ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-836/19 от 17.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД: 66RS0009-01-2019-000874-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2019 года г. Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Ершовой Т.Е.,

при секретаре судебного заседания Костаревой Э.Р.,

с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Администрация города Нижний Тагил ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Управления муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-836/2019 по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области к Управлению муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил, Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области обратилось в суд с иском к Управлению муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил в котором просит обязать Управление муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении здания жилого назначения, литера А (объект разрушенный в процессе эксплуатации), являющегося частью объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) «Дома, построенные в стиле классицизма для заводских служащих ФИО4», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: провести работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные статьей 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в порядке, установленном статьей 45 указанного Федерального закона в течение 48 (сорока восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что согласно выписке из реестра муниципального имущества города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N2 муниципальное образование город Нижний Тагил является собственником здания жилого назначения, литера А (объект разрушенный в процессе эксплуатации), являющегося частью объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) «Дома, построенные в стиле классицизма для заводских служащих ФИО4», расположенного по адресу: <адрес> (далее - объект культурного наследия). Информация об иных собственниках или иных законных владельцах объекта культурного наследия в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее - Управление) отсутствует.

Объект культурного наследия принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 04.12.1986 N2 454 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером .

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращении их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Управлением в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия без взаимодействия с юридическим лицом проведен внешний визуальный осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Дома, построенные в стиле классицизма для заводских служащих ФИО4», расположенного по адресу: г. <адрес>.

В результате внешнего визуального осмотра без взаимодействия с юридическим лицом установлено следующее: на объекте культурного наследия, расположенном на <адрес>, наблюдается значительное разрушение кирпичной кладки и обрушение части стен, отслоение окрасочного и штукатурного слоев, частичное обрушение перекрытий, крыша отсутствует, часть декоративных элементов утрачена. Оконные и дверные заполнения отсутствуют.

Фактическое состояние объекта культурного наследия подтверждается фотографиями, прилагаемыми к указанному акту.

Пунктом 1 статьи 47.3 и пунктом 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ).

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на про ведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ).

По результатам проведенного мероприятия Управлением в адрес МКУ УМИ направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о принятии мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия с просьбой уведомить

Управление о результатах рассмотрения и планируемых мерах в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день ответ на указанное письмо в Управление не поступил.

Таким образом, требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия МКУ УМИ не исполняются, меры, обеспечивающие физическую сохранность объекта культурного наследия, не принимаются, что является нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

По имеющейся в Управлении информации, в 2015 году государственным бюджетным учреждением культуры Свердловской области «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» был проведен мониторинг объекта культурного наследия (копия акта мониторинга с приложением от ДД.ММ.ГГГГ/НТ прилагается), в результате которого

установлено, что здание находится в руинированном состоянии, наблюдается разрушение стен, перекрытий, нарушение целостности кровли, территория памятника захламлена.

В МКУ УМИ Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (ранее полномочия регионального органа охраны объектов культурного наследия в Свердловской области осуществлялись Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области) направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с требованием до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по консервации объекта культурного наследия. В ответном письме от ДД.ММ.ГГГГ МКУ УМИ проинформировало Министерство о планируемых мерах по переводу объекта культурного наследия из жилого в нежилое с последующей приватизацией на открытых торгах, а также о том, что бюджет города Нижний Тагил не располагает средствами для сохранения объектов культурного наследия, расходы на проведение консервации объекта культурного наследия не предусмотрены.

Таким образом, МКУ УМИ, зная об особом статусе имеющегося у него имущества, на протяжении длительного периода времени уклоняется и не исполняет обязательства собственника по сохранению объекта культурного наследия, не принимает

своевременного, полного и необходимого комплекса мер, направленного на поддержание объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. На сегодняшний день объект культурного наследия продолжает разрушаться, существует угроза его утраты.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Нижний Тагил.

В судебном заседании представитель истца - ФИО1 поддержал основание и предмет исковых требований по доводам, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования к ответчику Администрации города Нижний Тагил. Исковые требования к Управлению муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил не поддержал. Указал, что работы по сохранению объекта проводятся на основании задания и проектной документации. Задание выдается в целом на проведение работ. Перед выдачей задания проводится осмотр объекта и разрабатывается проектная документация. Точное задание может быть определено только проектировщиком, в связи с чем ссылка ответчика на отсутствие охранного обязательства не состоятельна.

Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных требований. Полагает, что истцом не соблюден порядок, предусмотренный ст. 47.2 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», поскольку не выдано охранное обязательство, не определен перечень работ по сохранению объекта. Требования о возложении обязанностей, предусмотренных ст. 40 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не конкретизированы. До предъявления иска Управление должно было составить акт обследования технического состояния, определить конкретный перечень работ, получить мнение собственника объекта о проведении работ. Приложенные акты обследования лишь фиксируют состояние объекта, но не содержат конкретного перечня работ. Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 47.6 ФЗ № 73 работы по сохранению объектов культурного наследия должны быть отражены в охранном обязательстве, которое до настоящего времени истцом не выдано. Требования истца о возложении обязанности по проведению работ в течение 48 месяцев является неисполнимым и противоречащим установленному порядку проведения работ. Также полагает, что объект вообще отсутствует, что исключает проведение каких-либо работ по его сохранению.

Представитель ответчика Управления муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований к Управлению муниципальным имуществом, пояснив, что Управление не является надлежащим ответчиком, поскольку согласно п. 1 Положения об Управлении муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил Управление является функциональным органом Администрации города Нижний Тагил, уполномоченным на управление муниципальным имуществом за исключением лесного, водного и жилищного фонда. Согласно выписке из единого государственного реестра объект по <адрес> является многоквартирным домом, в связи с чем охрана объектов жилого фонда к функционалу Управления не относится.

Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон N 73-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно статье 41 Закона N 73-ФЗ под консервацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 42 Закона N 73-ФЗ под ремонтом объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. В ст. 43 Федерального закона N 73-ФЗ указано, что под реставрацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В силу пункта 3 статьи 2 Закона N 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно статье 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 11 данной статьи охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.

Судом установлено, что Администрация города Нижний Тагил является собственником объекта культурного наследия регионального значения «Дома, построенные в стиле классицизма для заводских служащих ФИО4», расположенного по адресу: <адрес>, (далее - объект культурного наследия), кадастровый .

Указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану решением исполнительного комитете Свердловского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером .

На основании решения исполнительного Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 N 282 объект отнесен к объектам культурного и исторического наследия областного значения.

В силу пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями данного федерального закона.

Согласно преамбуле Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 9.1 Закона N 73-ФЗ полномочия Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, а также федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 16.10.2015 N 488-УГ "Об областных исполнительных органах государственной власти Свердловской области" полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации возложены на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее - Управление).

Управление осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия.

Согласно задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ поручено проведение мероприятий в отношении объекта «Дома, построенные в стиле классицизма для заводских служащих ФИО4» по адресу: г. <адрес>.

Согласно акту осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта культурного наследия установлено ненадлежащее содержание объекта, а именно: на объекте наблюдается значительное разрушение кирпичной кладки и обрушение части стен, отслоение окрасочного и штукатурного слоев, частичное обрушение перекрытий, крыша отсутствует, декоративные элементы утрачены. Оконные и дверные заполнения отсутствуют.

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее - Управление) в силу статей 10 и 11 Федерального закона № 73-ФЗ, пункта 1 Положения об Управлении, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-ГШ «Об учреждении должностей государственной гражданской службы Свердловской области в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области утверждении Положения, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области» (далее - Положение) является отраслевым органом исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации, государственной охраны и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием и государственной охраной объектов культурного наследия.

В силу пункта 7 Положения Управление организует работу и осуществляет контроль за деятельностью подведомственного ему государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» (далее - ГБУК СО «НПЦ») в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской <адрес>.

ГБУК СО «НПЦ» ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг объекта культурного наследия (акт мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ/НТ), в результате которого установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия, а именно: здание находится в руинированном состоянии. Наблюдается значительное разрушение кирпичной кладки и обрушение части стен, отслоение окрасочного и штукатурного слоев, частичное обрушение перекрытий. Нарушение целостности кровли. Отсутствуют оконные рамы, двери. Территория около здания завалена мусором.

