ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-835 от 28.07.2011 Собинского городского суда (Владимирская область)

                                                                                    Собинский городской суд Владимирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Собинский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-835/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Собинка 28 июля 2011 г.

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего: Семенова А.В.

при секретаре: Бусуриной Е.А.

с участием

помощника Собинского межрайонного прокурора Турковой В.В.

главы МО Колокшанское сельское поселение ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей п.Колокша Собинского района о признании незаконным бездействия администрации Колокшанского сельского поселения в части непринятия мер по признанию объектов, расположенных на территории ЛПУ санаторий «Строитель», п. Колокша Собинский район Владимирская область бесхозяйными

установил:

Собинский межрайонныйК РФ освобождается от дровичу о лишении родительских прокурор обратился с заявлением в Собинский городской суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей п.Колокша Собинского района о признании незаконным бездействия администрации Колокшанского сельского поселения в части непринятия мер по признанию объектов, расположенных на территории ЛПУ санаторий «Строитель», п.Колокша Собинский район Владимирская область бесхозяйными. В обоснование требований указал, что в связи с непринятием ООО ЛПУ санаторий «Строитель» мер к погашению долга по оплате потребленного природного газа в сумме  руб., с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» прекратило подачу газа на объекты теплоснабжения п\о Колокша Собинского района путем опломбировки входной задвижки в ГРУ. В результате введенных ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» ограничений (прекращения) поставки газа теплогенерирующему предприятию, последним прекратилась выработка и поставка тепловой энергии от ЛПУ санаторий «Строитель». Вследствие этого ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», ЛПУ санаторий «Строитель» прекращена поставка коммунального ресурса – услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения потребителям п.Колокша Собинского района. Без теплоснабжения, горячего водоснабжения осталось 6 жилых домов. Иных источников предоставления коммунальных услуг вышеуказанным гражданам (теплоснабжения, горячего водоснабжения) кроме как от котельной ЛПУ санаторий «Строитель» не имеется. В настоящее время котельная, расположенная на территории санаторий «Строитель» требует незамедлительного проведения работ по капитальному и текущему ремонту и частичной реконструкции оборудования котельной. Федеральным законодательством организация теплоснабжения на поднадзорной территории возложена на органы местного самоуправления. Информация о правах на объект недвижимого имущества – здание котельной ЛПУ санаторий «Строитель» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Правоустанавливающие документы на данный объект отсутствуют. Федеральным законодательством организация теплоснабжения на поднадзорной территории возложена на органы местного самоуправления. Администрация Колокшанского сельского поселения, зная о сложившейся ситуации в сфере теплоснабжения на территории ЛПУ санаторий «Строитель» п.Колокша меры по принятию на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в дальнейшем включения указанного недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности не принимались.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Колокшанского сельского поселения в части непринятия мер по признанию объектов, расположенных на территории ЛПУ санаторий «Строитель», п. Колокша Собинский район Владимирская область бесхозяйными, обязать администрацию Колокшанского сельского поселения устранить допущенные нарушения путем обращения администрации Колокшанского сельского поселения в орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом о постановке котельной ЛПУ санаторий «Строитель» на учет в органе государственной регистрации.

В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора требования поддержала, просила признать незаконным бездействие администрации МО Колокшанское сельское поселение в части непринятия мер по принятию на учет бесхозяйного имущества – котельной санатория «Строитель». Суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ прекращено теплоснабжение 6 многоквартирных домов на территории санатория «Строитель». Котельная санатория является единственным источником теплоснабжения. В ходе проверки установлено, что данный объект не внесен в ЕГРП, установить его собственника не представилось возможным, при этом котельная требует срочного ремонта, без которого невозможно ее функционирование, а значит, предстоящий отопительный сезон находится под угрозой срыва. Обеспечение населения муниципального образования теплом является вопросом местного значения и функциональной обязанностью администрации муниципального образования. Без постановки котельной на учет в качестве бесхозяйного имущества не возможно принятие его в муниципальную собственность и осуществление ремонта. Таким образом, непринятие мер по учету котельной как бесхозяйного имущества нарушает права жителей на получение услуг по теплоснабжению.

