ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-836/2017 от 01.02.2016 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-836/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Новосибирска в составе

председательствующего судьи Лисюко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Харитоновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к администрации Ленинского района г.Новосибирска о возложении обязанности предоставить доступ к дошкольному образованию,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась с административным иском, просила возложить обязанность на ответчика предоставить ее сыну ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в МДОУ г.Новосибирска, расположенных на разумной географическом удалении от места проживания, т.е. до 300 м. от места проживания: садик и в группе полного дня в течение одного месяца со дня вынесения решения суда. Иск мотивирован тем, что, как многодетная мать, истица имеет право на первоочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях.

14.11.2016 истица обратилась в администрацию Ленинского района города Новосибирска с заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении, однако ей было отказано в связи с отсутствием свободных мест в МДОУ. Сроки получения путевки в ответе указаны не были, что нарушает ее права, права ее несовершеннолетнего ребенка на доступ к бесплатному дошкольному образованию.

В судебном заседании истица и ее представитель ФИО3 доводы иска поддержали в полном объеме.

Представители ответчика – администрации Ленинского района города Новосибирска ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения иска, указал, что ребенку истицы будет предоставлено место в детском дошкольном учреждении по достижении очередности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В статье 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования относятся к вопросам местного значения.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса РФ).

Порядок обеспечения заявителей местами в детских дошкольных учреждениях установлен в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденном постановлением Мэрии города Новосибирска от 10 июня 2013 года № 5441 (далее Регламент).

В соответствии с пунктом 1.3 Регламента зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) (далее - дошкольное учреждение), осуществляется в порядке очередности исходя из даты постановки на учет и наличия права на внеочередное или первоочередное обеспечение местами в дошкольных учреждениях.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица имеет право на обеспечение ее несовершеннолетнего сына местом в детском дошкольном учреждении в первоочередном порядке.

Как указал административный ответчик – администрация Ленинского района города Новосибирска, в настоящее время очередность для получения места в детском саду среди категорий граждан, обладающих правом на первоочередное зачисление в дошкольное учреждение, для сына истицы не является первой. Ребенок истицы был поставлен на учет для определения в муниципальное учреждение 04.02.2015. На 28.11.2016 номер его льготной очереди по Ленинскому району- 2025, в возрастной группе от 1 до 2 лет льготная очередь -655.

В дошкольных учреждениях, избранных истицей: МАДОУ и МАДОУ , свободных мест в настоящее время не имеется, что подтверждено соответствующими справками заведующих детских дошкольных учреждений об укомплектованности учреждений.

В порядке очередности в данные образовательные учреждения также поставлены лица, имеющие право на внеочередное предоставление места в дошкольном учреждении, а также первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении, дата рождения детей которых и дата постановки на учет ранее, чем сына истицы, что свидетельствует об их преимущественных правах относительно истицы.

Законный представитель ребенка не обращался в орган местного самоуправления с просьбой для решения вопроса об его устройстве в другую образовательную организацию, настаивая, в том числе, в настоящем иске на обеспечении несовершеннолетнего правом на получение места именно в избранных дошкольных учреждениях.

Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя, поскольку, как установлено судом, непредставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой состоят лица, чье право возникло ранее.

При указанном положении требования о возложении обязанности предоставить сыну истицы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в МДОУ г.Новосибирска, расположенных на разумной географическом удалении от места проживания, т.е. до 300 м. от места проживания: садик и вне закрепленной очереди не подлежат удовлетворению, поскольку противоречат принципу, содержащемуся в статье 17 Конституции Российской Федерации, а именно: не должны нарушаться права других детей, поставленных на очередь ранее ребенка истицы, а также детей, имеющих право на внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях, санитарные нормы и правила, касающиеся устройства, содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

На основании вышеизложенных норм материального права, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 06.02.2017.

Судья: (подпись) Лисюко Е.В.