ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8370/2021 от 23.11.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство№ 2-8370/2021

УИД 28RS0004-01-2021-011144-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьиМайданкиной Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Рыковой Л.В.,

с участием представителя истца -помощника прокурора ИЮ, представителя ответчика –ВА, представителя третьего лица –АА,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью«Пятая добывающая»о взыскании денежных средств,

установил:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование требований которого указано, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при пользовании недрами. Установлено, что ООО «Пятая добывающая» является владельцем лицензии БЛГ 03851 БР на право пользования недрами, с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Лицензия выдана Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, зарегистрирована 28.02.2020 года за № 3876, сроком до 31.12.2027 года. Участок недр расположен в бассейне ручья Максимовский, в Тындинском районе Амурской области. В соответствии с п. 1.4 условий пользования недрами к лицензии БЛГ 03851 БР, участок недр предоставлен ООО «Пятая добывающая» для добычи золота и рассыпных месторождений. В ходе проверки, 16.06.2020 года обследован бассейн руч. Максимовский. При осмотре и обследовании установлено, что в бассейне руч. Максимовский осуществляет деятельность по разработке месторождения россыпного золота при помощи бульдозеров, экскаваторов, промывочного прибора китайского производства с географическими координатами № ***. При разработке участка недр ООО «Пятая добывающая» осуществляет пользование водным объектом руч. Максимовский, путем заводки его в рабочий отстойник для подпитки водоснабжения, а в дальнейшем, с помощью насосной установки, вода подается на промбрибор для промывки золотосодержащей породы. На участке обустроены рабочие отстойники, путем возведения гидротехнического сооружения – дамбы отстойника. Сброс сточных вод в руч. Максимовский осуществляется без очистки, так как, фильтрационные отстойники не построены. Также, на участке недр построено гидротехническое сооружение – руслоотводная канава. Для оценки влияния хозяйственной деятельности ООО «Пятая добывающая» на водный объект руч. Максимовский произведен отбор проб природной воды 50 м выше и 500 м ниже участка ведения горных работ. По результатам исследования проб воды установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте руч. Максимовский в створе ниже места ведения горных работ (900 мг/дм3) превышает содержание взвешенных веществ в створе выше места ведения горных работ (11,55 мг/дм3) на 888,45 мг/дм3, что оказывает негативное влияние на водный объект руч. Максимовский. Таким образом, производственной деятельностью ООО «Пятая добывающая» допущены нарушения интересов РФ, выраженные в причинении вреда водному объекту в результате его загрязнения, находящегося в собственности РФ, в связи с чем, прокурор обращается в суд с заявлением в защиту интересов РФ. На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, министерством природных ресурсов Амурской области произведен расчет размера вреда, причинённого ООО «Пятая добывающая» водному объекту руч. Максимовский, который составил 4164807 рублей. Также, действиями ООО «Пятая добывающая» затронуты права и законные интересы граждан, так как данным экологическим правонарушением нарушено право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, гарантированное им ст. 42 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного, просит: взыскать с ООО «Пятая добывающая» в пользу РФ, вред, причиненный водному объекту р. Максимовский в размере 4164807 рублей.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, просил в требованиях отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, из которых следует, что ООО «Пятая добывающая» не уведомлялось о дате и времени проведения проверки, обществу не вручался акт проверки, не представлены протоколы отбора проб воды. Также, проверка проводилась в нарушение установленного срока для проведения проверки. В материалах дела отсутствуют необходимые документы для обоснованного и мотивированного признания вины ООО «Пятая добывающая» в выявленном загрязнении. Считает, что сама проверка проведена с нарушением закона, в следствие чего, доказательства, полученные в рамках такой проверки, признаются недопустимыми.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал требования искового заявления, просил суд, их удовлетворить. Представил расчет значения индексов дефляторов к письму.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность, а также антропогенных объектов. Возмещение вреда в подобных случаях направлено, в первую очередь, на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.

Приведенным Федеральным законом регламентирован институт компенсации ущерба окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны: такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда; размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78). Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77).

