ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-837/2016 от 18.08.2016 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2-837/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 18 августа 2016 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Беловой Т.В.,

при секретаре Эчкаловой Н.В.,

с участием помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Третьякова М.А.,

представителя ответчика администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » об обязании принятия мер по внесению изменений в Устав муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа »,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » об обязании принятия мер по внесению изменений в Устав муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа », указав в обоснование иска следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Муниципальном казенном общеобразовательном уч­реждении «Средняя общеобразовательная школа », по результатам которой выявлены нарушения закона, в частности, содержание Устава школы , утвержденного приказом отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района от 28.11.2011 № 398, не соответствует требованиям Федерального зако­на от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в связи с чем Устав подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образо­вании в Российской Федерации» образование в Российской Федерации осуществ­ляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии с п. 1 п.п. 3.1, 4 ст. 8, ст. 8.1, ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», граждане, претендующие на замещение должности и лица, замещающие должности руководителей государст­венных (муниципальных) учреждений, обязаны представлять нани­мателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными акта­ми Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих го­сударственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными право­выми актами РФ и нормативными актами Центрального банка РФ. Организации обя­заны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, на обеспечение добросо­вестной работы организации и других.

Директор школы , являясь руководителем муни­ципального учреждения, обязан предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а Уставом школы закреплен исчерпывающий перечень обязанностей ди­ректора школы, в который не включена обязанность должностного лица - руководителя муниципального учреждения представлять нанимателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественно­го характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В судебном заседании помощник прокурора Нефтекумского района Третьяков М.А. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » в суд не явилась, надлежаще извещена о дате и времени проведения судебного заседания. В суд поступило ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие ответчика, в связи с занятостью на работе, сообщив, что с предъявленными требованиями согласна.

Представитель администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края ФИО2 по доверенности в судебном заседании не согласилась с предъявленными требованиями, суду пояснила, что согласно пункту 1.6. Устава Учреждения функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края. В соответствии с пунктом 7.2. Устава Учреждения учредитель наделен полномочиями по утверждению Устава и внесению в него изменений и дополнений. Таким образом, Устав Учреждения утвержден распоряжением администрации от 10 сентября 2012г. №264-р, а не приказом отдела образования, как указано истцом. Несостоятелен довод прокурора о том, что Устав является нормативным правовым актом. В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации от 15.11.2011г. № 17/91789-ВЕ, правовые акты об утверждении Устава муниципального учреждения не являются нормативными и не подлежат включению в Регистр муниципальных правовых актов. Устав является учредительным документом юридического лица, в данном случае общеобразовательной организации. Назначение на должность директора муниципального учреждения Нефтекумского муниципального района Ставропольского края осуществляется на основании распоряжения администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края. Таким образом, принятие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления руководителем муниципального учреждения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, исключительная компетенция администрации района.

Во исполнение нормы Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принято постановление администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 06 ноября 2015 года № 946 «О порядке предоставления лицами, поступающими на должности руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, и руководителями муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», которым регламентирован порядок и сроки предоставления указанных сведений при назначении на должность руководителя муниципального учреждения, а также при ее замещении.

Распоряжением администрации Нефтекумского муниципального района от 01 апреля 2013 года № 90-р определены ответственные за сбор сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края. В частности, в отношении образовательных организаций района ответственным органом назначен отдел образования администрации Нефтекумского муниципального района.

Кроме этого, постановлением администрации Нефтекумского муниципального района от 11 марта 2013 года № 408 утвержден Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района, и лицами, замещающими эти должности.

Постановлением администрации Нефтекумского муниципального района от 27 августа 2013 года № 1281 утвержден Порядок размещения вышеуказанных сведений в сети Интернет и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросом.

В целях соблюдения принципа публичности, на который ссылается истец, все вышеуказанные правовые акты администрации по противодействию коррупции размещены на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Более того, пунктом 7.7. Устава Учреждения установлена ответственность руководителя, в том числе и за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.

Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителя ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ».

