Дело № HYPERLINK "https://belorechensk--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=21DC297B-7029-4332-A0B6-D9560C4EB6E0&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1" 2-837/2021 УИД23RS0008-01-2021-000706-69
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белореченск 30 апреля 2021 г.
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Стогний Н.И., при секретаре Польионова Д.В., с участием представителя истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 по доверенностям ФИО4, представителя истца ФИО1 - адвоката Савина Романа Викторовича, представившего ордер №837654 от 30.04.2021г., представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО5, ответчиков ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, в отсутствии остальных ответчиков надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ответчикам ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО7, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО6, ФИО23, ФИО12, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО10, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45 ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФИО59, ФИО60, ФИО8, ФИО61, ФИО62, ФИО11, ФИО63, ФИО64, ФИО65 об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИО3, ФИО2, ФИО1 обратились в суд с уточненным иском об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ принадлежащего ответчикам земельного участка с кадастровым номером №. площадью 61 139 кв. м., входящего в состав Единого землепользования с кадастровым номером №, категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения, адрес (местоположение): <адрес>, р-н Белореченский, с/п Южненское, Земли бывшего совхоза "Южный", путем аннулирования в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, с сохранением данных о его декларированной площади 61 139 кв. м., и об установлении границы принадлежащего истцам земельного участка с кадастровым номером: №, уточненной площадью 63620 ± 2207 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения крестьянского хозяйства, адрес (местоположение): <адрес>, крестьянское хозяйство "Астахово-1".
В обоснование заявленных требований истцы ФИО3, ФИО2, ФИО1 указали, что им на праве общей совместной собственности принадлежит данный з/участок 23:39:0907001:178, право на который зарегистрировано за ними в ЕГРН. Изначально данный з/участок, №, с площадью 14,68га предоставлялся истцам, как членам крестьянского хозяйства "Астахово-1" по Решению Исполнительного комитета Белореченского городского Совета народных депутатов <адрес>№ от 23.04.1991г. Затем на основании других нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, принятых в рамках их компетенции, площадь данного з/участка 23:39:0907001:178 неоднократно менялась и была окончательно установлена Постановлением главы администрации города Белореченска №2638 от 30.11.1999г., как 6,68га, которая на сегодняшний день внесена в ЕГРН. По данным Выписки из ЕГРН кадастровый номер з/участку № был присвоен 30.11.1999г., з/участок № имеет статус "актуальные, ранее учтенные", однако граница з/участка № не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о местоположении его границ в ЕГРН до настоящего времени отсутствуют.
Согласно действующему законодательству, истцам для внесения в ЕГРН сведений о границах з/участка 23:39:0907001:178 необходимо изготовить Межевой план по уточнению его границ. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Истцы обратились к кадастровому инженеру Г. для изготовления Межевого плана по уточнению местоположения границ и площади своего з/участка 23:39:0907001:178. В качестве документа определяющего существование на местности границ з/участка № более пятнадцати лет, кадастровым инженером был использован Графический материал, полученный из Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 22.09.2016г.№20-07/2316, который являлся приложением к ранее выданному истцам Свидетельству на право собственности на землю серия РФ- XXVIII 1103-208-810-0 №0528593 от 05.01.1999г. Составленный кадастровым инженером Межевой план от 20.11.2021г. был представлен в орган Росреестра для внесение в ЕГРН сведений о местоположении з/участка №. Однако орган кадастрового учета отказал истцам в проведении кадастрового учета границ з/участка №, в связи с несоответствием Выкопировки конфигурации данного земельного участка, конфигурации полученной для внесения координат, а также в связи с выявлением наложения границ их з/участка 23:39:0907001:178 на границы другого земельного участка, с кадастровым номером 23:39:1004000:63 площадью 61 139 кв. м., далее з/участок №, границы которого уточнены и внесены в ЕГРН. Наглядно данное наложение границ з/участков 23:39:0907001:178 и 23:39:1004000:63 отображено на прилагаемой схеме, изготовленной кадастровым инженером. По мнению истцов, в сведениях ЕГРН о местоположении з/участка 23:39:1004000:63, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером № наличествует реестровая ошибка. Вывод о наличии реестровой ошибки можно сделать по результатам изучения данных Выписки из ЕГРН (дата)№ (прилагаются) на единое землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:287, в которой в графе «Особые отметки» в отношении данного земельного участка содержатся сведения о том что «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства». Запись в графе «Особые отметки», согласно п. 39 Приказа Минэкономразвития России от (дата) N 378 (ред. от (дата)) "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости <…..