Высокогорский районный суд ст. Высокая Гора Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Высокогорский районный суд ст. Высокая Гора — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-836-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 августа 2010 года пос. ж. д. ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Тазиева Н.Д.,
с участием истца ФИО1,
при секретаре Абдуллазяновой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о понуждении к заключению договора социального найма,
установил:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Высокогорский районный суд РТ с иском к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, в обоснование иска указывают следующее.
Дом, где они проживали с семьей, был признан в установленном порядке непригодным для дальнейшей эксплуатации, ветхим, и включен в список для отселения. В ноябре 2006 года по программе «Ликвидация ветхого жилья» их семье была предоставлена квартира № / ... / в доме № / ... / по ул. / ... / с. / ... / Высокогорского района РТ. Однако до настоящего времени с ними не заключен договор социального найма. С момента вселения в предоставленное жилое помещение они оплачивают все платежи за жилищно-коммунальные услуги. Они неоднократно обращались в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района с вопросом заключения договора социального найма, поскольку заказчиком строительства являлся отдел капитального строительства при администрации Высокогорского района, однако этот вопрос не решен.
На основании изложенного истцы просят обязать ответчика - Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ, заключить с ними, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, с. / ... /, ул. / ... /, д. / ... /, квартиры № / ... /.
Истец ФИО1 в судебном заседании свои требования поддержал.
Истцы ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в судебное заседание не явился. От данной организации поступил отзыв, согласно которому просят в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку жилой дом № / ... / по ул. / ... / пос. / ... / Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» сдан в эксплуатацию после завершения программы ликвидации ветхого жилья, то есть в рамках программы «социальная ипотека». Согласно Указу Президента РТ № УП-219 от 1 июня 2005 года « О признании утратившим силу Указа Президента РТ « О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья» программа ликвидации ветхого жилья и реконструкции кварталов ветхого жилья в республике признана завершенной. Жилой дом № / ... / по ул. / ... / сдан в эксплуатацию после завершения программы ликвидации ветхого жилья. Согласно ст.8 Устава некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», утвержденного Указом Президента РТ « О мерах по регулированию деятельности государственного жилищного фонда при Президенте РТ» от 30 декабря 2004 года УП- 810, Фонд вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд. Согласно подп.1, пункта 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ квартиры, построенные за счет юридических лиц, в том числе за счет некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», отнесены к категории частного жилищного фонда. Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» обязана квартиры предоставлять гражданам в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами Республики Татарстан. Предоставление жилья по системе социальной ипотеки осуществляется в соответствии с Законом Республики Татарстан N 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» от 27.12.2004. Согласно подп.5, п.1 ст. 14 ЖК РФ; п.1 ст.49 ЖК РФ органы муниципального образования по договору социального найма предоставляют жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Поскольку квартиры не являются муниципальной собственностью, решение исполкомом муниципального органа о предоставлении истцам социальной квартиры не выносилось, считает, истцы не вправе требовать квартиру по договору социального найма.
Суд, выслушав объяснения истца ФИО1, проверив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению.
23 октября 1995 года издан Указ Президента Республики Татарстан № VII-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья». Указом Кабинету Министров Республики Татарстан, Главам администраций районов и городов Республики Татарстан возложено обеспечение переселения в благоустроеннее жилье семей, проживающих в ветхом жилищном фонде. Финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда, реконструкции кварталов ветхого жилья и контроль за использованием средств, направляемых на указанные цели, возложено на Государственный внебюджетный жилищный фонд Республики Татарстан.
Решением Высокогорского районного суда РТ от / Дата / года по делу по иску ФИО5 и других к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, некоммерческой организации «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», Министерству земельных и имущественных отношений РТ, вступившим законную силу / Дата / года, установлено, что строительство жилого дома № / ... / по ул. / ... / с. / ... / Высокогорского района РТ, в котором истцы вселились в квартиру № / ... / было начато в 2003 году по Программе ликвидации ветхого жилья.