Глава МО Колокшанское сельское поселение против заявленных требований возражал. Суду пояснил, что основания для принятия котельной на учет как бесхозяйного имущества отсутствуют. Котельная имеет законного владельца – санаторий «Строитель», который до недавнего времени осуществлял ее эксплуатацию. Перед отопительным сезоном ДД.ММ.ГГГГ из-за больших долгов за газ и электроэнергию было под угрозой начало отопительного сезона, однако в результате переговоров главы администрации с поставщиками газа и электроэнергии поставки данных ресурсов не прекратились и отопительный сезон начался вовремя. Из-за отсутствия в санатории «Строитель» квалифицированного персонала, администрации пришлось привлекать стороннюю организацию для эксплуатации котельной, в связи с чем, руководитель Владимирского областного объединения организаций профессиональных союзов – одного из учредителей санатория «Строитель» были высказаны угрозы о привлечении к ответственности за неправомерное пользование их имуществом. Не смотря на отсутствие государственной регистрации права собственности на данный объект, законным владельцем котельной является санаторий «Строитель». Что касается признания незаконным бездействия администрации по вопросу обеспечения населения коммунальными услугами, то это не соответствует действительности. Благодаря действиям администрации не был сорван отопительный сезон 2010-11 гг. С момента отключения газоснабжения котельной в ДД.ММ.ГГГГ администрация принимает меры по подготовке жилых домов к отопительному сезону. В частности решались вопросы о передаче котельной в муниципальную собственность или в аренду организации коммунального хозяйства. Пока взаимопонимание с владельцем котельной не найдено. Кроме того, рассматриваются на различном уровне, в том числе на уровне главы Собинского района и губернатора Владимирской области вопросы обеспечения теплом жителей санатория «Строитель», в частности рассматриваются варианты установки индивидуальных котлов в квартирах, строительства модульной котельной или установки мобильной котельной, которая монтируется в имеющуюся сеть в течение 1-2 дней, хотя этот вариант самый дорогой в плане потребления топлива. Также рассматривается вариант временного переселения жителей в санаторий «Тонус» администрации Собинского района. Кроме того, в санатории «Строитель» назначен новый директор, который выразил готовность возобновить работу котельной. Хотя последний вариант маловероятен, но тоже возможен. В любом случае вопрос с теплоснабжением граждан будет решен.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению заявления.

Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным субъектом, уполномоченным совершить указанное действие, однако для этого у органа местного самоуправления должны быть достаточные основания для определения вещи как бесхозяйной.

Обращаясь в суд, прокурор указал в заявлении, что право собственности на котельную на территории ЛПУ санаторий «Строитель» не зарегистрировано в ЕГРП, а также отсутствовала в учете БТИ до ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем указанные обстоятельства в силу Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» не являются единственным подтверждением отсутствия собственника.

В силу ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно представленным документам, указанная котельная не отвечает признакам бесхозяйного имущества, поскольку суду представлены достоверные сведения о наличии у имущества санатория «Строитель» законного владельца.

В дело представлен акт приема-передачи имущества санаторий «Строитель» от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому на основании договора о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Владимирской области между Советом ФНПР и Владимирским советом областного объединения профсоюзов ФНПР передает, а объединение профсоюзов Владимирской области принимает 100% имущества санатория «Строитель» в числе которого значится котельная 1981 года ввода в эксплуатацию балансовой стоимостью  рублей. Согласно письму ИФНС России №5 по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ имущество санатория по имеющимся данным передано ЛПУ санаторий «Строитель» в оперативное управление. Согласно сведениям Администрации Собинского района от ДД.ММ.ГГГГ санаторий строитель занимает участок площадью 5,5 га, предоставленный ему на праве постоянного (бессрочного) пользования для осуществления деятельности санатория.

На протяжении длительного времени санаторий «Строитель» эксплуатировал данную котельную, что подтверждается договорами на поставку газа и перепиской с газоснабжающими организациями по вопросу поставки газа и вопросам оплаты поставленного газа. В настоящее время ЛПУ санаторий «Строитель», не смотря на приостановление своей основной деятельности, является действующим юридическим лицом, в трудовых отношениях с которым до сих пор состоят работники, обслуживающие данную котельную. В частности суду представлена трудовая книжка М. принятой в санаторий «Строитель» оператором котельной. Ненадлежащее содержание имущества уполномоченным владельцем само по себе не является основанием для признания его бесхозяйным.

При таких обстоятельствах основания для обращения органа местного самоуправления в регистрирующий орган для постановки на учет газовой котельной санатория строитель на учет как бесхозяйного имущества отсутствуют. Непринятие администрацией поселения указанных мер не может быть расценено как незаконное бездействие.

Кроме того, прокурор указал, что данное заявление направлено на разрешение вопроса о возобновлении теплоснабжения жилых домов микрорайона санаторий «Строитель» в предстоящий отопительный сезон. Данный довод прокурора также нельзя признать обоснованным, поскольку процедура, предусмотренная ст. 225 ГК РФ и Постановленим Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» предусматривает, что орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом вправе обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. Таким образом, требуемые прокурором меры, не влекут разрешения сложившейся ситуации до предстоящего отопительного сезона, то есть не служат цели обращения в суд. Действительно в силу п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Однако, ст. 132 Конституции РФ и законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен принцип, по которому органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Самостоятельность предполагает выбор наиболее приемлемого способа решения вопросов местного значения, в том числе с точки зрения экономической целесообразности, если конкретный способ не установлен законом.

Как следует из протокола совещания по вопросу обеспечения коммунальными услугами населения от объектов коммунальной инфраструктуры ЛПУ «Строитель» Комиссией принято решение о рассмотрении различных вариантов разрешения данной ситуации, в связи с чем, Администрации Собинского района поручено рассчитать затраты по альтернативным вариантам: капитальный ремонт имеющихся объектов, строительстве новой котельной, перевод населения на индивидуальное отопление. Из объяснений главы Колокшанского сельского поселения следует, что до настоящего времени выбор в пользу какого-либо варианта не сделан, однако отопительный сезон начнется вовремя.

При таких обстоятельствах непринятие мер по постановке на учет бесхозяйного имущества само по себе не влечет нарушение прав граждан на получение услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Основания для удовлетворения заявления прокурора отсутствуют.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-198,258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней.

Судья Семенов А.В.