ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-837/20 от 30.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-837/2020

УИД 13RS0023-01-2020-001313-15

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 30 июня 2020 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Селезневой О.В.,

с участием секретаря судебного заседания – Мышенковой А.Е.,

с участием в деле:

истца – ФИО6,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – ФИО7,

ответчика – Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по городскому округу Саранск»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» о перерасчете субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 марта 2020 года по 31 августа 2020 года,

установил:

ФИО6 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» (далее – ГКУ «Соцзащита населения по г.о. Саранск»), с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила суд обязать ответчика произвести перерасчет субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 марта 2020 года по 31 августа 2020 года с учетом в качестве члена семьи, имеющего право на меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, супруга ФИО7

В обоснование заявленных требований указала, что 18 марта 2020 года ей назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 5 руб. 23 коп. С указанным размером субсидии она не согласна, поскольку при ее расчете не учтено, что ее семья состоит из 6 человек. В качестве члена ее семьи не учтен супруг ФИО7, который является сособственником жилого помещения, в котором она проживает с членами своей семьи. ФИО7 также проживает в этом жилом помещении и зарегистрирован в нем по месту своего пребывания. Между тем, по мнению ответчика, на ФИО7 субсидия предоставлена быть не может, поскольку он не зарегистрирован в квартире по месту своего жительства.

Ссылаясь на положения статей 31, 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», статей 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», просила суд обязать ответчика произвести перерасчет субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 марта 2020 года по 31 августа 2020 года с учетом в качестве члена семьи, имеющего право на меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, супруга ФИО7

Определением суда от 17 июня 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону истца привлечен ФИО7

В судебном заседании истец ФИО6 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и в заявлении об уточнении исковых требований.

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФИО7 исковые требования ФИО6 поддержал, просил суд их удовлетворить. Суду объяснил, что зарегистрирован по месту своего жительства по адресу: <адрес>; по месту своего пребывания с 15 мая 2013 года зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ему и членам его семьи на праве собственности. Он постоянно проживает в нем, с 1 сентября 2014 года местом его работы является <данные изъяты>

В судебное заседание представитель ответчика ГКУ «Соцзащита населения по г.о. Саранск» не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом. ФИО8, действуя от имени указанного лица, представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.

При этом ранее в судебном заседании и в возражениях относительно заявленных исковых требований представитель ответчика ФИО8 просила в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что в соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (утв. приказом Минстроя России № 1037 и приказом Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 года) среди прочих условий предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязательным является наличие регистрационного учета (регистрации) по месту жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО6 подлежат удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно частям 1-3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 2-4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (далее по тексту - Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО6 (12/80 доли в праве), ее супругу ФИО7 (15/80 доли в праве), и их несовершеннолетним детям ФИО3 (24/80 доли в праве), ФИО5 (24/80 доли в праве), ФИО4 (4/80 доли в праве), ФИО2 (1/80 доли в праве) (выписка из ЕГРН от 19 мая 2020 года).

В указанном жилом помещении по месту своего жительства зарегистрированы постоянно: с 1 декабря 2019 года - ФИО6, ФИО3, ФИО5, с 29 мая 2015 года - ФИО4, с 9 февраля 2017 года - ФИО2 (выписка из домовой книги от 17 июня 2020 года).

ФИО7 с 5 декабря 2009 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>; зарегистрирован на период с 15 мая 2013 года по 14 мая 2023 года по месту пребывания по адресу: <адрес> (адресные справки отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по Республике Мордовия от 19 мая 2020 года).

Согласно решению ГКУ «Соцзащита населения по г.о. Саранск», изложенному в протоколе № 5612 от 18 марта 2020 года, ФИО6 назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 5,23 руб. в месяц на период с 31 марта 2020 года по 31 августа 2020 года.

Согласно разъяснениям произведенного расчета, изложенным в письме ответчика от 20 марта 2020 года на имя ФИО6, расчет субсидии в размере 5,23 руб. произведен из расчета 5 членов семьи. При расчете не учтен член семьи, зарегистрированный в жилом помещении по месту пребывания, в соответствии с пунктом 27 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (утв. приказом Минстроя России № 1037 и приказом Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 года).