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 1 п.п. 3.1, 4 ст. 8, ст. 8.1, ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», граждане, претендующие на замещение должности и лица, замещающие должности руководителей государст­венных (муниципальных) учреждений, обязаны представлять нани­мателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными акта­ми Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих го­сударственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными право­выми актами РФ и нормативными актами Центрального банка РФ; организации обя­заны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, на обеспечение добросо­вестной работы организации.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 3, 5, 7, 8, 8.1, ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», правовую основу про­тиводействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, феде­ральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие федераль­ные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а так­же нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, норматив­ные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, норматив­ные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на сле­дующих основных принципах, в том числе, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное исполь­зование политических, организационных, информационно-пропагандистских, соци­ально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное примене­ние мер по предупреждению коррупции; федеральные органы государственной вла­сти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправле­ния осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий; ос­новными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупция являются: проведение единой государ­ственной политики в области противодействия коррупции; принятие законодатель­ных, административных и иных мер, направленных на привлечение государствен­ных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений.

Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного ха

рактера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представ­лять представителю нанимателя (работодателю), в том числе - граждане, претен­дующие на замещение должностей и замещающие должности руководителей госу­дарственных (муниципальных) учреждений. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции; меры по предупреждению кор­рупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных пра­вонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; - разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обес­печение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов по смыслу закона, соответствующий перечень мер по про­тиводействию коррупции не является исчерпывающим.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» внесены изменения, в том числе, в статью 275 Трудового Кодекса РФ, где предусмотрено, что лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации, администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края приняты следующие правовые акты:

- распоряжение Главы администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края № 90-р от 01 апреля 2013 года «Об определении ответственных за сбор сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края» в соответствии с которым определены ответственные за сбор сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в частности, для руководителей общеобразовательных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края является Отдел образования администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (в редакции Распоряжения от 09 февраля 2015 года № 35-р)(подпункт 1.2. пункта 1);

- постановление Главы администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 11 марта 2013 года № 408 «Об утверждении Порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, и лицами, замещающими эти должности» (в редакции Постановления от 06 ноября 2015 года № 945);

- постановление Главы администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 06 ноября 2015 года № 946 «О порядке предоставления лицами, поступающими на должности руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, и руководителями муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», где регламентирован порядок и сроки предоставления указанных сведений при назначении на должность руководителя муниципального учреждения, а также при его замещении;

- постановление Главы администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 27 августа 2013 года № 1281, которым утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ее отраслевых (функциональных) органах, и руководителями муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края на официальном сайте администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с запросом (в редакции Постановлений от 18 марта 2015 года № 396, от 30 декабря 2015 года № 1116).

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании Устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В Уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: тип образовательной организации; учредитель или учредители образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В п.7.6. Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » Нефтекумского муниципального района Ставропольского края закреплен перечень обязанностей директора, который не является исчерпывающим и подлежит расширительному применению, поскольку возлагает выполнение иных функций, вытекающих из требований действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Ставропольского края, муниципальных правовых актов Нефтекумского муниципального района и настоящего Устава, а в п.7.7. Устава установлена ответственность руководителя учреждения, в том числе и за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.

В силу п.1 ст.52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица действуют на основании Уставов, которые утверждаются их учредителями, на данном основании, Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » Нефтекумского муниципального района Ставропольского края является учредительным документом и не может являться нормативным правовым актом.

В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации от 15.11.2011г. № 17/91789-ВЕ, правовые акты об утверждении Устава муниципального учреждения не являются нормативными и не подлежат включению в Регистр муниципальных правовых актов.

Поскольку действующим законодательством Российской Федерации закреплена обязанность директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » по представлению нанимателю (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края во исполнение ст.275 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" приняты правовые акты, регламентирующие порядок предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, внесение изменений в Устав об обязанности должностного лица - руководителя муниципального учреждения представлять нанимателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественно­го характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является нецелесообразным и излишним.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » об обязании принятия мер по внесению изменений в Устав муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Нефтекумского района Ставропольского края в удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа », администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края о принятии мер по внесению изменений в Устав муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа », с определением в Уставе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » положения о предоставлении директором муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » нанимателю (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 августа 2016 года.

Судья Т.В. Белова