ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-834/2016 от 27.06.2016 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

<данные изъяты>

Дело № 2-834/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 27 июня 2016 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Терехиной Х.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального образования «<адрес>» и отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «<адрес>» о восстановлении пропущенного срока на обращение за назначением и выплатой единовременного пособия при передаче ребенка в семью, возложении обязанности о назначении единовременного пособия при передаче ребенка в семью,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «<адрес>» (далее – администрация МО «<адрес>»), просит признать незаконным отказ в назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с отдела опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» в её пользу пособие в сумме <данные изъяты>, а также восстановить ей срок для обращения за назначением единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в связи с уважительностью причин пропуска срока. Мотивирует тем, что в установленном порядке назначена опекуном малолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Родители ребенка ФИО4 и отец ФИО5 лишены родительских прав в отношении ребенка. Право на получение единовременного пособия при передаче ребенка в семью возникло после вступления решения суда о лишении родительских прав в законную силу. В ДД.ММ.ГГГГ года к ней домой приезжали работники отдела опеки и попечительства администрации МО «<адрес>», где в их присутствии были написаны заявления о выплате ежемесячного пособия в размере <данные изъяты> и о выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью в сумме <данные изъяты>, заявления были переданы работникам отдела опеки и попечительства. Ежемесячное пособие на ребенка в размере <данные изъяты> выплачивается ей своевременно, единовременное пособие при передаче ребенка в семью не было выплачено. Ожидала выплаты единовременного пособия длительное время, после чего в ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в отдел опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» за разъяснениями, после чего выяснилось, что её заявление утеряно. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО «<адрес>» было вынесено постановление об отказе в выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью, в связи с нарушением срока обращения за назначением указанного пособия. Указывает, что не нарушала срок на обращение за назначением и выплатой единовременного пособия, её вины в том, что заявление было утрачено, не имеется.

В ходе рассмотрения дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «<адрес>», в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено министерство образования и науки <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования уточнила, просит восстановить её срок на обращение за назначением и выплатой единовременного пособия при передаче ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью и обязать администрацию МО «<адрес>» назначить единовременное пособие при передаче ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью.

Представитель ответчика отдела опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагает, что при установлении уважительности причин пропуска срока на обращение ФИО3 за назначением и выплатой единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, исковые требования могут быть удовлетворены. Пояснила, что заявление о назначении единовременного пособия могло быть написано только в отделе опеки и попечительства администрации МО «<адрес>». Из материалов учетного дела ФИО1 следует, что ежемесячное пособие на ребенка было назначено ранее указанной в исковом заявлении даты посещения семьи опекуна. При посещении ДД.ММ.ГГГГ работниками отдела опеки и попечительства семьи малолетнего ФИО1, от опекуна ФИО3 было принято заявление о разрешении на снятие денежных средств опекунского пособия, а также был составлен акт обследования условий жизни подопечного. Заявление о назначении единовременного пособия на дому не принималось. Также пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году в отделе опеки и попечительства не было работников, имена которых указаны в исковом заявлении.

Представитель соответчика администрации МО «<адрес>» ФИО7, действующая на основании доверенности, в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО «<адрес>».

Министерство образования и науки <адрес> о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило. В письменном отзыве на исковое заявление ФИО3 исполняющая обязанности министра ФИО8 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. Указывает, что полномочия по приему заявлений и документов, необходимых для назначения единовременного пособия при передаче ребенка в семью, принятию решений о назначении или об отказе в назначении пособия возложены на администрацию МО «<адрес>». Срок на обращение с заявлением о назначении и выплате пособия не является пресекательным, истечение срока не отменяет право на получение данного пособия. Полагает, что исковые требования о назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью могут быть удовлетворены в случае признания причин пропуска срока на обращение за назначением и выплатой пособия уважительными.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика администрации МО «<адрес>» и третьего лица Министерства образования и науки <адрес>.

Выслушав участников судебного разбирательства, допросив свидетеля ФИО9, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) устанавливается единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства (преамбула к закону).

Статьей 3 Закона № 81-ФЗ, в числе прочих установлены такие виды пособий как пособие на ребенка и единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

На основании статьи 12.1 Закона № 81-ФЗ один из опекунов имеет право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, в случае, если родители лишены родительских прав, ограничены в родительских правах.

