Строка № 133г Дело № 2-837/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 года п. Рамонь
Рамонский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
при секретаре Сундуковой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-837/2019 по иску прокурора Рамонского района Воронежской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным со дня принятия постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ......-и «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов», обязании администрации Рамонского муниципального района Воронежской области отменить вышеуказанное постановление в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на земельные участки площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метр с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, исключении из ЕГРН записей о праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на вышеуказанные земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Рамонского района Воронежской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным со дня принятия постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ......-и «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов», обязании администрации Рамонского муниципального района Воронежской области отменить вышеуказанное постановление в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на земельные участки площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метр с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, исключении из ЕГРН записей о праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на вышеуказанные земельные участки.
В дальнейшем прокурор Рамонского района Воронежской области уточнил заявленные им в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области исковые требования, изменив их основания.
Свои уточненные исковые требования прокурор Рамонского района Воронежской области мотивировал тем, что 22.05.2019 года в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области поступило заявление администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 17.05.2019 года ...... с просьбой предоставить в постоянное (бессрочное) пользование следующие земельные участки из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства: площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ............; площадью <.......> кв. метр с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров, с кадастровым ......, расположенный по адресу: ....... 19.06.2019 года по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области издано постановление ......-и «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов». Впоследствии на основании вышеуказанного постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ......-и Управлением Росреестра по Воронежской области осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на земельные участки с кадастровыми №......, ......, ......, ......, ....... Вместе с тем, постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ......-и «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов» противоречит действующему законодательству. В соответствии с п. 1 ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В силу п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. В соответствии с п. 63 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 года № 1, на основании пп. 1 п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование органу местного самоуправления предоставляется земельный участок, необходимый для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, и к заявлению которого предоставляются документы, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка. Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Исходя из положений Устава Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 26.01.2015 года ......, у администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области отсутствуют полномочия на ведение личного подсобного хозяйства. Таким образом, указанные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставлены администрации Карачунского сельского поселения для целей, не связанных с осуществлением органом местного самоуправления своих полномочий и не предусмотренных Уставом Карачунского сельского поселения. Постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ......-и «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов» не содержит сведений об обоснованности и необходимости предоставления данных земельных участков администрации сельского поселения. В силу п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов прилагаются документы, предусмотренные пп.пп. 1 и 4 - 6 п. 2 ст. 39,15 ЗК РФ. Пп. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ определено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В силу п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ. Вместе с тем, как установлено в ходе проведенной прокуратурой района проверки, при подаче заявления о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование спорных земельных участков от 17.05.2019 года ...... администрацией Карачунского сельского поселения в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области не были предоставлены документы, подтверждающие право заявителя на предоставление земельных участков в соответствии с целями использования земельных участков. В связи с данными обстоятельствами на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ администрации Рамонского муниципального района Воронежской области следовало отказать в принятии решения о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов и возвратить заявление администрации Карачунского сельского поселения. Однако этого сделано не было. Следует также учесть, что земельное законодательство предусматривает возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства только гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Это прямо закреплено статьями 39.3, 39.6, 39.8, 39.10, 39.18 ЗК РФ. В ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» прямо указано, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином единолично либо гражданином и проживающими совместно с ним членами его семьи. Ни о каких органах местного самоуправления в данном законе речи не идет. Таким образом, постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ......-и «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов» издано в отсутствие законных оснований. При этом, в силу пп. 7 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. В силу п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.10 настоящего Кодекса. Вместе с тем, в соответствии с предоставленными функциями и задачами по их реализации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Следовательно, незаконным изданием постановления администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ......-и «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов» нарушены права неопределенного круга лиц (граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств) на предоставление данных земельных участков в собственность либо в аренду в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, незаконным принятием названного постановления администрация Рамонского муниципального района Воронежской области затрагивает интересы Российской Федерации, поскольку нарушает установленный законом порядок предоставления земельных участков, подрывая, тем самым, авторитет государственной власти, конституционный принцип верховенства и прямого действия федеральных законов на всей территории Российской Федерации, что в совокупности причиняет вред интересам государства, а также интересы муниципального образования - Рамонского муниципального района Воронежской области, поскольку влечет неполучение в бюджет муниципального образования денежных средств в виде выручки от законной реализации земельных участков за плату, в том числе, на торгах. Кроме того, передача спорных земельных участков администрации Карачунского сельского поселения на праве постоянного (бессрочного) пользования не может повлечь разграничение государственной собственности на участки по правилам ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и приобретение соответствующего права муниципальным образованием. Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 14.08.2017 года № 306-КГ17-10380 по делу № А55-17005/2016, Определении Верховного Суда РФ от 23.08.2017 года № 306-КГ17-10932 по делу № А55-14949/2016, Определении ВАС РФ от 26.04.2013 года № ВАС-4484/13 по делу № А51-8975/2012. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий. Предоставление спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование с целью последующего оформления права собственности на них лицом, которому такие земельные участки предоставлены, противоречит требованиям земельного и антимонопольного законодательства, так как нарушает установленный законом порядок предоставления таких земельных участков с проведением торгов. Допущенные администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области нарушения законодательства при предоставлении спорных земельных участков свидетельствуют о предоставлении администрации Карачунского сельского поселения необоснованных преференций в сравнении с другими лицами, желающими приобрести спорные земельные участки. В связи с данными обстоятельствами 10.07.2019 года прокуратурой Рамонского района Воронежской области принесен протест на постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ...... «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов», с требованием его отмены. Письмом от 29.07.2019 года и.о. главы Рамонского муниципального района Воронежской области отказано в удовлетворении протеста прокуратуры района. Отказ мотивирован тем, что данное постановление издано законно и обоснованно. На основании ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В своих письменных возражениях на иск прокурора Рамонского района Воронежской области ответчик администрация Рамонского муниципального района Воронежской области исковые требования прокурора не признала и возражала против их удовлетворения, мотивируя тем, что ни один из действующих на территории РФ нормативных актов не содержит запрета на предоставление земельных участков, не изъятых из гражданского оборота, органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование или в собственность. Из содержания п.п. 2 и 4 ст. 39.9 ЗК РФ следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование органам местного самоуправления. При этом не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено ст.ст. 39.10 и 39.20 ЗК РФ. Какие-либо исключения из данной нормы, связанные с видом разрешенного использования земельных участков, ст. 39.9 ЗК РФ не содержит. Как указано в п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. Исходя из данной нормы, собственность поселения, городского округа или муниципального района на земельные участки, на которых отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие соответствующему муниципальном) образованию, может возникнуть только в случае, если эти земельные участки предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Оценивая вышеприведенные нормы, можно прийти к выводу, что предоставлению земельного участка в собственность муниципального образования должно предшествовать его предоставление органу местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования. Иной процедуры оформления права муниципальной собственности поселений на образованные земельные участки законодательство не содержит. Используемый в Федеральном законе от 07.04.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» термин «ведение», применительно к участкам личного подсобного хозяйства, означает только лишь способ организации хозяйственной деятельности, а не запрет на владение, пользование и распоряжение такими земельными участками иными участниками гражданского оборота, помимо граждан. Никаких особенностей возникновения прав на земельные участки для личного подсобного хозяйства в части, касающейся субъектного состава собственников или землепользователей, Федеральный закон от 07.04.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», равно как и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, не устанавливает. Поскольку указанные в постановлении администрации Рамонского муниципального района от 19.06.2019 года ...... земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, не являются изъятыми из оборота или ограниченными в обороте, они могут находиться в собственности любых физических и юридических лиц, в том числе в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем их предоставление органу местного самоуправления не запрещено и не противоречит действующему земельному законодательству. При этом возникновение права постоянного (бессрочного) пользования сельского поселения на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, не приведет к нарушению предусмотренных ст.ст. 1 и 7 ЗК РФ требований к целевому использованию земель, поскольку возникновение права на объект недвижимости и его использование не по целевому назначению не являются тождественными или синонимичными понятиями, так как возникают из разных юридических фактов и приводят к различным правовым последствиям. Предоставление земельного участка не влечет автоматически его нецелевое использование. Законность владения, пользования и распоряжения администрацией сельского поселения таким имуществом не может быть поставлена под сомнение. В то же время, учитывая, что ни в одном из действующих на территории РФ законов не ставится возможность иметь имущество в зависимости от основания возникновения права на него, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, могут быть переданы органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование. в соответствии с действующим земельным законодательством. Отсутствие в Уставе Карачунского сельского поселения полномочий по использованию на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», не свидетельствует об отсутствии права на предоставление таких земельных участков органу местного самоуправления. Учитывая то, что перечень функций и полномочий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, содержащийся