ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-835/20 от 07.08.2020 Лениногорского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-835/2020

УИД 16RS0041-01-2020-002313-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 августа 2020 года город Лениногорск

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи И.Ф.Нуриахметова,

при секретаре Шавалеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметзянова М.Ш., Батыршина Б.Д., Батыршиной Н.И., Батыршиной А.Б., Садыкова Л.И., Щелкова И.С., Гафиятуллина И.Ш. к МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан об отмене работ по формированию земельного участка, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, признании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком недействительным, по иску Ахметзянова М.Ш., Батыршина Б.Д., Батыршиной Н.И., Батыршиной А.Б., Садыкова Л.И., Щелкова И.С. к МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании незаконным разрешения на строительство 60-ти квартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Ахметзянов М.Ш., Батыршин Б.Д., Батыршина Н.И., Батыршина А.Б., Садыков Л.И., Щелков И.С., Гафиятуллин И.Ш. обратились в суд с иском к МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан об отмене работ по формированию земельного участка, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, признании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком недействительным указав, что они являются собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу<адрес>. При придворной территории дома имеется детская площадка, элементы благоустройства и хозяйственные объекты для нужд жильцов многоквартирного дома. В ДД.ММ.ГГГГ стало известно, что во дворе многоквартирного дома, а именно на детской площадке планируется строительство многоквартирного пятиэтажного дома на 60 квартир. В результате такой застройки собственники и жильцы дома, расположенного по адресу: <адрес> будут лишены детской площадки, хозяйственных объектов и в целом двора. В случае строительства нового МКД на территории двора будет лишь проезд и парковка для автомобилей. По сведениям из публичной кадастровой карты под строительство нового МКД был сформирован земельный участок с адресом: <адрес> (кадастровый , площадь <данные изъяты> кв.м.). При этом в нарушение действующего законодательства не были проведены публичные слушания с участием лиц, чьи законные права и интересы могут быть затронуты формированием нового земельного участка и строительства многоквартирного дома по <адрес>. Земельный участок по <адрес> не сформирован, а на прилегающей к дому территории был сформирован новый земельный участок под застройку и передан по договору безвозмездного пользования в пользу НО «ГЖФ» при Президенте Республики Татарстан». Согласно проекту строительства многоквартирного дома по <адрес>, детская площадка, а также вся инфраструктура и хозяйственные объекты многоквартирного дома подлежат сносу, в том числе вопреки ранее утвержденному проекту благоустройства их многоквартирного дома. Основным и важным является то, что несовершеннолетние дети будут лишены благоприятных условий проживания. При ознакомлении с проектной документацией по строительству многоквартирного дома по <адрес> Отделе архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» было обнаружено, что публичных слушаний по поводу строительства многоквартирного дома, а также формированию земельного участка и внесения изменений в генеральный план не проводилось, имеющиеся в проектом деле документы о проведении публичных слушаний касаются застройки земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> который находится на расстоянии <данные изъяты> м от спорного земельного участка. Более того, отсутствуют какие-либо сведения об извещении собственников (жильцов) их дома и собственников прилегающих земельных участков (ИЖС) о проведении публичных слушаний. ДД.ММ.ГГГГ между КУ Палата имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан и НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком . Предметом договора является передача в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> для среднеэтажной застройки. Полагают, что договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ был заключен в нарушение положений ст.ст. 5.1,28,45.46 Грк РФ, такая сделка нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц собственников многоквартирного дома по <адрес>. Фактически ответчик изъял у истцов земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома с элементами озеленения и благоустройства и детской площадки. Просят суд отменить проведенные Палатой имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан работы по формированию земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Признать заключенный между КУ Палатой имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан и НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» договор безводного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

В ходе рассмотрения дела истцы Ахметзянов М.Ш., Батыршин Б.Д., Батыршина Н.И., Батыршина А.Б., Садыков Л.И., Щелков И.С. обратились в суд заявлением об увеличении исковых требований, в котором просили также признать незаконным разрешение на строительство <данные изъяты> квартирного жилого дома по <адрес>, выданного руководителем исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Ахметзянов М.Ш. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Истцы Ахметзянов М.Ш., Батыршин Б.Д., Батыршина Н.И., Батыршина А.Б., Садыков Л.И., Щелков И.С. на судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явились, извещены надлежащим образом, их интересы представлял ФИО, который заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Истец Гафиятуллин И.Ш. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом в установленном законом порядке.

Представители ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО, ФИО – в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, также просили применить срок исковой давности.

Представитель ответчика МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении заявленных требований истцов просила отказать полностью.

Представитель ответчика НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, извещены судом в установленном законом порядке.

Третьи лица Ганиев Р.Г., Дуванова Н.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены судом в установленном законом порядке, их интересы представлял ФИО, который заявленные требования поддержал.

Суд, с учетом позиции участников процесса, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В судебном заседании установлено, что в рамках реализации программы «Социальная ипотека» Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан в безвозмездное пользование на период строительства был предоставлен земельный участок, из категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «малоэтажная и среднеэтажная застройка жилыми домами». ДД.ММ.ГГГГ между КУ Палата имущественный и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район и Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» был заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком .

