Октябрьский районный суд города Мурманска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-835
Изготовлено 18 марта 2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2011 года
Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе: председательствующего - судьи Дорошенко Г.В.,
при секретаре Матюхиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калитенкова А.Н. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области о взыскании стоимости проезда,
УСТАНОВИЛ:
Калитенков А.Н. обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области о компенсации стоимости проезда несовершеннолетним детям.
В обоснование иска указал, что с Дата по настоящее время работает по служебному контракту в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области. В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ Дата он обратился к руководству с заявлением о компенсации оплаты проезда к месту отдыха и обратно ему и его несовершеннолетним детям: Б. и А.. Поскольку фамилия в посадочном талоне (место ) не совпадает с фамилией в электронном билете № ** ему было предложено представить документ, подтверждающий факт перелета Б. по маршруту ....-.... Дата. Такой документ был представлен, но по непонятным причинам Управление оплату стоимости проезда на детей не произвело.
Просит взыскать стоимость проезда от .... до .... по билетам № ** и № ** в сумме .... рублей.
В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивал, просил обязать ответчика произвести оплату стоимости проезда его детей.
Представители ответчика Белозерова И.А. и Артеменко М.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. В обоснование возражений указали, что Управлением произведена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно проездных документов, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 года № 455. Два электронных билета № ** и № ** Управление не оплатило, поскольку в силу Приказа Минтранса РФ от 18.11.2006 года № 134 они не являются бланками строгой отчетности. Для подтверждения расходов истца на приобретение указанных проездных электронных билетов необходимо было представить кассовый чек или иной документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки. Калитенков А.Н. документ, подтверждающий оплату стоимости перелета по электронным билетам № ** и № ** не представил. В соответствии с требованием статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 21.11.1996 года «О бухгалтерском учете», все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Маршрут/квитанция электронных билетов № ** и № ** без документа, подтверждающего произведенную оплату перевозки (кассового чека), не могут быть приняты Управлением Роскомнадзора по Мурманской области к учету, следовательно, произвести компенсацию неподтвержденных расходов Управление не вправе.
Кроме того, Калитенков А.Н. не подтвердил факт перелета Б., что подтверждает посадочный талон, который истцом не представлен, равно как и выписка, содержащая статусы электронного билета, выдаваемая перевозчиком в случае утери посадочного талона. Полагает, что представленные Калитенковым А.Н. документы не отвечают требованиям к документам, подтверждающим факт перелета Б.. Просят в иске отказать.
Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что стороны состоят в трудовых правоотношениях с Дата.
Дата Калитенков А.Н. обратился к работодателю с заявлением о компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно на него и его несовершеннолетних детей: Б. и А..
Работодатель не принял к оплате, представленные Калитенковым А.Н. проездные документы № ** на имя А. и № ** на имя Б., поскольку они не отвечают требованиям, предъявляемым к документам строгой отчетности, не подтвердил, произведенные на их приобретение расходы, не подтвердил факт перевозки Б., а именно не представил посадочный талон на Б.
Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудовое законодательство устанавливает особенности регулирования их труда и отдыха.
В соответствии со статьей 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
Согласно части 4 комментируемого закона,гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
В силу статьи 325 Трудового кодекса РФ, лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 года N 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, которыми установлен порядок компенсации указанных расходов (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя: а)оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника организации и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:
железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
автомобильным транспортом - в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
Таким образом, Правила устанавливают, что при возникновении и своевременном использовании работником права на оплату стоимости проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, компенсация работнику произведенных им таких расходов производится в размере фактических расходов, подтвержденных проездными и перевозочными документами в пределах, установленных подпунктом «а» пункта 5 Правил по виду транспорта.
По смыслу положений комментируемых Правил, работник в подтверждение фактически понесенных им расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно обязан представить подлинные проездные и перевозочные документы, которые и являются подтверждением расходов работника и членов его семьи на оплату стоимости проезда, а в случаях, предусмотренных Правилами таким подтверждением будет являться также и справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией.
