Гражданское дело № 2-835/2021
УИД: 61RS0059-01-2021-001340-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2021 года город Цимлянск
Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего Степановой И.В.,
при секретаре судебного заседания Чернецовой Р.Г.,
с участием:
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» о защите прав потребителей,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» о защите прав потребителей.
В обоснование исковых требований истец указал, что 14.04.2021г. в отношении ПАО «Вымпел-Коммуникации» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения вышеуказанного дела явилось обращение истца о нарушении его прав, как потребителя, в части ненадлежащего оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом.
25.05.2021г. постановлением начальника территориального отдела № ПАО «Вымпел-Коммуникации» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 руб., который 29.07.2021 г. был оплачен.
Часть 1 ст.14.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных - правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Согласно ч.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда, осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Вина ПАО «Вымпел-Коммуникации» в нарушении прав истца, как потребителя установлена Управлением Роскомнадзора по Ростовской области. ПАО «Вымпел- Коммуникации» нарушены требования абз.1 п.135 и п.126 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства от 09.12.2014г. №1342. Выявленные нарушения повлекли за собой, в том числе нарушение прав потребителей, из-за чего административные производства по ч.3 ст.14.1 КоАП Управлением Роскомнадзора по Ростовской области в отношении ПАО «Вымпел-Коммуникации» не возбуждались.
Материалы по обращению истца были переданы в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области.
Постановлением и.о.начальника территориального отдела № Роспотребнадзора от 25.05.2021г. ПАО «Вымпел-Коммуникации» было признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к ответчтвенности по ч.1 ст.14.4. КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей.
29.07.2021г. постановление по делу об административном правонарушении № от 25.09.2021г. исполнено.
В результате вышеназванных нарушений истцу, инвалиду 2 группы, пришлось шесть раз посещать офис оператора связи для перенесения абонентского номера. Причем такие посещения проходили в условиях жестких коронавирусных ограничений, установленных на территории Ростовской области, что, в свою очередь, подвергало опасности причинения вреда его жизни и его здоровью.
23.09.2021г. истец обратился к ответчику с претензией о выплате ему компенсации морального вреда в сумме 20 000 руб. за нарушение его прав, как потребителя, на оказание населению услуг, соответствующих требованиям нормативных правовых акт устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
1.10.2021г. истцу был дан ответ №, что размер компенсации морального вреда определяется в судебном порядке. Также ответчиком истцу было предложено представить документы, подтверждающие причинение ему ущерба, вызванного действиями компании.
Между тем, согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным услова для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
На основании изложенного, в соответствии со ст.4, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», истец просит суд взыскать с ПАО «Вымпел-Коммуникации» (ИНН №) в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на своих исковых требованиях, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации», будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Согласно письменным возражениям на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-27), в удовлетворении исковых требований просили отказать, в случае удовлетворения иска снизить существенно завышенный размер требований.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 7.07.2003 №126-ФЗ (ред. от 2.07.2021) «О связи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1.12.2021), на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 115 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.12.2014 №1342, абонент вправе сохранить абонентский номер в пределах территории субъекта Российской Федерации, в случае перенесения абонентского номера. В случае перенесения абонентского номера абонент обязан погасить задолженность за услуги подвижной радиотелефонной связи по договору, заключенному с оператором - донором (пункт 116).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.12.2014 №1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» утверждены правила оказания услуг телефонной связи (далее - Правила) установлены понятия, в том числе:
- оператор-донор - оператор подвижной связи, из сети связи которого осуществляется перенесение абонентского номера;
- оператор-реципиент - оператор подвижной связи, в сеть связи которого осуществляется перенесение абонентского номера;
- перенесение абонентского номера - совокупность организационно-технических мероприятий, позволяющих абоненту, которому на основании договора об оказании услуг подвижной связи выделен абонентский номер, сохранить и использовать этот абонентский номер при заключении нового договора с другим оператором связи при соблюдении условий, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 120 Правил, абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к оператору-реципиенту либо третьему лицу, предусмотренному пунктом 13 настоящих Правил, с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера (далее - заявление о перенесении абонентского номера) и предъявляемыми документами, предусмотренными разделом II настоящих Правил.
На основании пункта 129 Правил, между оператором-реципиентом и абонентом заключается договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, составленный по форме и содержащий условия в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящих Правил.
Заявление о перенесении абонентского номера прилагается к договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера (абзац 3 пункта 130 Правил).
В соответствии с пунктом 135 Правил, оператор-реципиент обязан не позднее 24 часов 00 минут 1-го дня, следующего за днем направления оператору базы данных запроса, указанного в пункте 132 настоящих Правил, направить оператору-донору сведения, предусмотренные пунктом 125 настоящих Правил, копию заявления о перенесении абонентского номера, а также сведения о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между абонентом и оператором-реципиентом. Направление указанных сведений и копии заявления о перенесении абонентского номера является надлежащим уведомлением оператора-донора о решении абонента об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, в части перенесенного номера.
Оператор-донор не вправе требовать представления иных документов и сведений, кроме заявления, а также отказывать в перенесении абонентского номера, в связи с отсутствием иных документов и сведений или отсутствием в заявлении сведений, не предусмотренных пунктом 125 настоящих Правил.