Фактическое состояние объекта культурного наследия подтверждается фотоматериалами, приложенными к указанным актам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу положений статьи 47.1 Закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 данного Федерального закона.

В соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники объектов культурного наследия обязаны:

осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

Согласно пункту 5 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до оформления в порядке, установленном статьей 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, применяются действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона охранно-арендные договоры, охранные договоры или охранные обязательства в отношении памятника истории и культуры, охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия.

В МКУ УМИ Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (ранее полномочия регионального органа охраны объектов культурного наследия в Свердловской области осуществлялись Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области) направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с требованием до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по консервации объекта культурного наследия.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ МКУ УМИ проинформировало Министерство о планируемых мерах по переводу объекта культурного наследия из жилого в нежилое с последующей приватизацией на открытых торгах, а также о том, что бюджет города Нижний Тагил не располагает средствами для сохранения объектов культурного наследия, расходы на проведение консервации объекта культурного наследия не предусмотрены.

Истец полагает, что ответчик, зная об особом статусе имеющегося у него имущества, на протяжении длительного периода времени уклоняется и не исполняет обязательства собственника по сохранению объекта культурного наследия, не принимает

своевременного, полного и необходимого комплекса мер, направленного на поддержание объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Отсутствие мер по сохранению, содержанию и поддержанию в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии объекта культурного наследия в течение длительного периода времени ведет к постепенному разрушению, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объекта, представляющего собой уникальную историческую и культурную ценность для Российской Федерации и являющегося неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешении на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 18 Положения в целях исполнения возложенных полномочий Управление предъявляет в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Согласно ст. 123 (часть 3) Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные прежде всего с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 67 Гражданско-процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательства в их совокупности.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области подлежат удовлетворению.

Доказательств, принятия мер по охране указанного объекта культурного наследия, ответчиком не представлено.

Доводы представителя Администрации города Нижний Тагил в части того, что у собственника отсутствуют охранные документы на объект, не принимаются судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство не является причиной освобождения собственника от обязанностей, закрепленных в Законе № 73-ФЗ.

Доводы представителя Администрации города Нижний Тагил в части того, что истцом не указан конкретный перечень работ, который должен провести ответчик отклоняются судом как несостоятельные, поскольку конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия должны быть определены в задании, выдаваемом уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия на основании проектной документации.

Поскольку в настоящее время проектная документация не разрабатывалась невозможно определить конкретные работы, которые необходимо провести для сохранения объекта культурного наследия.

В подтверждение доводов в части того, что объект находится руинированном состоянии, что исключает проведение в отношении него каких-либо ремонтных воздействий в связи с отсутствием объекта ответчиком доказательств, обосновывающих исключение объекта культурного наследия из ЕГРОКН в связи с полной физической утратой, подтвержденного заключением историко-культурной экспертизы не представлено.

Документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, являются объектом историко-культурной экспертизы (статья 30 Закона N 73-ФЗ).

В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия (пункты 19 - 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569).

С учетом вышеназванных нормативных положений невозможность проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия может быть установлена только по результатам историко-культурной экспертизы проектной документации.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 Закона N 73-ФЗ, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).

Каких-либо доказательств опровергающих исковые требования и подтверждающих невозможность проведения ответчиком работ по сохранению объекта культурного наследия суду представлено не было и в материалах дела не имеется.

Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Устанавливая срок для исполнения судебного решения, суд считает необходимым определить срок в течении 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, соглашаясь с доводами истца о разумности такого срока, учитывая объем работы по сохранению объекта культурного наследия. Допустимые доказательства невозможности выполнения работ в данные сроки ответчиком не представлены. Однако, наличие таких обстоятельств не лишает ответчика возможности реализовать свои права на стадии исполнения судебного постановления.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области удовлетворить.

Обязать Администрацию города Нижний Тагил исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения здания жилого назначения, литер А (объект разрушенный в процессе эксплуатации), являющегося частью объекта культурного наследия ансамбля «Дома, построенные в стиле классицизма для заводских служащих ФИО4», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

провести работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные статей 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 18 июня 2019 года.

<...>

<...> Судья - Ершова Т.Е.