Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области
резолютивная часть решения вынесена и оглашена ДД.ММ.ГГГГ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Давыдова Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Усуровой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Шатура Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконным пункта 128 решения Межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений Московской области по вопросам земельно-имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ года, которым ей отказано в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № и возложении обязанности на администрацию городского округа Шатура принять решение о заключении такого договора.
В обоснование заявленных требований указала, что указанный земельный участок по договору от ДД.ММ.ГГГГ№№ предоставлен ей в аренду. На нем расположен жилой дом, оконченный строительством в 2017 году, собственником которого она является. В целях оформления права собственности на арендованный земельный участок, она обратилась в администрацию городского круга Шатура с соответствующим заявлением, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в предоставлении в собственность этого земельного участка по тем основаниям, что межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области отказано в согласовании договора купли-продажи этого земельного участка в виду того, что по информации Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры земельный участок частично расположен в полосе автомобильной дороги.
Считая, отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не соответствующим закону и нарушающим её право на приобретение его в собственность, истица обратился с настоящим иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора привлечено Главное управления архитектуры и строительства Московской области.
В судебном заседании представитель истца адвокат Мосалева О.Н. исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить.
Представитель администрации городского округа Шатура в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области и Главной управления архитектуры и строительства Московской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд с учетом положений ч.3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
Пунктом 8 статьи 28 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав которого входит Земельный кодекс Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, который расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> южнее земельного участка с кадастровым номером №
Указанный земельный участок предоставлен ей в пользование по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Шатура с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в согласовании проекта договора купли-продажи, сославшись на информацию Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о частичном расположении земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги.
Такой ответ администрации городского округа Шатура был основан на решении Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол МВК №-З пункт 128).
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в действие новые статьи Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе регулирующие порядок предоставления в собственность без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственникам объектов недвижимости, расположенных на указанных участках.
В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ администрация должна была проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 того же Кодекса для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Подобная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 (ред. от 26.04.2017).
В ст. 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации 25.03.2016 постановлением Правительства Московской области N 230/8.
Для проверки доводов о наложении спорного земельного участка в зону полосы отвода автомобильной дороги, судом направлялся запрос в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
В ответе на судебный запрос Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области сообщило, что согласно СТП транспортного обслуживания Московской области вышеуказанный земельный участок не расположен в зонах, предназначенных для размещения объектов транспортной инфраструктуры. Ограничения оборотоспособности земельного участка, устанавливаемые п.7 ст. 27 ЗК РФ, в части, касающейся полномочий Министерства, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд считает, что поскольку ограничений оборотоспособности земельного участка в соответствии со ст. 27 ЗК РФ, то решением МВК Московской области по вопросам земельно-имущественных отношений № 123-З пункт 128 и основанный на нем отказ администрации городского округа Шатура о заключении договора купли-продажи этого земельного участка, являются незаконными.
Следовательно, на администрацию городского округа Шатура надлежит возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 спорного земельного участка в собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол МВК №-З пункт №
Признать незаконным отказ администрации городского округа Шатура, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании ФИО1 проекта договора купли-продажи земельного участка кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> южнее земельного участка с кадастровым номером №
Обязать администрацию городского округа Шатура повторно рассмотреть вопрос о согласовании ФИО1 проекта договора купли-продажи земельного участка кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> южнее земельного участка с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца.
Судья Ю.С.Давыдова