Выплата указанного государственного пособия производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (статьи 4, 4.1 Закона № 81-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Согласно п. 37 Порядка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Статьей 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ, п. 80 Порядка установлено, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства).

Назначение единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью включено в перечень государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> при наделении их отдельными государственными полномочиями, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп «Об утверждении перечней государственных услуг <адрес>» и осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями главы X закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями», государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории <адрес> осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>.

Поэтому полномочия по приему заявлений и документов, необходимых для назначения единовременного пособия, по принятию решения о назначении или об отказе в назначении пособия возложены на администрацию МО «<адрес>».

Судом установлено, что истец ФИО3 ФИО14 Т.Л. и её супруг ФИО9 назначены опекунами малолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-па (с учетом постановления администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-па).

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать ребенка ФИО4 лишена родительских прав в отношении ребенка, отец ребенка ФИО5 ограничен в родительских правах в отношении сына. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО5 лишен родительских прав в отношении сына ФИО5, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-па (с учетом постановления администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-па) ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначено денежное пособие на содержание ФИО1

Право ФИО3 на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью опекуна, возникло с даты вступления в законную силу решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому срок на обращение за назначением и выплатой единовременного пособия при передаче ребенка в семью, истек ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 обратилась в отдел опеки и попечительства с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-па, ФИО3 отказано в назначении и выплате единовременного пособия в связи с пропуском срока.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ семья опекунов ФИО3 и ФИО9 была посещена специалистами отдела опеки и попечительства администрации МО «<адрес>», специалистом ФИО10 был составлен акт контрольного обследования условий жизни подопечного, а также принято заявление ФИО3 на бланке установленной формы о разрешении опекуну на снятие денежных средств опекунского пособия, перечисляемого на расчетный счет в отделении ОАО «Сбербанка России», опекуну даны устные разъяснения о видах государственных пособий гражданам, имеющих детей.

Из показаний ФИО10, допрошенной в качестве свидетеля в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе посещения семьи ДД.ММ.ГГГГ, опекуну были даны разъяснения о необходимости обращения с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью и о сроке обращения с таким заявлением. Заявление о назначении единовременного пособия не могло быть принято на дому, поскольку такое заявление принимается только в отделе опеки и попечительства администрации МО «<адрес>».

Как следует из показаний свидетеля ФИО9 в судебном заседании, в один из дней ДД.ММ.ГГГГ года супруга ФИО3 сообщила ему о посещении их семьи работником отдела опеки и попечительства и о написании заявления о выплате единовременного пособия. Посещение семьи работником отдела опеки и попечительства происходило в его отсутствие.

Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ специалистом отдела опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» ФИО10 было проведено контрольное обследование условий жизни подопечного ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в семье опекунов ФИО3 и ФИО9

В ходе обследования был составлен соответствующий акт, от опекуна ФИО3 было принято заявление о разрешении на снятие с расчетного счета в банке денежных средств ежемесячного пособия на ребенка, разъяснено о необходимости обращения с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия.

Суд приходит к выводу о том, что при этом опекуну не было надлежащим образом разъяснено о необходимости написания заявления о назначении и выплате единовременного пособия непосредственно в отделе опеки и попечительства администрации МО «<адрес>», ФИО3 полагала, что такое заявление было принято у неё при посещении на дому ДД.ММ.ГГГГ, ожидала выплаты пособия.

Доказательств того, что опекунам несовершеннолетнего ФИО1 было предложено обратиться с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия впоследствии, было разъяснено об истечении срока на обращение за назначением и выплатой единовременного пособия, материалы учетного дела ребенка не содержат, суду таких доказательств не представлено.

Статья 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», п. 80 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1012н, не содержат положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении срока, формальное истечение которого не отменяет право на получение государственных пособий в установленном законом порядке.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что причины пропуска истцом срока на обращение за назначением и выплатой единовременного пособия при передаче ребенка в семью являются уважительными, в связи с чем, указанный срок подлежит восстановлению.

Требование о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью также является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО3 к администрации муниципального образования «<адрес>» и отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «<адрес>» – удовлетворить.

Восстановить ФИО3, срок на обращение за назначением и выплатой единовременного пособия при передаче ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» назначить ФИО3 единовременное пособие при передаче ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 июля 2016 года.

Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>