Иных требований к документам, представляемым работником для компенсации расходов на проезд Правилами не предъявляются.
Калитенков А.Н. представил работодателю для оплаты расходов на проезд к месту отдыха и обратно, в том числе два электронных билета (маршрут/квитанция) № ** на имя А. на сумму .... рублей и № ** на имя Б. на сумму .... рублей по маршруту ....-...., отправлением Дата в салоне экономического класса.
В подтверждение факта перелета, представил посадочные талоны к электронным билетам (места № **,№ **), поскольку оба посадочных талона оформлены на фамилию Калитенков, в подтверждение факта перелета Б. по требованию работодателя представил справку ОАО ***** от Дата, согласно которой перевозчик подтверждает факт регистрации и посадки в салон воздушного судна на рейс № ** ....-.... пассажира Б., составленной на основании архива регистрации рейса, приложенного к справке.
В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса РФ, к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ)с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее - выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.
Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.
Министерство транспорта Российской Федерации в пределах предоставленных ему в пункте 5.2.3 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года N 395 полномочий в Приказе от 08.11.2006 года N 134 установило форму электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации.
Согласно указанного приказа, маршрут/квитанция электронного билета является составной частью электронного билета и имеет как электронную, так и бумажную форму.
Маршрут/квитанция электронного билета выдается пассажиру при обращении к перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи перевозок или направляется пассажиру в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети при бронировании и оформлении перевозки через Интернет-сайт авиаперевозчика.
Следовательно, маршрут/квитанция электронного билета, выданная пассажируили направленная ему в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети подтверждает произведенную оплату услуг по воздушной перевозке.
При этом, согласно пунктов 3,4 статьи 105 Воздушного кодекса РФ при использовании электронного билета пассажир вправе, но не обязан потребовать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, которая представляет собой форму маршрут/квитанции электронного билета.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений статьи 105 Воздушного кодекса РФ, Приказа Минтранса РФ от 08.11.2006 года N 134 суд полагает установленным, что представленные истцом работодателю электронные билеты (маршрут/квитанция) № ** на имя А. и № ** на имя Б., вместе с посадочными талонами № **, № **, справкой перевозчика, составленной по данным архива регистрации рейса соответствуют требованиям, предъявляемым к перевозочным документам, являются доказательством, подтверждающим как расходы истца на их приобретение, так и факт перелета.
При изложенных обстоятельствах, суд находит не состоятельными доводы представителей ответчика о необходимости представления истцом кассовых чеков в подтверждение его расходов на приобретение электронных билетов, при наличии самих билетов, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, которая может быть потребована в случае утраты посадочного талона, однако в рассматриваемом случае посадочный талон на имя Б. не утрачен, а содержал фамилию пассажира указанную в .... роде, данная неточность устранена путем представления истцом справки, полученной у перевозчика.
Принимая во внимание, что истцом представлены работодателю документы, в подтверждение его расходов на проезд требуемые Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ, требования работодателя о предъявлении иных не предусмотренных Правилами документов, равно как и отказ в компенсации таких расходов не может быть признан законным.
Таким образом, требования истца представляются суду законными и обоснованными.
Как следует из проездных электронных авиа билетов (маршрут/квитанция) № ** на имя А. и № ** на имя Б., расходы истца на оплату стоимости проезда его несовершеннолетних детей по маршруту ....-.... Дата составили .... рублей (.... рублей + .... рублей), что отражено в представленных документах.
Указанная сумма подлежит принудительному взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета госпошлина в размере 400 рублей.
На основании статьи 325 Трудового Кодекса Российской Федерации, Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 года N 455 руководствуясь статьями 103, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области в пользу Калитенкова А.Н. компенсацию стоимости проезда .... рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в 10-дневный срок через Октябрьский районный суд г.Мурманска со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Г.В.Дорошенко