ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-835/2023 от 15.09.2023 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело №2-835/2023

УИД 02RS0002-01-2023-000846-39

Категория дела 2.121

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2023 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи

Ватутиной А.А.,

при секретаре

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения жилищной комиссии в части, восстановление в очереди на получение жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район», с учетом уточнений, о признании незаконным решения жилищной комиссии в части, восстановление в очереди на получение жилищной субсидии, мотивируя тем, что 15.03.2011 ФИО2 обратился в администрацию МО «Кош-Агачский район» с заявлением о включении его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с Федеральным законом №125 от 25.10.2002», как гражданина отнесенного к категории граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с указанием состава семьи супруги – ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены все необходимые документы, согласно перечню документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Данное заявление явилось основанием для постановки ФИО4 на учет граждан имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Между тем на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был снят с учета за неправомерные действия должностных лиц, при решении вопроса о постановке на учет, на основании под. «г» п. 21 Постановления . Ответчик посчитал, что наличие на момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ у супруги истца, то есть члена семьи заявителя, недвижимости за пределами района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: <адрес>, является основанием для исключения заявителя из списка. Между тем, жилищная комиссия не установила, что жилое помещение у члена семьи заявителя возникло на основании наследования, что не имело отношения к праву самого заявителя на получение жилищной субсидии. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ в исковых требованиях ФИО4 о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ было отказано. Данное решение вступило в законную силу. В данном случае истец оспаривает решение жилищной комиссии. При принятии указанного решения жилищной комиссии, истцу не представлены доказательства, подтверждающие неправомерность действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет ФИО2 по под. «г» п. 21 Постановления . Полагает, что жилищная комиссия самостоятельно не вправе признать неправомерность действий должностных лиц при принятии соответствующего решения, так как у нее нет соответствующих полномочий, определять неправомерность должностных лиц. Ответчик не представил документы, являющиеся основанием для исключения из списка, не представил документы, подтверждающие неправомерность действий должностных лиц. Принятие жилищной комиссией оспариваемого решения, подтверждающего неправомерность действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет ФИО2 повлияло на реализацию прав истца гарантированных Конституцией РФ. На основании изложенного, истец просит признать решение (протокол) жилищной комиссии администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО2 из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, незаконным, исключить из п. 1 протокола жилищной комиссии администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ слова «исключить из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (снять с учета), ФИО2 – за неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, подп. «г» п. 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (наличие на момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ у супруги недвижимости за пределами районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей – <адрес>)», восстановить ФИО2 в очереди на получение жилищной субсидии согласно Федерального закона №125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с даты постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи, включая ФИО3.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено – Министерство регионального развития Республики Алтай.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено – ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Истец ФИО2, его представитель ФИО5, в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований, просили удовлетворить в полном объеме. Утверждали, что при написании заявления он просил поставить его на учет одного, без супруги.

Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» ФИО6 в судебном заседании полагала, что снований для удовлетворения не имеется, разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.

Третье лицо ФИО3 исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. До судебного заседания представил отзыв, согласно которому в удовлетворении требований просил отказать, по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.

Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон №125-ФЗ) устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992.

В ст. 3 Федерального закона №125-ФЗ закреплено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление жилищных субсидий установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. №879 (далее - Положение).

Согласно пунктам 2, 3 указанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Алтай от 04.06.2012 №31-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений» в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (далее - государственные полномочия). Государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879.

Таким образом, на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» возложена обязанность по постановке на учет граждан, и ведение учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидии.

В силу абз. 1 ст. 1 Федерального закона №125-ФЗ (в редакции действующей на момент постановки истца на учет) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Согласно абз. 1 ст. 1 Федерального закона №125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20.07.2020 №228-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Условиями, влияющими на право получения жилищной субсидии по Федеральному закону №125-ФЗ, являются: отсутствие у лиц, претендующих на субсидию, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или если жилые помещения имеются, то указанные лица должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 №2086-О, следует, что положения Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» направлены на оказание мер социальной поддержки в жилищной сфере, в которой действуют конституционные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье, закрепленные в ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Из содержания указанных норм следует, что право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями граждан, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Факт наличия жилья на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, означает отсутствие такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Следовательно, для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не имеющих за их пределами других жилых помещений, факт приобретения жилья означал исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, исчезновение условий для возникновения права на получение социальных выплат означало изменение (превышение) уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

В соответствии с п.п. 24, 25 Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Анализ Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Жилищным законодательством предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно под. «г» п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением на имя главы администрации МО «Кош-Агачский район» о постановке его в очередь по категории граждан выезжающих из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей. Указанное заявление зарегистрировано в администрации ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).

В соответствии с п. 19 Правил для участия в ведомственной целевой программе граждане, в частности, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №1 к Правилам с приложением документов, в том числе выписки из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В связи с указанной нормой, 15.03.2011 ФИО2 на имя главы администрации МО «Кош-Агачский район» подано заявление (рапорт). Согласно которому, ФИО2 просит включить его в состав участников программы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с ФЗ №125 от 25.10.2002, по категории граждан, выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Из указанного заявления также следует, что на момент обращения с заявлением ни ФИО2, ни члены его семьи, жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют. В качестве члена семьи указал супругу ФИО3

В ходе судебного заседания истец подтвердил свою подпись в указанном заявление (рапорте).

Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-ж ФИО2 поставлен на учет, согласно его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 2 человека.

