Дело № 2-837/15 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Александров «22» июня 2015 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Чернявской И.Н.,
с участием адвоката Фетисова Д.Н.,
при секретаре Морозовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным бездействие главы администрации района ФИО10, выразившееся в отказе рассмотреть вопрос и принять решение о пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения, делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке соответствия жилого помещения установленным требованиям, а также обязать администрацию Александровского района в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащего ей на праве собственности, делегировав межведомственной комиссии полномочия по его оценке.
Заявленные требования мотивировала тем, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата>. она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который не соответствует санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Постановлением администрации Александровского района полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и по признанию частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан возложены на межведомственную комиссию. <дата> на основании технического отчета по обследованию строительных конструкций принадлежащего ей жилого дома, она обратилась в администрацию Александровского района Владимирской области с заявлением о признании данного жилого помещения непригодным для проживания. <дата> ею был получен ответ № за подписью главы администрации Александровского района Владимирской области, из которого следовало, что принято решение не делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке принадлежащего ей жилого помещения. Ссылаясь на ст.ст. 41,42 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ст.ст.1,2, п.8 ч.1 ст.14, ч.4 ст.15 ЖК РФ, п.6 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 28.01.06 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», п.п.5,7-8 данного Положения, ст.ст.254-255 ГПК РФ, полагала данный отказ необоснованным, незаконным, нарушающим ее жилищные права и интересы.
Определением от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области.
Впоследствии ФИО1 вновь уточнила заявленные требования, также просила признать незаконным бездействие администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области по рассмотрению ее заявления по вопросу о непригодности для проживания вышеуказанного жилого помещения; обязать администрацию Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области рассмотреть ее заявление по вопросу о непригодности для проживания данного жилого помещения.
В судебном заседании ФИО1 отказалась от требований к администрации Александровского района Владимирской области и главе администрации Александровского района ФИО10, определением суда от <дата> частичный отказ от заявления принят судом, дело в этой части прекращено.
Заявление в части требований к администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области c учетом уточнения ФИО1 поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, окончательно просила признать незаконным бездействие администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области по рассмотрению ее заявления о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, обязать администрацию Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области рассмотреть ее заявление от <дата> о непригодности для проживания принадлежащего ей указанного жилого дома в соответствии с действующим законодательством. Дополнительно пояснила, что на ее заявление от <дата> о признании принадлежащего ей жилого дома непригодным для проживания, администрация Александровского района Владимирской области в ответе от <дата>, ссылаясь на отсутствие у них полномочий по вопросам местного значения, сообщила о направлении ее заявления в администрацию Каринского сельского поселения, на территории которой находится дом. В свою очередь, администрация Каринского сельского поселения в ответе от <дата> сообщила ей о решении не делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке принадлежащего ей жилого помещения, так как оно является частным, предложив с <дата> обратиться по данному вопросу в администрацию Александровского района. В результате ее заявление по существу не рассмотрено, а в связи с отсутствием соответствующего решения по нему она лишена возможности реализовать свои жилищные права на получение жилого помещения в <адрес>.
Представитель заявителя - адвокат Фетисов Д.Н., действующий по ордеру, заявление и объяснения ФИО1 поддержал. Дополнительно пояснил, что ФИО1 состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес> и для получения жилья ей необходимо представить сведения об отсутствии у нее в собственности на территории РФ пригодных для проживания жилых помещений. Однако до настоящего времени ее заявление о признании принадлежащего ей жилого дома непригодным для проживания сельской администрацией не рассмотрено, что нарушает ее жилищные права.
Представитель заинтересованного лица администрации - администрации Каринского сельского поселения ФИО2, действующая по доверенности, против удовлетворения заявления возражала, поддерживая доводы, изложенные ранее в письменном отзыве. Пояснила, что в соответствии с действующим законодательством за органом местного самоуправления закреплено право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, в связи с чем ими решено не делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке принадлежащего ФИО1 жилого помещения. Действующим гражданским и жилищным законодательством на собственника жилого дома возложена обязанность по его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту. Заявлений, писем и жалоб на неудовлетворительные условия проживания в доме от ФИО1 не поступало. Полагают, что в случае признания дома ФИО1 непригодным для проживания и неполучения ею жилья в <адрес>, на них будет возложена обязанность по предоставлению ей жилого помещения.
Выслушав объяснения заявителя, ее представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушена их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.п.15,20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод возложена на заявителя, а обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относит, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством (ч.1 п.6 ст.14).
В соответствии с ч.2 ст.14.1 приведенного выше закона органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов.
Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения, оценка и обследование жилого помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу пункта 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Пунктами 42,46,47 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника по результатам работы принимает одно из решений, в том числе о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, а также о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.
Законом Владимирской области от 14.11.2014 № 121-ОЗ (ред. от 16.02.2015) «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения (принят постановлением ЗС Владимирской области от 30.10.2014 № 322) за сельскими поселениями Владимирской области из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений закреплено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно постановлению администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области от <дата>№ с изменениями, внесенными постановлением от <дата>№, утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов аварийными и подлежащих сносу или реконструкции» (далее - административный регламент), который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (административных действий) администрации муниципального образования Каринское сельское поселение и должностными лицами при предоставлении данной услуги (л.д.63-81).
Исходя из положений п.п.2.4.1-2.4.3 административного регламента, глава муниципального образования создает межведомственную комиссию для оценки жилых помещений, утверждает постановлением ее состав и на основании полученного от комиссии заключения готовит соответствующий проект постановления (распоряжения).
Постановлением администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области от <дата>№ создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также утвержден ее состав (л.д.61-62).