>», означает, что данный земельный участок имеет ограниченный статус. Такая запись вносится в ЕГРН в тех случаях, когда в установленном законом порядке межевание земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:287 не проводилось, равно как оно не проводилось и в отношении входящего в него обособленного з/участка 23:39:1004000:63, либо содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ таких земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения. Наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении з/участка 23:39:1004000:63, в отношении которого координаты характерных точек границ определены с точностью ниже нормативной, препятствует истцам внесению в ЕГРН сведений о местоположении границ своего з/участка 23:39:0907001:178, что явилось поводом для обращения в суд. Собственники единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:287, привлеченные к участию в деле в качестве ответчиков, в состав которого входит з/участок 23:39:1004000:63, до настоящего времени границы своего участка не уточнили, поэтому в ЕГРН значится запись о том, что его границы не установлены в соответсвии с требованиями законодательства. При таких обстоятельствах исправление данной реестровой ошибки в отношении Участка истца возможно только в судебном порядке указанном в п.3 ст. 61 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г., равно как и установление границ з/участка 23:39:0907001:178 принадлежащего истцам. Истцы считают, что конфигурация з/участка 23:39:0907001:178 отображенная кадастровым инженером в межевом плане соответствует фактическим границам на местности данного земельного участка, а запрет в законодательстве на изменение конфигурации при уточнении границ объектов недвижимости отсутствует, поэтому истцы полагают, что именно эти данные необходимо внести в ЕГРН.
Истцы ФИО3, ФИО2, ФИО1 просят иск удовлетворить в полном объеме.
Представители истцов ФИО4, Савин Р.В., ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчики ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, собственники единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:287, против удовлетворения исковых требований истцов не возражали.
Представитель ответчика - Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО66, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, представил в дело письменные возражения относительно заявленных исковых требований и просил отказать в иске, в связи с тем, что конфигурация з/участка истцов №, отображенная в Межевом плане, не соответствует конфигурации этого же земельного участка ранее отображенной в приложении к Свидетельству на право собственности на землю серия РФ- XXVIII 1103-208-810-0 №0528593 от 05.01.1999г.
Лица, участвующие в судебном заседании, не возражали против рассмотрения дела по существу в отсутствии остальных не явившихся ответчиков.
Выслушав объяснения участников процесса, их представителей, огласив возражение представителя Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО66, исследовав материалы дела, суд находит необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Исходя из существа права собственности, за собственником имущества закреплено право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом /ст.209 ГК РФ/.
Согласно ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 п.2).
Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (в ред. от 25.12.2018 г.) «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, …и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, … и которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с подпунктом 7 ч.1 ст.14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, если иное не следует из настоящего ФЗ, государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, в том числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно ст.21 названного ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка необходимо провести кадастровые работы по его межеванию, в порядке, установленном ч.10 ст.22 Закона о регистрации, по результатам которых должен быть составлен межевой план по уточнению границ такого земельного участка. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Согласно ч.3 ст.61 ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим ФЗ, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3, ФИО2, ФИО1 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 66800 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения крестьянского хозяйства, адрес (местоположение): <адрес>, крестьянское хозяйство "Астахово-1", что удостоверено Выпиской из ЕГРН от 26.04.2017г./л.д. 83/.
Согласно представленным документам, кадастровый инженер Г. подготовил Межевой план /л.д.87-91/ по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № от 20.11.2017г. В качестве документа подтверждающего существование границ 15 и более лет з/участка № кадастровым инженером использована информация, предоставленная Межмуниципальным отделом по Апшеронскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> от 22.09.2016г. №.
Межевой план был представлен представителем истцов в Управление Росреестра по Краснодарскому краю 31.10.2018г. вместе с заявлением №.