Из материалов учетного дела следует, что ФИО2 принят на первичный учет администрацией МО «Кош-Агачский район» как лицо, не имеющее жилых помещений за пределами местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

26.10.2021 состоялось заседание жилищно комиссии администрации МО «Кош-Агаский район» на котором было принято решение об исключении из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (снять с учета) ФИО2 за неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, подпункт «г» п. 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (наличие на момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ у супруги недвижимого имущества за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – <адрес>), указанное следует из протокола жилищной комиссии администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снят с учета имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, за неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, подпункт «г» п. 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (наличие на момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ у супруги недвижимого имущества за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – <адрес>).

Согласно выписке из ЕГРН за ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью 50,70 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок под жилую застройку индивидуальную, площадью 856 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права собственности на указанные объекты прекращена ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные объекты недвижимости перешли ФИО3 в порядке наследования, после смерти ее матери ФИО8, что следует из наследственного дела .

Судом установлено, что в период нахождения истца на учете граждан, желающих выехать из района Крайнего Севера, у члена его семьи – супруги ФИО3 в собственности находилось жилое помещение за пределами района Крайнего Севера в <адрес>.

Таким образом, ФИО2 при постановке на учет предоставил недостоверные сведения, указав, что он и члены его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации (жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) в собственности не имеют. При этом, одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии является отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, у гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, и (или) членов его семьи, а в случае, если жилые помещения имеются, то граждане должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Материалы учетного дела не содержат сведений о том, что истец сообщил в администрацию МО «<адрес>» сведения о наличии у члена его семьи жилого помещения за пределами района Крайнего Севера, и что при этом, нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца не отпала, тем самым истец лишил органы местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ним и его семьей право состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата.

Приобретение членом семьи получателя социальной выплаты права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, влечет снятие получателя социальной выплаты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, при условии, что жилое помещение за пределами района Крайнего Севера и приравненных к ним местной, соответствует нормам предоставления жилых помещений.

Согласно ст. 5 Федерального закона №125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя, в том числе из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ (ч. 2), норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека (ч. 3).

Из материалов дела следует, что на момент постановки ФИО2 на учет, член семьи ФИО2 – супруга ФИО3, на праве собственности, за пределами <адрес>, имела жилой дом, общей площадью 50,70 кв.м., что превышает норму предоставления жилого помещения, предусмотренную Федеральным законом .

Каких-либо доказательств того, что ФИО2 с учетом имевшегося в собственности у члена его семьи – супруги ФИО3, жилого помещения за пределами района Крайнего Севера, оставался нуждающемся в улучшении жилищных условий, суду не представлено.

То обстоятельство, что жилое помещение принадлежало супруге по праву наследования, также не является основанием для удовлетворения требований, поскольку, с учетом положений ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, ФИО2 как член семьи собственника ФИО3 имел право пользования жилым помещением.

Материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО2 в установленном действующим законодательством порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также данные требования не были заявлены в ходе рассмотрения данного дела.

Довод стороны истца о том, что при определении площади жилого помещения ответчик должен был исходить из жилой площади дома, не основан на норме закона, как указано в ст. 5 Федерального закона №125-ФЗ размер жилищных субсидий определится из норматива общей площади жилого помещения.

Приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В силу п. 22 Положения в случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Как указано выше ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 продала жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат, при этом отчуждение такого жилья расценивается, как действие по ухудшению своих жилищных условий, совершенное с намерением приобретения права на получение социальной поддержки, и такие граждане могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО3, нарушив правила учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, тем, что не предоставил в орган местного самоуправления достоверные сведения об условиях, на основании которых он был поставлен на учет, утратил право состоять на учете с даты первоначальной постановки на учет. Вопрос о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с изменившимися обстоятельствами (отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации) подлежит рассмотрению вновь при условии подачи заявления о постановке на данный учет в порядке, установленном вышеприведенными нормами права, после отчуждения супругой жилого помещения, полученного ею в порядке наследования.

В связи с этим истец обоснованно снят администрацией МО «<адрес>» с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

Довод о том, что в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, имеется дописка «жена – Надежда», надпись сделана другой рукой, что подтверждает тот факт, что истец не просил включать в состав семьи жену, судом не принимается во внимание, поскольку как указано выше при обращении в администрацию МО «Кош-Агачский район» ФИО2 в качестве члена семьи указал супругу – ФИО3

Кроме того, факт того, что при обращении с заявлением о постановки на учет, истец указал в качестве члена семьи супругу – ФИО3, подтверждается и исковым заявлением, в котором указано, что обратился с заявлением с указанием состава семьи супруги – ФИО3

Довод стороны истца о том, что жилищная комиссия неправомочна решать вопросы по снятию с учета граждан несостоятелен, поскольку как следует из положения о жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район», комиссия рассматривает и принимает решение по вопросам, в том числе, принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и улучшении жилищных условий и снятия с учета; формирование списков на получение государственных жилищных сертификатов (п. 2.1). Решения комиссии являются основанием для подготовки проектов соответствующих постановлений администрации МО «Кош-Агачский район» (п. 2.2).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании решения (протокола) жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 26.10.2021 в части исключения ФИО2 из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, незаконным, исключении из п. 1 протокола жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 26.10.2021 слова «исключить из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (снять с учета), ФИО2 – за неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, подп. «г» п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.02.2002 №879 (наличие на момент постановки на учет 17.03.2011 у супруги недвижимости за пределами районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей – г Шуя, Ивановской области)», восстановлении ФИО2 в очереди на получение жилищной субсидии согласно Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с даты постановки на учет – 17.03.2011 с составом семьи, включая ФИО3, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья А.А. Ватутина

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2023 года.