Денежные средства в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, государство, как публичный собственник, на котором лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству природных объектов, вправе направлять не на восстановление конкретного объекта, а в бюджет в качестве компенсации за причинение вреда его имуществу.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (пункт 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещается.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что в Тындинском районе амурской области расположен бассейн ручья Максимовский, который, соответственно, является объектом федеральной собственности.

Проведенной Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Пятая добывающая» является владельцем лицензии БЛГ 03851 БР на право пользования недрами, с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Лицензия выдана Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, зарегистрирована 28.02.2020 года за № 3876, сроком до 31.12.2027 года. Участок недр расположен в бассейне ручья Максимовский, в Тындинском районе Амурской области. В соответствии с п. 1.4 условий пользования недрами к лицензии БЛГ 03851 БР, участок недр предоставлен ООО «Пятая добывающая» для добычи золота и рассыпных месторождений. В ходе проверки, 16.06.2020 года обследован бассейн руч. Максимовский. При осмотре и обследовании установлено, что в бассейне руч. Максимовский осуществляет деятельность по разработке месторождения россыпного золота при помощи бульдозеров, экскаваторов, промывочного прибора китайского производства с географическими координатами № ***. При разработке участка недр ООО «Пятая добывающая» осуществляет пользование водным объектом руч. Максимовский, путем заводки его в рабочий отстойник для подпитки водоснабжения, а в дальнейшем, с помощью насосной установки, вода подается на промбрибор для промывки золотосодержащей породы. На участке обустроены рабочие отстойники, путем возведения гидротехнического сооружения – дамбы отстойника. Сброс сточных вод в руч. Максимовский осуществляется без очистки, так как, фильтрационные отстойники не построены. Также, на участке недр построено гидротехническое сооружение – руслоотводная канава. Для оценки влияния хозяйственной деятельности ООО «Пятая добывающая» на водный объект руч. Максимовский произведен отбор проб природной воды 50 м выше и 500 м ниже участка ведения горных работ. По результатам исследования проб воды установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте руч. Максимовский в створе ниже места ведения горных работ (900 мг/дм3) превышает содержание взвешенных веществ в створе выше места ведения горных работ (11,55 мг/дм3) на 888,45 мг/дм3, что оказывает негативное влияние на водный объект руч. Максимовский.

Указанные факты подтверждаются материалами дела, доказательств обратного, в силу ст. 56 ГПК РФ, представителем ответчика не представлено, и судом не добыто.

8.09.2020 года постановлением консультанта отдела регионального Государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области – государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды ООО «Пятая добывающая» было привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ за пользование водным объектом без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. 8.09.2020 копия постановления была вручена представителю ООО «Пятая добывающая», в установленном законом порядке не обжаловалось, постановление вступило в законную силу.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

При этом в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).

Согласно ст. 1 Водного Кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Использование объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В соответствии со ст. 44 Водного Кодекса установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического да растений, животных и других организмов. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы, технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды)

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика), утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87, данная методика предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации (негативного изменения водного объекта в результате его загрязнения, повлекшего за собой деградацию его естественных экологических систем и истощение его ресурсов).

Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный загрязнение и засорение водных объектов в результате сброса в них сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (пункт 2).

По настоящему делу факт нарушения ООО «Пятая добывающая» природоохранного законодательства путем загрязнения водного объекта руч. Максимовский установлен постановлением Министерства природных ресурсов Амурской области о назначении административного наказания от 8.09.2020 года, которое в установленном порядке не оспаривалось.

Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Судом был проверен и признается правомерным представленный истцом расчет ущерба, причиненного водному объекту руч. Максимовский, исчисленный по формуле 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года N 87. Согласно данному расчету размер вреда, причиненного водному объекту руч. Максимовский как объекту окружающей природной среды в результате загрязнения поверхностного водного объекта при сбросе сточных вод на 2021 года составляет 4164807 рублей 00 копеек.

Довод представителя ответчика о том, что при расчет ущерба, причиненного водному объекту руч. Максимовский, истцом был произведен не корректно, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Кин - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, определяется в соответствии с п. 11.1 «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.