В кадастровом квартале , кроме участка с кадастровым – под планируемый к строительству МКД по <адрес>, также расположены земельный участок с кадастровым по МКД по <адрес> и земельный участок под МКД по <адрес>.

Истцы полагают, что предоставленный Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» земельный участок сформирован из участка, являющегося придомовой территорией жилого <адрес> и они являются владельцами придомовой территории.

Согласно справочной информации по объектам недвижимости, земельный участок по адресу: <адрес> имеет статус «аннулированный».

Под жилым домом, собственники помещений которого являются истцы расположен земельный участок, который только предстоит сформировать. Таким образом, истцы на данный момент не являются собственниками земельного участка под жилым домом.

После формирования земельного участка, с учетом норм градостроительного и земельного кодекса, истцы приобретут право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, собственниками помещений в котором они являются.

Придомовая территория - образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п., следовательно, истцы не могут являться владельцами придомовой территории.

Таким образом, нарушений прав собственности истцов не имеется.

Разрешая заявленные требования истцов об отмене работ по формированию земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Исходя из пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно справочной информации по объектам недвижимости, земельный участок по адресу: <адрес> имеет статус «временный». Многоквартирный дом <адрес> внесен в проект планировки территории как объект капитального строительства. Земельный участок был сформирован площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым . Границы и размер земельного участка определены в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, требования истцов об отмене работ по оформлению земельного участка и снятии его с кадастрового учета несостоятельны.Строительные работы на указанном земельном участке производятся на законных основаниях, следовательно, оснований для признания договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ недействительным на основании норм ст. ст. 168 не имеется.

Генеральный план территории муниципального образования <адрес> не содержит сведения об объектах благоустройства, расположенных на территории, прилегающих к дому по <адрес>. Следовательно, детская площадка не входит в границы земельного участка многоквартирного жилого дома по <адрес>, границы земельного участка детской игровой площадки не установлены с учетом требований земельного законодательства.

Доводы истцов, что детская площадка входит в общее имущество многоквартирного дома, несостоятельны.

Доводы истцов касаемо проведения публичных слушаний, при формировании территории отдельно взятого многоквартирного жилого основаны на неверном толковании.

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Как следует из ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

Основанием для разработки проектов межевания, в соответствии с ч. 9 ст. 42 ГрК РФ является проект планировки территории.

Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3). При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами (часть 4).

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (редакция от ДД.ММ.ГГГГ), для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В целях обеспечения прав жителей <адрес> на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов, <адрес> городским Советом муниципального образования «<адрес>» Лениногорского муниципального района был утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Лениногорске.

В соответствии со ст. 7 указанного порядка, в процессе подготовки и проведения публичных слушаний не предусмотрено ведение реестра присутствующих граждан на публичных слушаниях, данным пунктом установлено ведение протокола публичных слушаний.

Постановление о назначении публичных слушаний по проекту планировки жилого района «<данные изъяты>» муниципального образования <адрес> и проект территории, опубликованы в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, номер редакции .

Кроме того, публичные слушания по проекту планировки территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории публичные слушания проходили во ДД.ММ.ГГГГ, а истцы по делу приобрели квартиры в многоквартирном жилом <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, доводы истцов о незаконности проведенных публичных слушаний в виду отсутствия реестра участников публичных слушаний и неосведомленности о проведении публичных слушаний несостоятельны.

Разрешая заявленное требование истцов о признании незаконным разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство.

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» было выдано разрешение на строительство <данные изъяты> квартирного жилого дома по <адрес> с наружными инженерными сетями, общей площадью <данные изъяты> кв.м, площадь застройки <данные изъяты> кв.м, на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым .

Межевание и постановка на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка осуществлялось в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и содержатся в возражениях на исковое заявление поданных исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район».

Истцы оспаривают разрешение на строительство жилого дома исходят из того, что нарушаются их права как землепользователей прилегающей территории к дому по <адрес>, однако ими не представлено никаких доказательств свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов. Прилегающая территория к дому истцов, а именно, земельный участок под детской площадкой как объект не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, границы участка на местности не определены, не вынесены в натуру и никак не обозначены, право собственности на данный участок не оформлено.

Также суд не находит оснований для применения к заявленным правоотношениям срока исковой давности и последствий его пропуска.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований истцов следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Ахметзянова М.Ш., Батыршина Б.Д., Батыршиной Н.И., Батыршиной А.Б. Садыкова Л.И., Щелкова И.С., Гафиятуллина И.Ш. к МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан об отмене работ по формированию земельного участка, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, признании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком недействительным отказать.

В удовлетворении исковых требований Ахметзянова М.Ш., Батыршина Б.Д., Батыршиной Н.И., Батыршиной А.Б., Садыкова Л.И., Щелкова И.С. к МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании незаконным разрешения на строительство 60-ти квартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.

Председательствующий: подпись И.Ф.Нуриахметов

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна:

Судья

Решение вступило в законную силу __________________________2020 года

Секретарь: _________________________________________________________

Подлинник данного документа подшит в деле , хранящемся в Лениногорском городском суде РТ.