Лицам, подпадающим под действие этой программы, квартиры в указанном доме должны были быть предоставлены на безвозмездной основе. Как видно из соответствующего списка, составленного исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ, семья истцов подпадала под действие указанной программы.
Постановлением Главы администрации Высокогорского района Республики Татарстан от 13 февраля 2001 года № 103 земельный участок - 0,5 га отведён для строительства двух 27 квартирных жилых домов поз. 10 и 11 по Программе ликвидации ветхого жилья.
1 января 2003 года Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан заключил договор с ГУ Высокогорский МОКС, согласно которому первый передал второму функцию заказчика на строительство 27-и квартирного жилого дома по ул. / ... / с. / ... /, позиция 11, дом предназначался для заселения граждан по Программе ликвидации ветхого жилья. В соответствии с этим договором ГУ Высокогорский МОКС / Дата / года заключил генеральный договор подряда № / Данные изъяты / на строительство 27-и квартирного жилого дома в с. / ... /, позиция 11, с ЗАО «Строймеханизация-1».
Строительство дома финансировалось на бюджетные средства. В письме заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 4 июня 2003 года № / Данные изъяты / указывается на это обстоятельство, в этом письме указывается и дом / ... /.
В соответствии с п. 1 Постановления от 21 января 2004 года № 21 Кабинета Министров Республики Татарстан «О присвоении кодов бюджетной классификации для учёта доходов Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан» Государственному жилищному фонду при Президенте Республики Татарстан был присвоен код бюджетной классификации раздела «Доходы целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации». Речь идёт о бюджетных средствах.
Согласно дополнительному соглашению к договору подряда от / Дата / года / Данные изъяты / по объекту 27 квартирный жилой дом по ул. / ... / в с. / ... /, поз. 11 (строительный номер) выполнено строительно-монтажных работ на / Дата / года 11671993, 42 руб., остаток сметной стоимости 4180570, 74 руб., лимит финансирования на 2006 год 2461000 руб. (т. 4л.д. 199). Таким образом, уже по состоянию на / Дата / года была освоена большая часть финансирования на строительство дома, то сесть на 73%. Освоение финансирования в этом объёме происходило в момент действия Программы ликвидации ветхого жилья. Дом сдан в эксплуатацию в ноябре 2006 года.
Согласно приложению № 9 к передаточному акту Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ указывается на освоение финансирования по указанному адресу по состоянию на / Дата / года 12155615,29 руб.
Указом Президента РТ от 30 декабря № УП-810 «О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ» Государственный внебюджетный фонд при Президенте РТ был преобразован в Некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ».
Указом Президента РТ от 1 июня 2005 года № УП-219 Указ Президента РТ от 23 октября 1995 года №VII-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья» утратил силу.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 года №188 вместо Программы ликвидации ветхого жилья была введена Программа приобретения жилья по социальной ипотеке. / Дата / года законченный строительством объект - 27-и квартирный жилой дом по ул./ ... /, / ... / (позиция 11) в с./ ... / Высокогорского района РТ подрядчиком ЗАО «Строймеханизация-1» сдан заказчику ГУ МОКС при администрации Высокогорского района РТ, что подтверждается актом о приеме - сдаче законченного строительством объекта от / Дата / года. В тот же день выдано соответствующее разрешение компетентного органа на ввод в эксплуатацию объекта жилищного строительства - 27-и квартирного жилого дома по ул./ ... /, / ... / с./ ... /.
Доводы в отзыве Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», что строительство, как и финансирование строительства жилого дома № / ... / по ул. / ... / пос. / ... / Фондом было завершено лишь в рамках программы «социальная ипотека», в связи с чем вышеуказанный дом предназначен для заселения граждан, вставших на учет и нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках программы «социальная ипотека», являются несостоятельными по следующим основаниям.
Каких-либо доказательств о принадлежности спорного дома на праве собственности Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» суду представлено не было. Жилой дом в настоящее время находится лишь на балансе некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».
