ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-834/2021 от 27.07.2021 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Железноводский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никитюк А.Д.

при секретаре ФИО2,

с участием:

представителя истца в лице помощника прокурора города-курорта Железноводска ФИО3,

ФИО6

ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города-курорта Железноводска, поданное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному ФИО7 и администрации города-курорта Железноводска о возложении обязанности обеспечить финансирование на заключение договора охраны ФИО8 города-курорта <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, а также возложении на ФИО9 города-курорта <адрес> обязанности заключить договор на охрану здания указанного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, об устранении нарушений законодательства об образовании и противодействия терроризму и экстремизму,

установил:

прокурор города-курорта Железноводска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «ФИО10 и администрации города-курорта Железноводска о возложении обязанности обеспечить финансирование на заключение договора охраны муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ФИО11 города-курорта <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, а также возложении на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ФИО12 города-курорта <адрес> обязанности заключить договор на охрану здания указанного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, об устранении нарушений законодательства об образовании и противодействия терроризму и экстремизму.

В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка законодательства об образовании и противодействии терроризму и экстремизму в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ФИО13 города-куpopта <адрес>, в ходе которой установлено, что с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения ФИО14 присвоена третья категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования учреждения от ДД.ММ.ГГГГФИО15 с учетом присвоенной третьей категории опасности, обязанность по организации обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти до настоящего времени не исполнена.

Ранее, по результатам проведенной проверки прокуратурой юрода по данному факту внесено представление в адрес начальника управления образования администрации города-курорта Железноводска, вместе с тем, в рамках его рассмотрения действенных мер на устранение имеющихся нарушений не принято.

Не принятие мер по надлежащему обеспечению безопасности образовательного процесса выраженною в необеспечении охраны образовательных учреждений сотрудниками частых охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти нарушает нрава обучающихся на конституционное право на безопасные условия обучения участников образовательною процесса, что является недопустимым.

Невыполнение ФИО16 требований закона влечет невозможность обеспечения безопасности граждан и может привести к причинению вреда их жизни и здоровью. Выявленные нарушения законодательства могут так же привести к чрезвычайной ситуациям и ставят под угрозу безопасное пребывание детей в общеобразовательном учреждении.

Истец просил: обязать администрацию юрода-курорта <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование на заключение договора охраны муниципального бюджетного дошкольною образовательного учреждения ФИО17 города-курорта <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ФИО18 города-курорта <адрес> в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на охрану здания образовательного учреждения, находящеюся по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

В судебном заседании истец в лице помощника прокурора города-курорта Железноводска ФИО3 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

ФИО19

ФИО19

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и содержащиеся в нём письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, согласно акту обследования и категорирования объектов (территорий) муниципальной образовательной организации города-курорта <адрес>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ заведующим ФИО20ФИО4 объект является объектом образования, на который распространяются требования постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и Постановления администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках и порядке обследования и категорирования объектов (территории) муниципальных образовательных организаций, разработке паспортов безопасности объектов (территории) муниципальных образовательных организаций».

Прокуратурой города-курорта Железноводска начальнику управления образования администрации города-курорта Железноводска ФИО5ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства и осуществить мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организациями, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

На представление прокурору дан ответ за от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, представление рассмотрено на совещании, определены меры по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений законодательства в области охраны жизни и здоровья обучающихся и обеспечения антитеррористической защищенности.

При формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов на краевой межведомственной бюджетной комиссии по рассмотрению разногласий по исходным данным для проведения расчетов по распределению бюджетных средств на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов с органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> администрацией города была заявлена дополнительная потребность на осуществление охранной деятельности в образовательных организациях лицензированными охранными организациями в сумме <данные изъяты>. Однако, средства на эти цели министерством финансов <адрес> выделены не были.

Для формирования проекта бюджета города-курорта Железноводска на 2022 год в августе 2021 года будет внесен вопрос на краевой межведомственной бюджетной комиссии по рассмотрению разногласий по исходным данным о дополнительной потребности средств на осуществление охранной деятельности в муниципальных образовательных организациях города-курорта Железноводска лицензированными охранными организациями.

