Калининский районный суд Тверской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Калининский районный суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело N 2-838/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2011 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Гуляевой Е.В.,
при секретаре Райской И.Ю.,
с участием: заявителя ФИО1, представителя заявителя ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, выразившегося неопубликовании сведений о ходе исполнения местного бюджета в 2010г., ежеквартальных сведениях о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и фактических затратах на их денежное содержание в 2010г., просила обязать вышеуказанный орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение, опубликовав указанные сведения.
В обоснование заявленных требований указала, что указанные сведения подлежат официальному опубликованию согласно п.6 ст. 52 закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В поселении имеется местная газета «Родной Эммаус», однако из подборки номеров этой газеты за 2010г. следует, что указанные сведения не публиковались в нарушение ст. 52 Закона. Незаконное бездействие нарушает её право на получение указанной информации.
В судебном заседании заявитель поддержала доводы заявления. Пояснила, что является депутатом Эммаусского Совета народных депутатов, но не может получить интересующую её информацию о ходе исполнения местного бюджета в 2010г., ежеквартальных сведениях о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и фактических затратах на их денежное содержание в 2010г. Обращалась 16.12.2010г. в администрацию за получением этих сведений. Ей был дан ответ, что сведения своевременно предоставлялись в Совет депутатов Эммаусского сельского поселения, депутатом которого она является. Отрицала предоставление её данных сведений. Для публикации указанных сведений в Эммаусском сельском поселении существует газета «Родной Эммаус» и сайт в интернете. В 2010г. по результатам проведенной проверки контрольно-счетной палаты Законодательного собрания Тверской области указано, что в нарушение ст. 52 Закона не опубликованы в периодическом печатном издании указанные в заявлении сведения. Предоставленные на бумажном носителе сведения о численности муниципальных служащих считает недостоверными.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала требования. Пояснила, что законом предписано публиковать сведения указанные в заявлении сведения. Способ распространения информации должен быть публичным - через публикацию в газете или размещение в интернете. Какие сведения публикуются указано в законе. Сведения за 9 месяцев, опубликованные в газете, не тождественны отчетности за третий квартал, не позволяют определить ход исполнения бюджета по кварталам. Заявитель, как гражданин, имеет право на получение указанной информации.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Эммаусское сельское поселение» в судебном заседании возражал против требований. Пояснил, что ФИО4 18.01.2011г. предоставлен ответ на её обращение о своевременном предоставлении документов на Совете депутатов. Указал, что за 1 и 2 квартал 2010г. сведения были обнародованы, за 3 квартал опубликованы, за 4 квартал сведения пока не публиковались и не обнародовались.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в части.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием или решением) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). Данное положение закона было разъяснено лицам, участвующим в деле, в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в частности, открытость, доступность информации, достоверность и своевременность предоставления информации, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.6 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представленной информации о ходе исполнения бюджетов, доступность этих сведений названы в ст. 36 Бюджетного Кодекса РФ в качестве одной из составляющих такого принципа бюджетной системы РФ, как принцип прозрачности (открытости). Названный принцип означает обязательную открытость, доступность для общества проектов бюджетов, отчетов, решений по вопросам бюджета.
Статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ним гражданина.
Согласно п.3 ст. 50 Устава МО «Эммаусское сельское поселение» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета и о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений подлежат официальному опубликованию. В случае невозможности опубликования органы местного самоуправления обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами. Таким образом, Устав дублирует положения ст. 52 Закона, но не указывает порядок опубликования.
По буквальному смыслу закона органы местного самоуправления обязаны предусмотреть иные способы обнародования официальных документов, например, через доски объявлений, лишь в случае невозможности опубликования сведений, которая может быть обусловлена отсутствием типографии, отсутствием специального печатного издания.
Администрацией Эммаусского сельского поселения не представлено доказательств невозможности публикации указанных в законе сведений. Напротив, установлено, что администрация является учредителем газеты «Родной Эммаус», которая выходила в 2010г. согласно представленным номерам газеты с периодичностью достаточной для публикации сведений, предусмотренных в ст. 52 Закона. Кроме того из пояснений сторон следует, что при необходимости выпускались специальные выпуски газеты. При таких обстоятельствах подмена публикации обнародованием указанных в ст. 52 Закона сведений не может считаться надлежащим исполнением закона.
При этом заинтересованным лицом не представлено достоверных доказательств обнародований сведений. Подлинник журнала обнародования суду не представлен, несмотря на предложение в предыдущем судебном заседании представить журнал суду для ознакомления. Из выписок из журнала следует, что обнародованы 18.04.2010г. отчет об исполнении бюджета Эммаусского сельского поселения за 1 квартал 2010г., 28.07.2010г. – по состоянию на 1.07.2010г. При этом выписки не позволяют определить порядок и содержание обнародованных сведений. Отчет за 9 месяцев 2010г. об исполнении бюджета муниципального образования публиковался в газете «Родной Эммаус» спецвыпуске 10.11.2010г. № 15(39), там же указана численность работников, занимающих должности государственной гражданской (муниципальной) службы – 8 человек. За 4 квартал 2010г. сведения об исполнении бюджета поселения на момент рассмотрения дела не публиковались и не обнародовались. Доказательств обратного не представлено.
При этом суд соглашается с доводами заявителя и представителя заявителя, что сведения о численности работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание вообще не обнародовались и не публиковались вопреки указаниям об этом в законе, в представленной публикации указана только численность муниципальных служащих за 9 месяцев 2010г. Публикация имела место по итогам 9 месяцев 2010г., в то время как законом предусмотрена публикация ежеквартальных отчетов.
Из письма Контрольно-счетной палаты Законодательного собрания Тверской области от 05.07.2010г. № 431 следует, что в нарушение ст. 5 Бюджетного кодекса РФ и ч.6 ст. 52 Закона № 131-ФЗ не публиковались в периодическом печатном издании, учрежденном администраций поселении решения о бюджете на 2010г., ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета и о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание. Таким образом нарушение было выявлено до обращения заявителя в суд, но адекватных мер к устранению выявленных нарушений не принято.
Из ответа главы администрации «Эммаусского сельского поселения» от 18.01.2011г. на обращение ФИО5 об ознакомлении её с документами, видно, что ей указали на обнародование сведений, публикацию некоторых сведений, но не разъяснили где и как она может ознакомиться с содержанием интересующих её отчетов, которые не публиковались.
Таким образом, нарушено её право на информацию, ознакомление со сведениями, открытость которых прямо предусмотрена законом. То обстоятельство, что заявитель является депутатом Совета депутатов Эммаусского сельского поселения, не ограничивает её в праве на получение указанной информации, напротив подтверждает её заинтересованность в ознакомлении со сведениями в целях реализации компетенции, предусмотренной статьей 28 Устава поселения.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину об исполнении решения должно быть сообщено не позднее месяца со дня получения копии решения, вступившего в законную силу.
Руководствуясь ч. 1 ст. 258, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, выразившееся в неопубликовании сведений о ходе исполнения местного бюджета в 2010г., ежеквартальных сведениях о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и фактических затратах на их денежное содержание в 2010г., обязать вышеуказанный орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение, опубликовав указанные сведения.
В суд, гражданину сообщить об исполнении решения не позднее месяца со дня получения копии вступившего в законную силу решения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09.03.11г.
Судья: Е.В. Гуляева