Орган кадастрового учета вынес решение о приостановлении учета изменений объекта недвижимости (границ з/участка №) от 14.11.2018г. сроком на три месяца по причине несоответствия Выкопировки конфигурации данного земельного участка, конфигурации полученной для внесения координат, а также по причине выявления наложения границ з/участка №, сведения о которых подлежали внесению в ЕГРН на границы другого земельного участка, с кадастровым номером 23:39:1004000:63, границы которого уточнены и внесены в ЕГРН. Решением Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 15.02.2019г. №23/19-32607 истцам отказано в проведении учета изменений объекта недвижимости (границ з/участка 23:39:0907001:178) /л.д.80-81/.
Наложение границ з/участков № и № кадастровый инженер отобразил на Схеме /л.д.90/, из которой следует что отображенные контуры границ з/участка № принадлежащего истцам и его площадь, которые установлены кадастровым инженером в результате межевания и подлежали внесению в ЕГРН, почти полностью совпадают с внесенными в ЕГРН границами и площадью з/участка № принадлежащего ответчикам.
Для выяснения причин выявленного органом кадастрового учета наложения границ з/участка № сведения о которых подлежали внесению в ЕГРН, на существующие в ЕГРН сведения о границах з/участка №, необходимо на основании имеющихся в материалах дела доказательств, с учетом доводов участников спора, определить степень достоверности ранее внесённых в ЕГРН сведений о метаположении границ з/участка №, принадлежащего ответчикам, и одновременно проверить достоверность сведений подготовленного кадастровым инженером межевого плана по уточнению границ и площади з/участка №, принадлежащего истцам.
При этом суд оценивает представленные сторонами доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд считает обоснованной позицию истцов, которая не опровергнута ответчиками в ходе судебного разбирательства, в том, что при разрешении данного спора подлежат применению положения части 1 статьи 69 Федерального закона от (дата) № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где указано, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от (дата) N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Закон №122-ФЗ на территории <адрес> вступил в законную силу с 16.08.1999г.
Как следует из материалов дела, истцам, до вступления в силу вышеуказанного федерального закона №122-ФЗ, Белореченским объединенным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству выдавалось Свидетельство на право собственности на землю серия РФ- XXVIII 1103-208-810-0 № от 05.01.1999г. /л.д.63-64/, с приложением плана (чертежа) земельного участка истцов /л.д.64/, которому в последствии 30.11.1999г. был присвоен кадастровый №.
При этом з/участок №, изначально предоставлялся крестьянскому хозяйству "Астахово-1", членами которого являются истцы, по Постановлению главы администрации <адрес>№ от 09.03.1995г., с учетом внесения в него последующих изменений, внесенных Постановлением главы администрации <адрес>№ от 17.11.1995г. /л.д.100/; Постановлением главы администрации <адрес>№ от 17.09.1996г. /л.д.101/; Постановлением главы администрации <адрес>№ от 22.12.1998г. /л.д.98/; Постановлением главы администрации <адрес>№ от 30.11.1999г., /л.д.99/, на основании которых за истцами в ЕГРН было зарегистрировано право общей совместной собственности № от 18.04.2017г.
Оценивая вышеуказанные, представленные истцами доказательства, суд считает установленными обстоятельства возникновения у истцов с 05.01.1999г. права общей совместной собственности на з/участок 23:39:0907001:178, с содержанием сведений о его геодезических данных, приведенных в приложении плана (чертежа) от 05.01.1999г., что подтверждает факт своевременного проведения межевых работ по установлению границ на местности з/участка 23:39:0907001:178, которые подлежали уточнению в соответствии с требованиями действующего Закона о регистрации, вступившего в законную силу 1 января 2017 года, посредством составления межевого плана кадастровым инженером.
Оснований ставить под сомнение Межевой план кадастрового инженера от 20.11.2017г., по уточнению местоположения границ и площади з/участок 23:39:0907001:178, у суда не имеется, в связи с чем, суд считает возможным положить его в основу своего решения. При этом, суд учитывает, что кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность, установленную ст. 21 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в том числе за недостоверность сведений подготовленного межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости.
Доказательств недостоверности сведений подготовленного кадастровым инженером межевого плана по уточнению границ и площади з/участок 23:39:0907001:178, по которому определены фактические координаты его характерных точек и уточнена площадь в сторону уменьшения, с 66800 кв.м. до 63620 ± 2207 кв.м., суду не представлено. Результаты межевания з/участка 23:39:0907001:178, изложенные в Межевом плане, до настоящего времени ни кем не оспорены, судом не действительными не признаны.
