Дело №2-8386/2019
УИД 35RS0010-01-2019-010734-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 30 октября 2019 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.В., при секретаре Улитиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Виком» о защите прав потребителей,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что является собственником квартиры № в доме № по <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Виком». В квитанциях общества с ограниченной ответственностью «Виком» об оплате жилищно-коммунальных услуг отсутствует информация о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии. 10.07.2019 она обратилась в управляющую компанию с заявлением об обеспечении доступа для ознакомления путем фотокопирования документов, однако общество с ограниченной ответственностью «Виком» ее обращение проигнорировало. Отказ в предоставлении доступа для ознакомления с документами, раскрытие которой предусмотрено Стандартом раскрытия информации, влечет нарушение ее прав как собственника жилого помещения.
Просила суд признать незаконным отсутствие в квитанции на имя ФИО1 об оплате жилищно-коммунальных услуг за июнь 2019 года информации о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>; взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Виком» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 1 500 руб., штраф; признать незаконным отказ обеспечить ознакомление с документами по ее заявлению от 10.07.2019; обязать общество с ограниченной ответственностью «Виком» обеспечить доступ для ознакомления путем фотокопирования с: документами, подтверждающими фактический расход электроэнергии, платежными поручениями на оплату за каждый месяц, ежеквартальными актами сверки с поставщиками за период с 01.06.2016 по 30.06.2019, а также документами, подтверждающими потребление тепловой энергии на нужды отопления и подогрев воды, платежными поручениями на оплату за каждый месяц, ежеквартальными актами сверки с 01 по 30 июня 2019 года; с оборотными ведомостями за период с 01.06.2016 по 30.03.2019, подтверждающими поступления платежей от собственников за потребление электроэнергии, отопления, горячей воды и холодной воды по показаниям индивидуальных приборов учета; с оборотными ведомостями, подтверждающими расходы за период с 01.06.2016 по 30.06.2019; с бюллетенями (решениями) собственников помещений, подтверждающими итоги заочного (очного) голосования в период с 01.06.2016 по 30.06.2019; взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Виком» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 1 500 руб., штраф в размере 750 руб.
Определением, занесенным в протокол предварительного судебного заседания 10.09.2019, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Оленегорские тепловые сети».
В судебное заседание истец ФИО1, представитель ответчика общества с ограниченной ответственности «Виком», представитель третьего лица муниципального унитарного предприятия «Оленегорские тепловые сети» не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляет общество с ограниченной ответственности «Виком».
С 01.06.2017 начисление платы за отпуск тепловой энергии в указанном доме осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Оленегорские тепловые сети» на основании агентского договора №2692.
04.10.2016 муниципальным унитарным предприятием «Оленегорские тепловые сети» в многоквартирном жилом доме № по <адрес> введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, срок поверки прибора истек 03.04.2017. Повторно общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию 07.11.2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных названным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Из положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям части 1, пункта 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются сведения о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы, которая рассчитывается исходя из объема их фактического потребления, определяемого по показаниям приборов учета (коллективных (общедомовых), индивидуальных (квартирных), а в случае их отсутствия исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Во исполнение положений статьей 155 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации подпункт «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, устанавливает требования к содержанию платежного документа, носящие обязательный характер.
Согласно указанному подпункту Правил в платежном документе указываются, в том числе, общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Таким образом, указание в платежном документе сведений о показаниях общедомового прибора учета носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах, в том числе на общедомовые нужды, и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В нарушение указанных положений в платежных документах, выставляемых обществом с ограниченной ответственностью «Виком» отсутствуют сведения о показаниях общедомового прибора учета по отпуску тепловой энергии, что фактически делает невозможным проверить правильность расчета платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению, и безусловно нарушает права потребителя ФИО1 на своевременное получение информации об услугах.
Как следует из положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» при установлении нарушений прав потребителя, причинение морального вреда презюмируется.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку факт нарушения прав истца как потребителя нашел свое подтверждение в части требований об отсутствии в квитанциях сведений общедомового прибора учета отпуска тепловой энергии, суд полагает возможным взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Виком» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 500 руб.
За несоблюдение добровольного порядка урегулирования требований потребителя, в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», взысканию с общества с ограниченной ответственностью «Виком» в пользу ФИО1 подлежит штраф в размере 750 руб.
Далее, разрешая исковые требования ФИО1 в части обеспечения ознакомления с документами, суд не находит оснований для их удовлетворения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее Стандарт). Стандарт в качестве нормативного акта применяется с 09.10.2010.
В силу пункта 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пунктом 3 Стандарта утвержден перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией.
К информации, которую управляющая организация обязана раскрывать, перечисленной в п. 3 Стандарта, в том числе относится: общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация об оказываемых коммунальных услугах; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.
В данном случае истцом заявлено требование не о предоставлении информации, а об ознакомлении с первичными документами.
Вместе с тем, обязанность по предоставлению информации в определенном как Стандартом, так и Правилами от 06.05.2011 №354 объеме не обязывает управляющую компанию предоставлять информацию, содержащуюся в первичных документах, таких как платежные поручения, ежеквартальные акты сверки, оборотные ведомости и т.д.
Предоставление бюллетеней голосования собственников многоквартирного дома противоречит требованиям Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Так статьей 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку в настоящем случае доказательств получения согласий собственником в многоквартирном доме не имеется, оснований для предоставления таких документов у общества с ограниченной ответственностью «Виком» не имеется.
Следует отметить, что Государственной жилищной инспекцией Мурманской области проводилась проверка по обращению ФИО1 о предоставлении протоколов, решений общих собраний собственников многоквартирного дома, в ходе проведения нарушений прав заявителя не установлено.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отсутствие в квитанции на имя ФИО1 об оплате жилищно-коммунальных услуг за июнь 2019 года информации о показаниях прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Виком» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 500 руб., штраф в размере 750 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 07.11.2019