В Министерство образования <адрес> направлена информация о потребности на реализацию антитеррористических мероприятий (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ так же в Министерство образования <адрес> направлена информация о дополнительной потребности на реализацию данных мероприятий для рассмотрения на краевой межведомственной бюджетной комиссии по рассмотрению разногласий по исходным данным о дополнительной потребности средств на осуществление охранной деятельности в муниципальных образовательных организациях города-курорта Железноводска.

В настоящее время обеспечить охрану муниципальных дошкольных образовательных учреждений города сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации не представляется возможным в связи с отсутствием финансовых средств.

Охрана муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется штатными сторожами, в полномочия которых входит охрана зданий, сооружений и имущества образовательного учреждения, осуществление пропускного режима. Все муниципальные дошкольные образовательные учреждения оборудованы кнопками экстренного вызова полиции («тревожные кнопки») и системами видеонаблюдения.

Приказами руководителей муниципальных образовательных учреждений назначены дежурные администраторы, в функции которых входит контроль пропускного режима.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Подавая заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом.

В соответствии с требованиями п.п. 1.2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана обеспечивать соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

Правовые основы создания здоровых и безопасных условий участников образовательного процесса, изложены в Конституции Российской Федерации. Законах № 273-ФЗ и № 35-ФЗ, а также иными законами и нормативными правовыми актами.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 7 и 12 ст. 2 Закона № 35-ФЗ, письмом Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ № АФ-102/09 предусмотрено принятие профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь, речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.

Согласно п.4 ч.2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ на Правительство Российской Федерации возложены полномочия но установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение указанных положений закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно п. 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц. осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения (и. 17 Требований).

В соответствии с и. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования, а также обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В соответствии с п.п. 13, 14 Требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения ФИО21 присвоена третья категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования учреждения от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 24 Требований установлены минимальные требования для обеспечения антитеррористической защищенности дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-­пропускными пунктами (постами охраны).

Истцом в ходе проверки установлено, что ФИО22 с учетом присвоенной третьей категории опасности, обязанность по организации обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти до настоящего времени не исполнена.

Согласно и. 1.7 Устава ФИО23 учредителем учреждения является администрация города-курорта <адрес>. Учреждение финансируется из средств бюджета города-курорта <адрес>.

Вместе с тем, меры, направленные на обеспечение охраны ФИО24 сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти учредителем не принимаются.

Учитывая наличие субсидиарной ответственности администрации города-курорта Железноводска по обязательствам как учредителя образовательного учреждения, при недостаточности денежных средств в образовательном учреждении ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник.

Ранее, по результатам проведенной проверки прокуратурой города по данному факту внесено представление в адрес начальника управления образования администрации города-курорта Железноводска, вместе с тем в рамках его рассмотрения действенных мер на устранение имеющихся нарушений не принято.

Не принятие мер по надлежащему обеспечению безопасности образовательного процесса выраженною в необеспечении охраны образовательных учреждений сотрудниками частых охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти нарушает права обучающихся на конституционное право на безопасные условия обучения участников образовательною процесса, что является недопустимым.

Таким образом, изложенные истом доводы в обоснование исковых требований нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела и из представленных документов.

Невыполнение ФИО25 требований закона влечет невозможность обеспечения безопасности граждан и может привести к причинению вреда их жизни и здоровью.

На основании изложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора города-курорта Железноводска, поданное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «ФИО26 и администрации города-курорта Железноводска о возложении обязанности обеспечить финансирование на заключение договора охраны муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ФИО27 города-курорта <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, а также возложении на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ФИО28 города-курорта <адрес> обязанности заключить договор на охрану здания указанного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, об устранении нарушений законодательства об образовании и противодействия терроризму и экстремизму - удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию города-курорта <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование на заключение договора охраны муниципального бюджетного дошкольною образовательного учреждения «ФИО29 города-курорта <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ФИО30 города-курорта <адрес> в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на охрану здания образовательного учреждения, находящеюся по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Железноводский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий,

Судья А.Д. Никитюк

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>