в Уставе поселения, не является исчерпывающим, каких-либо противоречий нормам гражданского и земельного права постановление администрации Рамонского муниципального района от 19.06.2019 года ...... не содержит. Как указано в ч. 1 ст. 130 Конституции РФ. местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В силу ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих. работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Части 2 и 4 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, заключенной в г. Страсбурге 15.10.1985 года, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11.04.1998 года № 55-ФЗ, предусматривают, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом. Из выраженных в Конституции РФ общепризнанных принципов неприкосновенности и свободы собственности, свободы договора и равенства всех собственников как участников гражданского оборота проистекает свобода владения, пользования и распоряжения имуществом, включая возможность отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, реализация имущественных прав осуществляется на основе общеправовых принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли п имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, предназначено обеспечивать наиболее полное покрытие их расходных обязательств и планы развития в соответствии с конституционно-правовым статусом муниципального образования. Следовательно, ограничение участия публичных образований в имущественных отношениях случаями, когда такое участие необходимо с точки зрения реализации функций и полномочий органов публичной власти, нс должно создавать препятствий для решения вопросов местного значения, связанных с организацией жизнеобеспечения населения муниципального образования. В соответствии со ст.ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, включая доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, относятся к неналоговым доходам местного бюджета. Органы местного самоуправления, самостоятельно управляя муниципальной собственностью от имени местного сообщества, определяют в своих правовых актах, являющихся официальной формой осуществления муниципальной власти, настоящее и будущее предназначение объектов муниципальной собственности. Закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности, возможности, сроков и условий их приватизации обеспечивает не только соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и выполнение публичной властью своих социальных функций. Таким образом, органы местного самоуправления могут иметь на праве собственности или ином вещном праве любое имущество, как необходимое для обеспечения нужд местного населения, так и предназначенное для осуществления иных полномочии. Любая деятельность, направленная на оценку эффективности и целесообразности действий органов местного самоуправления по приобретению, управлению или распоряжению имуществом, является вмешательством в порядок осуществления полномочий органов местного самоуправления и имущественную самостоятельность муниципальных образований и их органов. Принимая во внимание вышеизложенное, он просит в удовлетворении иска прокурора Рамонского района Воронежской области отказать в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Рамонского района Воронежской области Лютикова И.Н. поддержала заявленные прокурором Рамонского района Воронежской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области исковые требования по изложенным в уточненном исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что интересы РФ затронуты тем, что нарушен порядок предоставления земельных участков и требования действующих нормативных актов, интересы муниципального образования Рамонского муниципального района Воронежской области затронуты тем, что оно могло бы получить денежные средства от продажи земельных участков на торгах, но этого не произошло, интересы неопределённого круга лиц затронуты тем, что они могли бы принять участие в торгах для приобретения этих земельных участков.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Меченко А.Ю. исковые требования прокурора Рамонского района Воронежской области не признал и возражал против их удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнительных письменных возражениях на иск прокурора, дополнительно пояснил, что права неопределенного круга лиц не могут быть нарушены правомерными действиями администрации района. Предоставление земельных участков в постоянное бессрочное пользование является одной из стадий предоставления земельных участков в собственность администрации сельского поселения. Ст. 16 ЗК РФ говорит о том, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению. Федеральный закон «О введении в действие ЗК РФ» - единственный закон, который не «привязан» к конкретной категории земель, и который говорит о процедуре и порядке разграничения государственной собственности на землю. Иной процедуры и иных оснований для этого не существует. Для разграничения находящихся в государственной собственности земель есть два пути: наличие на них зданий, строений, сооружений либо предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование органу публично-правового образования. Напрямую земельный участок предоставить в собственность сельскому поселению нельзя. У администрации сельского поселения нет права по ведению личного подсобного хозяйства, но она и не собиралась его вести. Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» не ограничивает органы местного самоуправления по площади земельных участков с таким видом разрешенного использования, которые могут у них находиться.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области его глава Щербаков В.А., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени его проведения, не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчиков Управления Росреестра по Воронежской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени его проведения, не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области ее главы Щербакова В.А. и представителя третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчиков Управления Росреестра по Воронежской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания.
Выслушав помощника прокурора Рамонского района Воронежской области Лютикову И.Н. и представителя ответчика администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Меченко А.Ю., исследовав письменные документы, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ...... «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов» «в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области были предоставлены земельные участки из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства: площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......, ......; площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метр с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......; площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......,расположенный по адресу: ......; площадью <.......>кв.метров,скадастровым №......, расположенный по адресу: ......-а.
