ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8387/18 от 05.09.2019 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2-870/2019

24RS0056-01-2018-006958-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2019 г. г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,

при секретаре Медведевой П.В.,

с участием прокурора Павловой А.В.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района к Обществу с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские коммунальные системы» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Березовского района обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские коммунальные системы» (далее – ООО «ВСКС») о возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Березовского района выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии ответчиком мер к организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии. На основании концессионных соглашений oт ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВСКС» передана котельная, расположенная по адресу: <адрес>. На основании концессионных соглашений oт ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВСКС» переданы котельные, расположенные по адресам: <адрес>. Концессионными соглашениями предусмотрены задания и мероприятия по реконструкции объектов соглашения, в перечень которых включена установка приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. Организации и население на территории <адрес> получают горячую воду и отопление посредством объектов коммунального комплекса, переданных на основании указанных концессионных соглашений ООО «ВСКС». Законодательством предусмотрена обязанность владельца организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета. Владельцем вышеуказанных котельных является ООО «ВСКС» на основании концессионных соглашений, которыми также предусмотрены мероприятия по установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. Таким образом, ООО «ВСКС» несет обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии и установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя на котельных, которыми владеет на основании концессионных соглашений. В нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ООО «ВСКС» на котельных, расположенных по адресам: <адрес> не установлены и не введены в эксплуатацию узлы коммерческого учета тепловой энергии. На котельной по адресу: <адрес> установлен, но не введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии. ООО «ВСКС» согласно концессионному соглашению обязано поддерживать имущество в исправном состоянии, и соответственно осуществлять подготовку к отопительному сезону. Ответчик, как организация, обеспечивающая передачу тепловой энергии, обязан поддерживать котельную в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя. Данные учета теплоэнергии должны использоваться сторонами при расчетах в соответствии с договорами поставки электроэнергии. Все затраты впоследствии учитываются при утверждении тарифа на теплоэнергию для населения. Согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Таким образом, котельная вырабатывает тепловую энергию и согласно требованиям Федерального закона «О теплоснабжении», должна быть оборудована приборами учета вырабатываемой тепловой энергии. Отсутствие приборов учета влияет на установление тарифа, который должен быть рассчитан по фактическому потреблению. Соответственно, отсутствие организованного надлежащим образом учета тепловой энергии на котельной влияет на размер тарифов, установленных для потребителей, что отражается негативным образом на правах и интересах неопределенного круга лиц. Система расчетов потребителей на базе приборного учета тепловой энергии не позволит теплоснабжающим организациям предъявлять к оплате либо учитывать при установлении тарифа необоснованный объем тепловой энергии. Отсутствие прибора учета лишит граждан возможности требовать перерасчета за потребленную тепловую энергию в случае несоблюдения утвержденного температурного режима. К аварийной ситуации в системе теплоснабжения в отопительном периоде относится не только прекращение теплоснабжения, но и снижение температурного режима на 30 процентов и более, по сравнению с температурным графиком, утвержденным в схеме теплоснабжения муниципального образования, что делает необходимым наличие прибора учета во избежание неконтролируемого снижения температуры подаваемого теплоносителя. Кроме того, нарушения требований учета тепловой энергии на котельных ООО «ВСКС» напрямую может повлиять на прохождение отопительного сезона на территории района, так как контрольный орган, которым является Енисейское Управление Ростехнадзора, считает установку приборов учета на котельных обязательным условием получения муниципальным образованием паспорта готовности к отопительному сезону. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 16.04.2018 директору ООО «ВСКС» внесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, по результатам рассмотрения которого ООО «ВСКС» не принято каких-либо мер к устранению выявленных нарушений. С учетом уточнений истец просит суд обязать ООО «ВСКС» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить и ввести в эксплуатацию узлы учета тепловой энергии на выводе тепловой сети от источников тепловой энергии на котельных, находящихся по адресам<адрес> ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии на выводе тепловой сети от источников тепловой энергии на котельной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании прокурор Павлова А.В. уточненные исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «ВСКС» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам дела. Суду пояснил, что ответчик не является собственником эксплуатируемых котельных. Закон возлагает обязанность по установке приборов учета тепловой энергии на собственников источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок. Ответчик получил права на эксплуатацию и содержание котельных на основании концессионных соглашений с собственником имущества - муниципальным образованием Есаульским сельсоветом. ООО «ВСКС» предпринимало меры по стимулированию установки приборов учета энергии на теплопотребляющих установках потребителей, для чего были направлены письма всем потребителям. В отопительный период невозможна установка приборов учета тепловой энергии. Для установки приборов учета тепловой энергии необходимо остановить поставку энергии потребителям, в отопительный период такая остановка угрожает серьезными последствиями. Установка приборов учета возможна в межотопительный период, примерно с 15 мая по 15 сентября.

