ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8375/2015 от 21.12.2015 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-8375/2015 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 21 декабря 2015 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Орловой С.Г., при секретаре Ивановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности предоставить место в муниципальном детском образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила возложить на Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее Управление) обязанность предоставить в течение одного месяца её несовершеннолетней дочери Ч, года рождения, свободное место в дошкольной образовательной организации г.Йошкар-Олы с учетом территориальной доступности по месту жительства.

В обосновании иска указано, что 18 января 2013 года у истца родилась дочь Ч. 05 февраля 2013 года дочь истца Управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» была поставлена на учет по устройству детей в детские дошкольные учреждения г.Йошкар-Олы, номер очереди, с указанием даты явки на комиссию для получения путевки – 13 апреля 2016 года, то есть спустя три месяца по достижении ребенком трехлетнего возраста. С момента постановки на учет дочь истца в списки на комплектование дошкольных образовательных организаций г.Йошкар-Олы не включалась, направление в дошкольную образовательную организацию истцу не выдавалось. После постановки на учет истица неоднократно обращалась к ответчику с просьбой обеспечить её ребенка местом в детском саду до достижения им трех лет. Однако место в детском саду ребенку истца не предоставлено до настоящего времени. Истец считает, что нарушено право её ребенка на получение бесплатного дошкольного образования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании».

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Просила суд исковые требования удовлетворить, обязать Управление обеспечить её ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности по месту жительства в соответствии с приказом Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19 марта 2015 года №88 «О закреплении территорий городского округа «Город Йошкар-Ола» за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями г.Йошкар-Олы в 2015 году». Пояснила, что желает получить для ребенка место в одном из детских садов №№ в соответствии с названным приказом по месту жительства. В иные детские сады городского округа «Город Йошкар-Ола» ребенка возить не имеет возможности и не желает.

Представители ответчика Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать. Дали пояснения аналогичные изложенному в отзыве на иск. Указали, что Управлением надлежащим образом исполняется обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Полагают, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение права других детей на равный доступ к дошкольному образованию, которые поставлены на учет ранее ребенка истца, а также детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление в дошкольное учреждение, а также повлечет нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, определяющих допустимое количество детей в группах дошкольной образовательной организации. В настоящее время имеются места для детей вторых младших группах с 3-х до 4-х лет лишь в МДОУ № и №, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в д. и с., одно из которых Управление готово предоставить ребенку истицы при наличии желания последней. Комплектование первых и вторых младших групп на 2015 год в МДОУ городского округа «Город Йошкар-Ола» закончено.

Представитель третьего лица администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, поддержала позицию и доводы представителей Управления.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 является матерью несовершеннолетней Ч, родившейся года.

05 февраля 2013 года истец обратилась в Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о предоставлении места в детском саду для её дочери Ч.

05 февраля 2013 года истица поставлена на учет для получения путевки в детский сад, что следует из пояснений сторон и Журнала № учета поступления заявлений по устройству детей в детские дошкольные учреждения (далее Журнал учета детей), с отметкой о дате комиссии для получения путевки в детский сад - 13 апреля 2016 года, номером очереди.

Истцу специалистом Управления выдано уведомление о постановке на учет по устройству детей в детские дошкольные учреждения от 05 февраля 2013 года №.

Из пояснений истца и представленных доказательств следует, что с мая 2015 года истец неоднократно обращалась в Управление с требованием о предоставлении путевки в детский сад для её дочери.

Управление ответами от 13.05.2015 г., 05.08.2015 г., 24.08.2015 г., 02.09.2015 г. на обращения ФИО2 сообщало, что выдача путевок в МДОУ г.Йошкар-Олы осуществляется комиссией по распределению мест в МДОУ по сформированным спискам очередности (общей и льготной) согласно срока, определенного в журнале учета поступления заявлений по устройству детей в детские дошкольные учреждения. В первую очередь выдача путевок для детей каждой возрастной категории осуществляется по льготной очереди. Место в МДОУ г.Йошкар-Олы дочери ФИО2 будет предоставлено при наличии мест и в порядке установленной очереди.

На момент разрешения спора место в дошкольном детском образовательном учреждении ребенку истца не предоставлено.

При этом представители ответчика ссылаются на наличие детей, поставленных на учет в очередь ранее ребенка истца, а также детей льготной очереди, не получивших путевки в детские сады до настоящего времени, и отсутствие мест в детских садах, расположенных по месту жительства истца.

Постановка в очередь и комплектование детских дошкольных учреждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», являющегося местом жительства истицы и её ребенка, осуществляется на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» №87 от 22.01.2014 г.

Согласно указанному Регламенту основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в комиссию по распределению мест в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее - комиссия по распределению мест в МДОУ) в установленный согласно очередности срок, указанный в уведомлении о постановке на учет по устройству ребенка в МДОУ (п.3.6.1).

Выдача путевки для зачисления в МДОУ осуществляется комиссией по распределению мест в МДОУ с учетом даты регистрации в журнале учета поступления заявлений по устройству детей в детские дошкольные учреждения, возраста ребенка и наличия у заявителя права на внеочередное или первоочередное получение места в МДОУ.