Между тем, решение, принятое ответчиком в той части, в которой размер субсидии произведен из расчета пятерых членов семьи Х-ных, признать верным и соответствующим нормам действующего законодательства нельзя.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

Помимо прочих условий, соблюдение которых не оспаривается сторонами при разрешении обращения истца, Правилами в редакции, действующей на дату обращения ФИО6 с заявлением о предоставлении государственной услуги, установлено, что право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (пункт 3 Правил).

Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (пункт 4 Правил).

Уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии: а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения;

б) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;

г) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства (пункт 8(1) Правил).

Заявитель вправе представить в уполномоченный орган по месту жительства документы, указанные в пункте 8(1) настоящих Правил (пункт 8(2) Правил).

Требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, не допускается.

В обоснование своей позиции, позволяющей не учитывать ФИО7 в качестве члена семьи ФИО6, постоянно проживающего с ней в вышеуказанном жилом помещении, ответчик сослался на Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (утв. приказом Минстроя России № 1037 и приказом Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 года) (далее – Методические рекомендации).

В частности, на пункт 6 Методических рекомендаций, согласно которому субсидию рекомендуется предоставлять гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям:

наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации;

наличие основания пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил;

наличие регистрационного учета (регистрации) по месту жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;

отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению;

превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, над величиной, эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Между тем, указанные рекомендации даны относительно заявителя, который обращается за предоставлением субсидии, которым в данном случае является ФИО6

В пунктах 25, 26, 27 Методических рекомендаций указано следующее:

рекомендуется учитывать, что гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту жительства;

при расчете субсидии не рекомендуется исключать из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания;

рекомендуется учитывать, что возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания Правилами не предусмотрена.

Между тем, в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В обоснование своей позиции об отсутствии оснований для предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в том числе на члена семьи ФИО6ФИО7 ответчик сослался на отсутствие у ФИО7 документа, подтверждающего, что он постоянно зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, и указал, что свидетельство о регистрации по месту пребывания подтверждает его временное проживание по указанному адресу.

Между тем, факт постоянного проживания ФИО7 на территории <адрес> в жилом помещении по адресу: <адрес>, подтверждается его объяснениями, объяснениями его супруги ФИО6, а также справкой директора <данные изъяты>ФИО1 от 26 июня 2020 года, согласно которой ФИО7 работает в указанной организации с 1 сентября 2014 года в должности <данные изъяты> (приказ № 18-К от 1 сентября 2014 года).

Согласно сообщению ГКУ «Социальная защита по Атяшевскому район Республики Мордовия» от 10 июня 2020 года № 1459 ФИО7, зарегистрированный по адресу: <адрес>, получателем мер социальной поддержки в учреждении не значится. Меры социальной поддержки не назначались и не выплачивались.

Согласно расчету, представленному истцом, размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг при учете 6 членов семьи в соответствии с пунктом 24 Правил составит не 5,23 руб., а 1977,38 руб.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО6 о понуждении ответчика произвести перерасчет субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 марта 2020 года по 31 августа 2020 года с учетом в качестве члена семьи, имеющего право на меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, супруга ФИО7 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Исковое заявление оплачено ФИО6 государственной пошлиной в размере 300 рублей в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В этой связи, истцу подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, поскольку уплаченная им государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанная сумма расходов истца также подлежит возмещению путем взыскания ее с ответчика в пользу истца.

Исходя из изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск ФИО6 к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» о перерасчете субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 марта 2020 года по 31 августа 2020 года, удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» произвести перерасчет субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставленной ФИО6 по решению, изложенному в протоколе № 5612 от 18 марта 2020 года, с 1 марта 2020 года по 31 августа 2020 года с учетом в качестве члена ее семьи, имеющего право на меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, супруга ФИО7.

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» в пользу ФИО6 300 (триста) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева

Мотивированное решение суда составлено 7 июля 2020 года.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева

Дело № 2-837/2020

УИД 13RS0023-01-2020-001313-15