Согласно письму Минприроды России от 12.08.2021 № 19-29/23128 «О коэффициенте Кин при расчете размера вреда», Кин представляет собой коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, и принимается на уровне накопленного к периоду исчисления размера вреда индекса-дефлятора по отношению к 2007 году, который определяется как произведение соответствующих индексов-дефляторов по годам по строке «инвестиций (капитальных вложений) за счет источников финансирования».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2015 N 1234 утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, которые определяют порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

Согласно пункту 2 Правил среднесрочный прогноз разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год и плановый период Министерством экономического развития Российской Федерации на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования. Для расчета указанного Кин правомерно использовать данные, приведенные на официальном сайте Минэкономразвития России.

Прогнозные показатели могут корректироваться, в связи с чем, для использования актуализированных данных необходимо уточнять размещенные на сайте Минэкономразвития России данные по значениям индексов-дефляторов по строке «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования» каждый раз при произведении очередного расчета размера вреда и использовать для определения Кин обновленные значения индексов-дефляторов.

Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России 28.11.2018 года, «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (дефлятор базовый)» инвестиции в основной капитал (за счет всех источников финансирования) до 2036, при пересчете в коэффициенты индексы-дефляторы имеют следующие значения: 2008 год - 1,194; 2009 - 1,050; 2010 - 1,080; 2011 - 1,088; 2012 - 1,068; 2013 - 1,060; 2014 - 1,049; 2015 - 1,143; 2016 - 1,081; 2017 - 1,037; 2018 - 1,049; 2019 - 1,050; 2020 - 1,044; 2021 - 1,042.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России 30.09.2019, «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (дефлятор базовый)" инвестиции в основной капитал (за счет всех источников финансирования) до 2024 данные индексов-дефляторов на 2018, 2019, 2020 и последующие годы скорректированы, и в пересчете в коэффициенты имеют следующие значения: 2018 - 1,053; 2019 - 1,074; 2020 - 1,036; 2021 - 1,037.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России 26.09.2020, «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021-2023 года (дефлятор базовый)» инвестиции в основной капитал (за счет всех источников финансирования) на 2021-2023, данные индексов-дефляторов на 2019, 2020, 2021 и последующие годы скорректированы, и в пересчете в коэффициенты имеют следующие значения: 2019 - 1,068; 2020 - 1,062; 2021 - 1,051.

Таким образом, при расчете размера вреда водному объекту руч. Максимовский, причиненного ООО «Пятая добывающая» в результате сброса сточных вод в руч. Максимовский с превышением содержания загрязняющих веществ, необходимо использовать значения индексов-дефляторов с 2008 года по 2017 год, взятые из прогноза Минэкономразвития России от 28.11.2018 «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (дефлятор базовый)»; за 2018 год - из прогноза от 30.09.2019 "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (дефлятор базовый)"; за период с 2019-2020 - из прогноза от 26.09.2020 года «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021-2023 гг. (дефлятор базовый)».

Следовательно, коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития (Кин), будет составлять 2,686 (1,194х1,050х1,080х1,088х1,068х1,060х1,049х1,143х1,081х1,037х1,049х1,050х1,044х1,042).

Данный расчет надлежащим образом ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.

Оценка экологического вреда в деньгах означает не только определение затрат на восстановление нарушенной природной среды, на воспроизводство природных ресурсов, но и вычисление тех экологических потерь, которые невосполнимы или трудно восполнимы средствами человеческого прогресса.

Таким образом, при определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.

Поскольку факт причинения вреда водному объекту руч. Максимовский в Тындинском районе Амурской области как объекту окружающей природной среды в результате неправомерных действий ООО «Пятая добывающая» установлен, то данный вред подлежит возмещению, и с ответчика подлежит взысканию сумма ущерба в размере 4164807 рублей 00 копеек.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 29024 рубля 00 копеек в бюджет муниципального образования города Благовещенска Амурской области.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Пятая добывающая» в пользу Российской Федерации вред, причиненный водному объекту ручью Максимовский в Тындинском районе Амурской области в размере 4164807 рублей 00 копеек.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Пятая добывающая» в доход бюджета муниципального образования города Благовещенска Амурской области государственную пошлину в размере 29024 рубля 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Майданкина Т.Н.

Решение в окончательной форме составлено 30 ноября 2021 года.