При выдаче путевки в каждую образовательную организацию обеспечивается прием детей, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", за которой закреплена указанная образовательная организация. Территории городского округа "Город Йошкар-Ола" закрепляются за МДОУ приказом управления образования.

В выдаче путевки в образовательную организацию детям, проживающим на закрепленной за ней территории, может быть отказано только по причине отсутствия в указанной образовательной организации свободных мест (п.3.6.2).

Работа комиссии по распределению мест в МДОУ проводится в период нового комплектования с апреля по июль еженедельно по средам и пятницам с 14 до 17 часов и в сентябре - октябре еженедельно по пятницам с 14 до 17 часов. При создании новых МДОУ, при исполнении решения судебных органов, а также при открытии дополнительных групп в действующих МДОУ заседания комиссии проводятся по мере необходимости (п.3.6.4).

Как следует из пояснений представителей ответчиков в текущем году основное комплектование МДОУ г.Йошкар-Олы закончено. Комплектование производится по мере открытия дополнительных групп и создании новых МДОУ. При этом в первую очередь местами в детских садах обеспечиваются дети, имеющие право на внеочередное и первоочередное зачисление в дошкольное учреждение, к категории которых ребенок истца не относится.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. №5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: наличие права ребенка на получение дошкольного образования (достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

Истцом ФИО2 суду представлены доказательства, подтверждающие наличие у её дочери Ч права на получение дошкольного образования и факт обращения в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

С учетом даты рождения дочери истца - г., ей могло быть в 2015 году в период комплектования распределено место в МДОУ в первой младшей группе (от 2 до 3 лет).

В ходе судебного разбирательства истица пояснила, что ее ребенок претендует на получение места в МДОУ в соответствии с приказом Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19 марта 2015 года №88 «О закреплении территорий городского округа «Город Йошкар-Ола» за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями г.Йошкар-Олы в 2015 году».

В соответствии с названным приказом Управления ул. г., на которой проживает истец, закреплена за детскими садами №№

С учетом данных требований стороне ответчика судом было предложено представить доказательства, подтверждающие комплектность, в частности первых младших групп с учетом возраста ребенка истицы в названных МДОУ, доказательства, подтверждающие отсутствие мест в них, и доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду.

Из представленных представителями ответчика письменных доказательств - справок, пояснительных записок заведующих МДОУ№№ видно, что все имеющиеся места, в том числе в первых младших группах в данных детских дошкольных учреждениях полностью укомплектованы, мест для детей в возрасте 2-3 лет, 3-4 лет в настоящее время не имеется.

Из Журнала учета детей за 2013 года следует, что кроме детей, рожденных в октябре-декабре 2012 года, детей рожденных в период с 01 января 2013 года и стоящих на учете на получение места в детском саду до Ч, г.р., числится 53 ребенка.

Кроме того, стороной ответчика представлены списки детей в возрастной категории от 2-3 лет, имеющих право на преимущественное обеспечение местами в детских садах г.Йошкар-Олы (внеочередники и первоочередники), и не получивших путевки в МДОУ, количество которых составляет 600 человек.

Таким образом, предоставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении без учета имеющейся очереди, а также лиц, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление мест в МДОУ, повлечет за собой нарушение прав иных лиц, включенных в установленном порядке в Журнал учета детей ранее истца.

Само по себе наличие очереди на получение мест в МДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.

Суд с учетом представленных доказательств приходит к выводу о том, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ФИО6 отказано не было. Не предоставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца. При том, что в обязанность ответчика входит предоставление ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности.

Суду представителями ответчика представлены сведения о том, что на 18 декабря 2015 года в городском округе «Город Йошкар-Ола» имеются свободные места в МБДОУ «Детский сад № «» во 2 младшей группе (с 3-4 лет) -17 мест (д.) и в МБДОУ «Детский сад № «» во второй младшей группе – 3 места (с.). В остальных МДОУ согласно сообщению Управления свободных мест не имеется.

Таким образом, по данному делу установлено, что в 2015 - 2016 учебном году у Управления объективно отсутствовала возможность обеспечить несовершеннолетнюю Ч местом в детском дошкольном учреждении по месту жительства, поскольку свободных мест в МДОУ, в которых истица желала бы получить место для своего ребенка, не имелось.

При этом представители ответчика пояснили, что Управление готово предоставить ребенку истца одно из свободных мест в указанных выше детских садах №№, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», однако истица от данного предложения отказалась, в том числе и в ходе судебного разбирательства.

Из представленных доказательств также следует, что муниципальные органы не бездействуют и предпринимают меры к увеличению количества мест в детских дошкольных учреждениях города Йошкар-Олы путем осуществления нового строительства детских садов, реконструкции зданий детских садов и иными предусмотренными законом способами, что подтверждается в частности сообщением заместителя начальника Управления от 09.12.2015 №5127.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска ФИО2 не имеется.

Дело рассмотрено судом по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности предоставить место в муниципальном детском образовательном учреждении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.Г.Орлова

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2015 года.