Возражения представителя ответчика - Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности ФИО66 о несоответствии конфигураций з/участка истцов 23:39:0907001:178, отображенных в Межевом плане и в приложении плана (чертежа) от 05.01.1999г. /л.д.92-93/, суд считает не обоснованным, в связи с отсутствием ссылок на нормы законодательства, которые прямо запрещают допускать в какой-либо степени отклонение от ранее установленной конфигурации земельных участков при проведении кадастровых работ по уточнению их границ. Кроме того представитель Росреестра никаким образом не обосновал свои доводы о том что при изменением ранее существующей конфигурации з/участка истцов 23:39:0907001:178 могут быть затронуты права как участников настоящего спора (собственников единого землепользования № так и иных лиц.
Оснований ставить под сомнение данные о координатах характерных точек границ з/участка № и их соответствие фактическим границам, отображенных в Межевом плане, у суда также не имеется.
Оценивая достоверность внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ з/участка ответчиков с кадастровым номером №, суд принимает во внимание, что данный земельный участок входит в состав Единого землепользования с кадастровым номером №
Суд исследовал имеющуюся в материалах дела Выписку из ЕГРН 30.07.2020 № /л.д. 68-78/на единое землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:287, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в которой в графе «Особые отметки» в отношении данного земельного участка содержатся сведения о том что «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».
Как следует из разъяснения положения п. 39 Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 (ред. от 21.10.2019) "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости <…..>», при оформлении выписки об основных характеристиках в целях подтверждения внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном в случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границы такого земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ таких земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Применяя вышеуказанные разъяснения Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 к существующей спорной ситуации относительно достоверности сведений ЕГРН о местоположении границ з/участка ответчиков с кадастровым номером №, суд делает вывод о том, что координаты характерных точек границ данного земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, в данном случае для земель категории сельскохозяйственного назначений, в связи с чем границы з/участка ответчиков с кадастровым номером № подлежат уточнению путем проведения межевых работ.
О необходимости уточнения местоположения границ земельных участков, границы которых определены с точностью ниже нормативной, также упоминается в пункте 1 <Письма> Росреестра от 15.02.2021 N 14-02039/21@ <О рассмотрении обращения>, где в частности указано что Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: -отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; -если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; -если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; -по решению суда.
Ответчиками не представлено доказательств того, что в отношении их з/участка №, имеющего в ЕГРН ограниченный статус с отметкой "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства", когда-либо проводились кадастровые работы по уточнению местоположения его границ в соответствии с требованиями Закона о регистрации, в отличии з/участка №, принадлежащего истцам, в отношении которого такие работы как раз проводились, результатом которых является Межевой план от 20.11.2017г.
Обязанность по проведению кадастровых работ по уточнению границ земельных участков возлагается на их собственников в силу ст. 210 ГК РФ (Бремя содержания имущества), и эта обязанность в отношении з/участка № ответчиками на момент рассмотрения настоящего спора не исполнена.
При таких обстоятельствах суд ставит под сомнение достоверность существующих в ЕГРН сведений о местоположении границ з/участка №, что не исключает наличие реестровой ошибки в данных сведениях.
Меры, принятые истцом для урегулирования спора в досудебном порядке, направленные на проведение ответчиками кадастровых работ по уточнению определенных с точностью ниже нормативной сведений в ЕГРН о местоположении границ их з/участка №, не дали положительного результата.
Суд учитывает что з/участок №, входящий в состав единого землепользования №, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, число которых превышает пять, согласно Выписке из ЕРГН на З/участок №/л.д.38-44/ всего собственников 61 граждан, привлеченных к участию в деле в качестве ответчиков.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 10 ст. 47 Федерального закона от (дата) N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Государственный кадастровый учет земельного участка находящегося в общей долевой собственности более чем пяти лиц осуществляются на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном Федеральным законом от (дата) N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.
Исходя из норм вышеуказанного законодательства, до начала процедуры исправления реестровой ошибки в отношении земельных участков единого землепользования №, его собственники в соответствии с нормами ст. 210 ГК РФ и ст. 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обязаны провести собрание, на котором избрать лицо, уполномоченное от их имени обращаться в орган кадастрового учета, в том числе с заявлением об исправлении реестровых ошибок. Однако такое собрание, согласно информации администрации Южненского сельского поселения Белореченского района, до сих пор не проведено. Письменных возражений от собственников единого землепользования №, привлеченных в качестве ответчиков, которые опровергли бы доводы истцов о наличии реестровой ошибки в местоположении границ З/участка №, а также о возможности исправить такую ошибку, путем уточнения границ З/участка №, во внесудебном порядке от ответчиков не поступало.