Обмен сообщениями и документами между оператором-реципиентом и оператором-донором осуществляется через базу данных перенесенных абонентских номеров, в соответствии с порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В силу пункта 136 Правил, оператор-донор не позднее 24 часов 00 минут 2-го дня - для абонента - физического лица и не позднее 24 часов 00 минут 3-го дня - для абонента - юридического лица со дня поступления сведений, указанных в пункте 125 настоящих Правил, обязан направить оператору-реципиенту сведения:
а) о наличии на момент подачи абонентом заявления о перенесении абонентского номера договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием переносимого абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом;
б) о принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер;
в) об отсутствии приостановления оказания услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту в связи с утратой идентификационного модуля, по решению суда или в связи с нарушением абонентом условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе в связи с непогашением задолженности в соответствии с пунктом 121 настоящих Правил за услуги, оказанные с использованием переносимого абонентского номера, по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в том числе по перенесениям данного абонентского номера, имевшим место ранее.
В силу пункта 137 Правил, со времени поступления сведений, указанных в пункте 135 настоящих Правил, оператор-донор вправе перевести абонента на авансовую систему оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи.
Согласно пункта 140 Правил, перенесение абонентского номера осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) заключение между абонентом и оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера;
б) отсутствие у абонента задолженности за оказанные услуги подвижной радиотелефонной связи перед оператором-донором, установленной в соответствии с требованиями пунктов 121 и 122 настоящих Правил;
в) получение оператором-реципиентом сведений о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом;
г) получение оператором-реципиентом сведений о подтверждении принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер;
д) получение оператором-реципиентом информации от оператора-донора о том, что оказание услуг подвижной радиотелефонной связи не приостановлено абоненту в связи с утратой идентификационного модуля, по решению суда или в связи с нарушением абонентом условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе в связи с непогашением задолженности в соответствии с пунктом 123 настоящих Правил за услуги, оказанные с использованием переносимого абонентского номера, по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в том числе по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера.
В судебном заседании установлено, что 26 ноября 2020 года истцом ФИО1 было подано заявление в Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» о перенесении абонентского номера из сети ООО «Т2 Мобайл» с сохранением абонентского номера. Однако, из-за несовпадения паспортных данных ФИО1, имеющихся у ООО «Т2 Мобайл», Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» направило заявителю отказ в перенесении абонентского номера.
В этот же день истец обратился в ООО «Т2 Мобайл» по вопросу корректировки своих паспортных данных, после чего им было подано повторное заявление о переносе абонентского номера в Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации».
С заявлениями о переносе абонентского номера истец обращался в Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» неоднократно.
По всем почтовым заявлениям были получены отказы в перенесении абонентского номера без указания причин.
Из материалов, полученных от операторов связи ООО «Т2 Мобайл» и Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» следует, что отказ в переносе номера был обусловлен тем, что оператором-реципиентом при направлении сведений оператору-донору (26.11.2020,27.11,2020, 28.112020, 29.11.2020 и 30.11.2020) в систему вместо скан-копии заявления абонента о перенесении абонентского номера ошибочно был «подгружен» скан-паспорта абонента.
И только после получения корректной заявки от оператора-реципиента 1.12.2020 абонентский номер был успешно перенесён в сеть Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» 9.12.2020.
Таким образом, оператором связи Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» при исполнении процедуры перенесения абонентского номера в сеть связи сеть Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» при исполнении процедуры перенесения абонентского номера в сеть связи Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» допущено нарушение абзаца 1 пункта 135 Правил №1342, что также повлекло нарушение пункта 126 Правил №1342 в части даты начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом (Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации») - оказание услуг связи должно было быть начато не позднее 4.12.2020, фактически оказание услуг связи было начато 9.12.2020.
По результатам обращения истца ФИО1 в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском и Мартыновском районах постановлением по делу об административном правонарушении от 25.05.2021 № юридическое лицо Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей.
На основании статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вышеуказанным вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, они не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу положений части 3 статьи 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред компенсируется, в случае причинения физических или нравственных страданий действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, установленных законом.
Статьей 15 Закона Российской Федерации от 7.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Факт нарушения прав потребителя неправомерными действиями ответчика, выразившиеся в нарушении сроков перенесения абонентского номера из сети ООО «Т2 Мобайл» в Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» с сохранением абонентского номера нашел свое подтверждение в судебном заседании.
При таких обстоятельствах у суда имеются законные основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.
С учетом установленного постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском и Мартыновском районах факта виновных умышленных действий ответчика Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» по отношению к истцу ФИО1 фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, руководствуясь принципами разумности и справедливости, позволяющими с одной стороны максимально возместить причиненный моральный вред, а с другой стороны - не допустить неосновательного обогащения истца и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение ответчика, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 3 000,00 рублей.
Заявленный размер компенсации морального вреда в сумме 20 000,00 рублей является необоснованно завышенным.
Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам судами общей юрисдикции освобождаются истцы - инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства.
Таким образом, поскольку истец, в соответствии с действующим налоговым законодательством, освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика ПАО «ВЫМПЕЛКОМ» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300,00 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» о защите прав потребителей - удовлетворить частично.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000,00 (Три тысячи) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» в доход бюджета местного муниципального района государственную пошлину в размере 300,00 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись И.В. Степанова
Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2021 года.