления производились на основании решения Арбитражного суда. По факту начислений были вывешены объявления. Истцу предлагалось представить разрешительную документацию в общем порядке. Произвелись начисления за отопления за спорный период, повышающий коэффициент снят в полном объёме. Основанием для доначисления послужил судебный акт. В <дата> на обращение истца был дан полный ответ, на основании чего были произведены начисления. Просила отказать во взыскании судебных расходов.
Ответчик представитель МУП «Таганрогэнерго», привлеченный к участию в деле протокольным определением от <дата> г., в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела ФИО1 является собственником квартиры № расположенной по адресу <адрес>, на основании договора дарения от <дата> г., договора передачи № № г., регистрационного удостоверения № от <дата>., договора об определении долей от <дата> г. номер в реестре нотариуса №. Размер доли № Остальные доли принадлежат членам его семьи.
В соответствии с п. 3 ст.31 ЖК РФ на истца возложена солидарная ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.
Согласно технического паспорта квартиры 18 в квартире указан вид отопления - от котла, то есть индивидуальное, в связи с чем, услугу по центральному отоплению потребитель не получает.
Так, в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 37 ч.1 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу ст. 39 ч.1,2 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Из пунктов 1 и 2 ст. 153, п. 2 ч. 1 и ч. 4 ст. 154, ст. 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе водоснабжение, водоотведение и отопление). Таким образом, обязанность по содержанию общего имущества (в том числе в многоквартирном доме) в силу закона является исключительной обязанностью собственника, которая не может быть передана иному участнику договорных отношений при исполнении возложенных на стороны обязательств.
Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 36.05.2011г. N354.
Согласно п.п. "е" п. 4 данного постановления, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 40 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов» потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран, либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Пункт второй указанных правил в ранее действующей редакции - потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжении.
В п. 4.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО3 и ФИО4" указано, что в зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т.п.).
Тем не менее, подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.
В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев, как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования. В частности, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за данную услугу совокупно без разделения на плату за ее потребление в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац второй пункта 40).
Такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии и при этом - ввиду изоляции расположенных в них элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам - тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется.
Между тем одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы.
Регулирование спорных отношений по данному делу осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом "О теплоснабжении", который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с 1 января 2011 года).
К индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, относятся работающие на природном газе источники тепловой энергии, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа (пункт 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787; тем же постановлением признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307, которым были утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, содержавшие аналогичные требования в пункте 44).
До вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались статьей 84 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 1 марта 2005 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ), также предусматривавшей необходимость получения разрешения местной администрации на переустройство жилого помещения.
Нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления обусловлены обеспечением надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.).
Иное выходило бы за рамки конституционно допустимых пределов осуществления прав и свобод, а для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, отапливаемых за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, создавало бы необоснованные препятствия в реализации конституционного права на жилище (статья 17, часть 3; статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, истец осуществил обустройство своей квартиры индивидуальным отоплением согласно техусловий ОАО «Таганрогмежрайгаза» № от <дата> года. Письмом от <дата> года за № №<данные изъяты> осуществляющее функции формирования и контроля за исполнением муниципального заказа по техническому обслуживанию муниципального жилищного фонда и осуществляющяя начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, сообщило истцу о том, что в связи с установкой индивидуального котла начисления за отопление производится не будут (л.д.16).
Указанные изменения нашли свое отражение в техническом паспорте л.д.(19-23).
Таким образом, с учетом положения ранее действующей правовой нормы ст. 84 ЖК РСФСР, суд приходит к выводу о том. что переустройство системы отопления произведено на основании надлежащим образом оформленной технической документации. При этом суд приходит к выводу, что истцом не совершено незаконных действий, связанных с отключением квартиры от центральной системы отопления.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
В силу 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства <дата> года (л.д.108) ответчику было предложено предоставить расчет платы за отопление мест общего пользования исходя из той доли которая приходится на долю истца. От предоставления расчета ответчик уклонился.
Согласно представленных квитанций за жилищно-коммунальные услуги за <дата> года, истцу было выставлена сумма за отопление в размере 16.440 рублей 17 копеек, 3.189 рублей 11 копеек, 9.814 рублей 78 копеек, 3.833 рубля 49 копеек, 4.907 рублей 39 копеек, а всего 38.185 рублей 31 копейка.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что действия ответчика по начислению указанной суммы являются незаконными. В связи с чем требования истца в указанной сумме подлежат удовлетворению. Требование в части пени в сумме 5.846 рублей 21 копейка, суд так же считает обоснованными, так как пеня является штрафной санкцией от необоснованного начисления.
Учитывая, что в связи с возникшими между сторонами правоотношениями, регулируемыми в этой части положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", в том числе и статьей 15 Закона, предусматривающей, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования. При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из следующего
В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что ответчик нарушил права потребителя, размер денежной компенсации которого суд определяет в 5.000 рублей.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом заявлены требования о взыскании 6 000 руб. в качестве судебных издержек.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
К материалам дела приложена копия квитанции на оплату 6 000 руб. по договору на оказание юридических услуг № № от <дата> г., однако оригинала квитанции и самого договора в материалы дела не представлено, в связи с чем, у суда отсутствует возможность установить относимость оплаты данной суммы по договору на оказание юридических услуг в рамках данного гражданского дела.
В связи с чем, суд отказывает во взыскании судебных издержек в размере 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ООО «УК «РЭП Профессионал» о защите прав потребителей – удовлетворить частично.
Признать незаконными начисление задолженности за центральное отопление с <дата> г. по <дата> г. на сумму в 38.185 рублей 31 копейка и начисляемую пеню за <дата> г. в сумме 5 846 рублей 21 копеек.
Взыскать с ООО «УК « РЭП Профессионал» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 5.000 рублей.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 30 апреля 2019 года.
Председательствующий: Исаев С.Н.