Бездействия ответчиков (собственников единого землепользования №), которые выразили отсутствие волеизъявления по принятию мер по уточнению границ и тем самым по исправлению реестровой ошибки в отношении З/участка №, хотя и не лишили истцов права владения своим земельным участком с кадастровым номером №, но создали угрозу его нарушения, поскольку наличие неисправленной реестровой ошибки в отношении З/участка № создало препятствие истцам в постановке на кадастровых учет сведений о местоположении границ их з/участка №
Закон о регистрации указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (см. "Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ (дата))
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Анализ положений Федерального закона от (дата) № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Закона о кадастре, регулирующие основания и порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, позволяет сделать вывод об отсутствии правового регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенные», «учтенные» по обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора.
Частью 3 статьи 11 ГПК предусмотрено, что в случаях отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права)
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от (дата) № <адрес> разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой статьи).
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, аннулировании сведений об их границах, при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Аннулирование сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 23:39:1004000:63, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером № не может привести к нарушению прав ответчиков, так как последние в дальнейшем не лишены возможности провести межевание данного участка и внести уточненные сведения о его границах в ЕГРН в установленном законом порядке.
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от (дата) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Принимая во внимание возникшие правоотношения сторон и положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования нашли свое документальное подтверждение в судебном заседании, что является основанием, согласно ст.ст. 209, 304 ГК РФ, положений п. 3 ст. 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», удовлетворить исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и устранить нарушения их права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, и принять решение о признании и исправлении реестровой ошибки в сведениях содержащихся в ЕГРН о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, путем аннулирования в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, с сохранением данных о его декларированной площади 61 139 кв.м.; а также установить границы земельного участка истцов с кадастровым номером: №, уточненной площадью 63620 ± 2207 кв.м., с координатами характерных точек приведенных в Межевом плане от 20.11.2017г.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к собственникам земельного участка Единого землепользования с кадастровым номером № удовлетворить в полном объеме.
Исправить реестровую ошибку в местоположении границ принадлежащего ответчикам земельного участка с кадастровым номером №, площадью 61 139 кв. м., входящего в состав Единого землепользования с кадастровым номером №, категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения, адрес (местоположение): <адрес>, р-н Белореченский, с/п Южненское, Земли бывшего совхоза «Южный», путем аннулирования в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, с сохранением данных о его декларированной площади 61 139 кв. м.
Установить границы принадлежащего ФИО1, ФИО2, ФИО3 на праве общей совместной собственности земельного участка с кадастровым номером: №, уточненной площадью 63620 ± 2207 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения крестьянского хозяйства, адрес (местоположение): Краснодарский край, Белореченский район, крестьянское хозяйство "Астахово-1", со следующими координатами и характерными точками:
- точка н1 Х 433429,04 Y 2204847,90;
- точка н2 Х 433538,82 Y 2204984,53;
- точка н3 Х 433543,95 Y 2205020,12;
- точка н4 Х 433495,66 Y 2205065,66;
- точка н5 Х 433453,65 Y 2205090,64;
- точка н6 Х 433427,33 Y 2205108,09;
- точка н7 Х 433138,20 Y 2204935,20;
- точка н8 Х 433135,81 Y 2204927,41;
- точка н9 Х 433169,30 Y 2204897,91;
- точка н10 Х 433172,39 Y 2204877,43;
- точка н11 Х 433188,90 Y 2204856,10;
- точка н12 Х 433249,12 Y 2204875,06;
- точка н13 Х 433280,16 Y 2204874,65;
- точка н14 Х 433326,63 Y 2204835,86;
- точка н1 Х 433429,04 Y 2204847,90.
Решение по настоящему делу является основанием для аннулирования сведений о местоположении границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:1004000:63, в отсутствие соответствующих заявлений от правообладателей единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:287, а также основанием для внесения сведений о местоположении границ и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером 23:39:0907001:178.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции гражданской коллегии Краснодарского краевого суда в течение месяца.
Судья: Н.И. Стогний