В дальнейшем, на основании вышеуказанного постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года №410-и Управлением Росреестра по Воронежской области осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на земельные участки с кадастровыми №......,......,......, ......, .......
На остальные земельные участки право постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области не зарегистрировано.
Прокуратурой Рамонского района Воронежской области была проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в ходе которой были выявлены нарушения земельного законодательства при вынесении указанного постановления.
В связи с чем 10.07.2019 года прокуратурой Рамонского района Воронежской области принесен протест на постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ...... «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов», с требованием его отмены.
Письмом от 29.07.2019 и.о. главы Рамонского муниципального района Воронежской области отказано в удовлетворении протеста прокуратуры Рамонского района Воронежской области. Отказ мотивирован тем, что данное постановление издано законно и обоснованно.
После этого прокуратура Рамонского района Воронежской области обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1 ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
На основании п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
На основании абз. 1 п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Так, в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 года № 540, под кодом 2.2 предусмотрен такой вид разрешенного использования земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, как «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)», включающий в себя такие действия, как размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных.
Согласно п. 1 ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
На основании п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» педоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
Согласно п. 2 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 года № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», Уставом Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 26.01.2015 года № 187, закреплен перечень вопросов местного значения сельского поселения, к числу которых ведение личного подсобного хозяйства не относится.
Согласно п. 63 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 года № 1, на основании пп. 1 п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование органу местного самоуправления предоставляется земельный участок, необходимый для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.
В силу пп. 7 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Кроме того, на основании п. 3 ст. 269 ГК РФ лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.10 ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, сельское поселение, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе использовать его по его целевому назначению для осуществления им своих полномочий, а также установить на нем сервитут либо предоставить в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела.
Статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных ст. 39.19 ЗК РФ.
Следовательно, утверждение прокурора Рамонского района Воронежской области о том, что интересы муниципального образования Рамонского муниципального района Воронежской области затронуты тем, что оно могло бы получить денежные средства от продажи земельных участков на торгах, но в результате принятия оспариваемого постановления лишилось такой возможности, суд не может признать обоснованным, поскольку действующее законодательство также предусматривает обязанность органов местного самоуправления предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законом.
Кроме того, иск прокурора в интересах муниципального образования Рамонского муниципального района Воронежской области не может быть предъявлен к его органу - администрации, через который муниципальное образование и осуществляет свои полномочия.
Как установлено судом, ни в письмеадминистрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 17.05.2019 года ......, ни в постановлении администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ...... «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов» не указана цель предоставления вышеуказанных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользованиеадминистрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
С учетом того обстоятельства, что действующее законодательство, а именно ч. 3 ст. 269 ГК РФ прямо запрещает распоряжение земельными участками, находящимися в постоянном (бессрочном) пользовании, суд приходит к выводу, что в результате принятия постановлении администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ...... «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов» граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства лишились возможности приобрести в собственность либо аренду вышеуказанные земельные участки для ведения на них личного подсобного хозяйства, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что утверждения прокурора о том, что указанный иск подан в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц являются обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В ст. 12 ГК РФ не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права, как возложение на государственный или муниципальный орган обязанности отменить принятый им ненормативный правовой акт, но имеются такие способы защиты нарушенного права, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Возможность возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению предусмотрена ст. 227 КАС РФ, согласно которой по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решениеоб удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).В данном случае суд считает возможным применить по аналогии закона ст. 227 КАС РФ к заявленным исковым требованиям прокурора.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании незаконным со дня принятия постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ...... «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов», обязании администрации Рамонского муниципального района Воронежской области отменить вышеуказанное постановление, признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на земельные участки площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метр с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, исключении из ЕГРН записей о праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на вышеуказанные земельные участки, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом требований разумности и справедливости суд считает необходимым установить ответчику администрации Рамонского муниципального района Воронежской области срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для отмены постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ......-...... «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов».
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным со дня принятия постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.06.2019 года ...... «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельных участков из категории земель населенных пунктов» и обязать администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области отменить вышеуказанное постановление в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства:
- площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......,
- площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......,
- площадью <.......> кв. метр с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......,
- площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: ......,
- площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, расположенный по адресу: .......
Данное решение суда будет являться основанием для исключения из ЕГРН сведений о праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на земельные участки площадью <.......> кв. метра с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метр с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым ......, площадью <.......> кв. метров с кадастровым .......
В удовлетворении остальных исковых требований прокурору Рамонского района Воронежской области отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Рамонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Попов