В силу п.2.6-2.6.1 административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю заключения комиссии и постановления (распоряжения) главы администрации муниципального образования.
Сроки предоставления муниципальной услуги предусмотрены п.2.7 административного регламента.
Перечень документов, предоставляемых заявителем для предоставления муниципальной услуги, предусмотрен п.п.2.9,2.9.1.1-2.9.1.9 административного регламента.
Согласно п.3.2.1 административного регламента для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания заявитель предоставляет в администрацию муниципального образования заявление на имя главы муниципального образования, оформленное по указанной в Приложении форме, и документы, указанные в п.2.9.1 настоящего регламента.
В соответствии с п.3.2.6 административного регламента при отказе в предоставлении заявителю муниципальной услуги ему направляется соответствующее мотивированное извещение, подписанное главой муниципального образования.
Пунктом 5.1 административного регламента предусмотрено, что заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц в ходе предоставления муниципальной услуги и решение, принятое по результатам рассмотрения его заявления, в том числе в судебном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности одноэтажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв. №, кадастровый (или условный) №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданным <дата> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от <дата> (л.д.6).
Наличие указанного объекта недвижимости, правообладателем которого является ФИО1, подтверждается составленным отделением по округу Александров Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на <дата> техническим паспортом, из которого видно, что жилому дому присвоен адрес: <адрес> (л.д.7-14).
Из имеющихся в деле справок, выданных администрацией Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области от <дата>, видно, что ФИО1 на основании похозяйственной книги была зарегистрирована в <адрес> по <дата>, затем выбыла в <адрес> и в настоящее время в принадлежащем ей вышеуказанном доме никто по месту жительства не зарегистрирован (л.д.54-55).
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, состоящем из одной комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире, по адресу: <адрес>, вместе с мужем ФИО6, сыном ФИО7, дочерью ФИО8, внуком ФИО9, с <дата> принята на учет по улучшению жилищных условий, что подтверждается копиями единого жилищного документа (справка о заявителе) № по состоянию на <дата>, договором социального найма жилого помещения № от <дата>, извещения отдела учета и распределения жилой площади исполкома <данные изъяты> (л.д.112,л.д.113, л.д.115, л.д.117).
Из письма Департамента жилищной политики и жилищного фонда <адрес> от <дата>, адресованного ФИО1 видно, что для рассмотрения вопроса улучшения жилищных условий ей необходимо представить копии правоустанавливающих документов на жилое помещение по адресу: <адрес>, со ссылкой на то, что она скрыла его наличие (л.д.114).
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 в <дата>-<дата> неоднократно обращалась в администрацию Александровского района Владимирской области и в администрацию Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области с заявлениями по вопросу признания принадлежащего ей на праве собственности вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, приложив документы, предусмотренные административным регламентом, в том числе технический отчет по обследованию строительных конструкций жилого дома ГПУ <данные изъяты>, по заключению которого здание является аварийным, подлежит сносу, а жилые помещения дома непригодны для проживания (л.д.16, л.д.18, л.д.20 л.д.56, л.д.59,л.д.118-160).
Как видно из ответов администрации Александровского района Владимирской области от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№ ФИО1 разъяснено о необходимости обращения в администрацию Каринского сельского поселения, сообщено о направлении туда ее заявления с приложенными документами в связи с отсутствием у муниципальных районов соответствующих полномочий и принятии решения не делегировать межведомственной комиссии полномочий по оценке ее жилого помещения (л.д.15, л.д.17).
Из сообщений администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области № от <дата>, и № от <дата> следует, что принято решение не делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке принадлежащего ФИО1 жилого помещения, так как оно является частным, и рекомендовано обратиться по данному вопросу в администрацию Александровского района, к полномочиям которой он относится с <дата> (л.д.57-58, л.д.19, л.д.60).
Между тем, доводы администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области, изложенные в вышеприведенных ответах, а также в письменном отзыве, суд находит несостоятельными, поскольку из вышеприведенных правовых норм как федерального, так и регионального законодательства следует, что полномочия по принятию решения о признании жилых помещения пригодными (непригодными) для проживания граждан возложены на сельские поселения, и иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями не предусмотрено, никакой другой орган такими полномочиями не наделен.
При этом, обязанность органа местного самоуправления и созданной им межведомственной комиссией по заявлению гражданина, являющегося собственником, провести обследование жилого помещения и принять решение по его результатам, не поставлена в безусловную зависимость от наличия либо отсутствия права заявителя на получение жилого помещения, а равно на постановку гражданина на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, адресованное проживающей в <адрес> ФИО1 сообщение Каринской сельской администрации от <дата>, получено заявителем <дата>, в связи с чем ею соблюдены сроки обращения в суд, что не оспаривалось в суде и представителем заинтересованного лица.
При этом, из данного сообщения видно, что Каринской сельской администрацией Александровского района Владимирской области не предприняты действия, направленные на проведение оценки соответствия принадлежащего ФИО1 жилого помещения установленным в Положении требованиям, по существу ее заявление не рассмотрено и какого-либо решения по нему, предусмотренного Положением и административным регламентом в установленные сроки не принято.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие Каринской сельской администрации Александровского района Владимирской области по рассмотрению вопроса о признании принадлежащего ФИО1 жилого помещения непригодным для проживания является незаконным и нарушает ее жилищные права, в связи с чем заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Исходя из положений ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом этого, подлежит удовлетворению и требование ФИО1 об обязании администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области рассмотреть ее заявление о непригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ст.258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области по рассмотрению заявления ФИО1 о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания
Обязать администрацию Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области рассмотреть заявление ФИО1 от <дата> о непригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Н.Чернявская
.
.
.
.
.