Постановлением № / Данные изъяты / от / Дата / года Главы администрации Высокогорского района Республики Татарстан земельный участок - 0,5 га отведён для строительства двух 27 квартирных жилых домов поз. 10 и 11 по Программе ликвидации ветхого жилья. По состоянию на / Дата / года была освоена большая часть финансирования на строительство дома, на 73 процента. Освоение финансирования в этом объёме происходило в момент действия Программы ликвидации ветхого жилья. Финансирование государственной Программы ликвидации ветхого жилищного фонда осуществлялось за счёт бюджетных средств. Дом сдан в эксплуатацию в ноябре 2006 года. Право собственности на дом не оформлено.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Абзацем 2 пункта 4 этой же статьи Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Соответственно средства и иное имущество Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан являлось собственностью Республики Татарстан - Государственной собственностью. В соответствии с п. 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 1996 года № 392 «О принадлежности жилых домов, построенных за счёт средств Государственного внебюджетного жилищного фонда» (с изменениями от 17 мая 2004 года) главам администраций … районов РТ жилые дома за исключением встроено-пристроенных помещений, построенные за счёт средств Государственного внебюджетного жилищного фонда Республики Татарстан, включать в состав коммунальной собственности городов и районов.
Учитывая, что часть спорного дома построена за счёт средств Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ, то данная часть дома подлежит включению в состав коммунальной собственности Высокогорского района.
/ Дата / года законченный строительством объект - 27-и квартирный жилой дом по ул. / ... /, / ... / (позиция 11) в с. / ... / Высокогорского района РТ подрядчиком ЗАО «Строймеханизация-1» сдан заказчику ГУ МОКС при администрации Высокогорского района РТ, что подтверждается актом о приеме - сдаче законченного строительством объекта от / Дата / года. В тот же день выдано соответствующее разрешение компетентного органа на ввод в эксплуатацию объекта жилищного строительства - 27-и квартирного жилого дома по ул. / ... /, / ... / с. / ... /.
Таким образом, фактически жилой дом, в котором находятся спорные квартиры, был сдан во владение Высокогорского муниципального образования районного уровня, поскольку заказчик ГУ МОКС при администрации Высокогорского района РТ является подразделением районного муниципального образования.
В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Согласно письму руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от / Дата / года № / Данные изъяты / в адрес Государственного жилищного фонда при Президенте РТ истцы состояли в списке Программы ликвидации ветхого жилья, заселялись по этой Программе на основании договора социального найма. Лицам, подпадающим под действие этой Программы, квартиры в указанном доме должны были быть представлены на безвозмездной основе. Как видно из соответствующего списка, составленного исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ, семья истцов подпадала под действие указанной Программы. По делу не установлено, что истцы в спорные жилые помещения вселились самовольно, эти квартиры они заняли по распоряжению Главы администрации района.
Кроме того, между семьей истцов и ООО «Жилбытсервис+» был заключен договор социального найма от / Дата / года. ООО «Жилбытсервис+» действовал от имени НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».
Доводы в отзыве Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о том, что требование истцов о заключении договора социального найма является необоснованным, так как по договору социального найма предоставляются жилые помещения, которые находятся в государственном и муниципальном жилищном фонде, не является основанием для отказа в удовлетворении данных исковых требований, поскольку не оформление ответчиками права собственности на спорный дом должным образом не может служить основанием для нарушения жилищных прав истцов, гарантированных Конституцией.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истцов к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ о заключения социального найма на занимаемые ими квартиры являются обоснованными, поскольку истцам квартиры предоставлялись в рамках Программы ликвидации ветхого жилья в РТ в доме, построенном в основном на средства, выделенные для реализации этой программы из госбюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о понуждении к заключению договора социального найма удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Высокогорского
муниципального района Республики Татарстан заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, с. / ... /, ул. / ... /, д. / ... /, кв. / ... /, с указанием в договоре ФИО2, ФИО3.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток в Верховный Суд Республики Татарстан через данный районный суд.
Судья Тазиев Н.Д.