Представитель третьего лица администрации Березовского района Красноярского края ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление указала, что считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Между уполномоченным органом администрации Березовского района - Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района и ООО «ВСКС» ДД.ММ.ГГГГ были заключены концессионные соглашения: в отношении котельной в <адрес> в отношении тепловых сетей в <адрес>. Предметом вышеуказанных соглашений являются объекты ЖКХ - котельная, предназначенная для производства тепловой энергии и тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, протяженностью 7 443 м., предназначенные для осуществления деятельности по передаче и распределению тепловой энергии. Согласно пункту 3.1 «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 944/пр, под котельной понимается: здание (в том числе блок-модульного типа) или комплекс зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии. Следовательно, котельная является источником тепловой энергии. Пунктом 1.2.1 концессионного соглашения № 1 предусмотрено, что для целей реконструкции ООО «ВСКС» предоставлены на определенный срок права владения и пользования данными объектом и имуществом. Кроме того, приложением № 2 к концессионному соглашению № 1 предусмотрены задания и мероприятия по реконструкции объекта концессионного соглашения № 1. Так, согласно пункту 5 приложения № 2 к концессионному соглашению № 1 в число мероприятий входит установка приборов учета. Следовательно, ООО «ВСКС», как владелец объекта ЖКХ на основании концессионного соглашения № 1 от ДД.ММ.ГГГГ, обязан ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии на предоставленном ему объекте. Отсутствие учета тепловой энергии на котельной влияет на размер тарифов, установленных для потребителей, что отражается негативным образом на правах и интересах неопределенного круга лиц.

Представители третьих лиц Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 названного Федерального закона владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно ч. 2 ст. 13 названного Федерального закона расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В силу п. 9 ст. 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О теплоснабжении» под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.

Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.

В силу ч. 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии.

Согласно п. 20 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, на источниках тепловой энергии узлы учета тепловой энергии устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.

В силу п. 4 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок, контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя – массы (объема), температуры и давления.

В судебном заседании установлено, что на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием Березовский район Красноярского края от имени которого выступает Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (концедент) и ООО «ВСКС» (концессионер), концессионер обязуется за свой счет реконструировать объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (оборудования котельной), предназначенные для производства тепловой энергии; осуществлять деятельность по производству тепловой энергии на территории <адрес> с использованием котельной, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная котельная передана концессионеру по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1.2.1 концессионного соглашения № 1 предусмотрено, что для целей реконструкции ООО «ВСКС» предоставлены на определенный установленный соглашением срок права владения и пользования объектом соглашения и имуществом.

Приложением № 2, являющимся неотъемлемой частью концессионного соглашения № 1, предусмотрены задания и мероприятия по реконструкции объекта соглашения, в том числе установка приборов учета (п. 5).

Согласно п. 7.2 концессионного соглашения № 1 соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 15 лет.

Как усматривается из технического паспорта, котельная по адресу: <адрес> введена в эксплуатацию в 1986 году, котельная оборудована прибором учета тепловой энергии СПТ-961.

На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Есаульского сельсовета <адрес> (концедент) и ООО «ВСКС» (концессионер), концессионер обязуется за свой счет реконструировать объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (оборудования котельной), предназначенные для производства тепловой энергии; осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории п. <адрес> с использованием котельной, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная котельная передана концессионеру по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1.2.1 концессионного соглашения № 2 предусмотрено, что для целей реконструкции ООО «ВСКС» предоставлены на установленный соглашением срок права владения и пользования объектом соглашения.

Приложением № 2, являющимся неотъемлемой частью концессионного соглашения № 2, предусмотрены задания и мероприятия по реконструкции объекта соглашения, в том числе установка приборов учета тепловой энергии и теплоносителя (п. 16).

Согласно п. 7.2 концессионного соглашения № 2 соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 15 лет.

На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> (концедент) и ООО «ВСКС» (концессионер), концессионер обязуется за свой счет реконструировать объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (оборудования котельной), предназначенные для производства тепловой энергии; осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории <адрес><адрес> с использованием котельной, расположенной по адресу: <адрес>; котельной, расположенной по адресу: <адрес>. Указанные котельные переданы концессионеру по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1.2.1 концессионного соглашения № 3 предусмотрено, что для целей реконструкции ООО «ВСКС» предоставлены на установленный соглашением срок права владения и пользования объектом соглашения.

Приложением № 2, являющимся неотъемлемой частью концессионного соглашения № 3, предусмотрены задания и мероприятия по реконструкции объекта соглашения, в том числе установка приборов учета тепловой энергии и теплоносителя (п.п. 13, 16).

Согласно п. 7.2 концессионного соглашения № 3 соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 15 лет.

Судом установлено, что на котельных, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> не установлены и не введены в эксплуатацию узлы коммерческого учета тепловой энергии. На котельной по адресу: <адрес> узел учета тепловой энергии установлен, но не введен в эксплуатацию.

Разрешая заявленные истцом требования, суд принимает во внимание, что указанными концессионными соглашениями предусмотрены задания и мероприятия по реконструкции объектов соглашения, в перечень которых включена установка приборов учета тепловой энергии. Организации и население на территории <адрес> получают горячую воду и отопление посредством объектов коммунального комплекса, переданных на основании указанных концессионных соглашений ООО «ВСКС».

Законодательством предусмотрена обязанность владельца организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета. Владельцем вышеуказанных котельных является ООО «ВСКС» на основании концессионных соглашений, которыми также предусмотрены мероприятия по установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. Таким образом, ООО «ВСКС» несет обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии и установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя на указанных котельных.

ООО «ВСКС» как организация, обеспечивающая передачу тепловой энергии, обязана поддерживать котельную в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно п. 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Таким образом, котельная вырабатывает тепловую энергию и согласно требованиям Федерального закона «О теплоснабжении» должна быть оборудована приборами учета вырабатываемой тепловой энергии.

Отсутствие приборов учета влияет на установление тарифа, который должен быть рассчитан по фактическому потреблению. Соответственно, отсутствие организованного надлежащим образом учета тепловой энергии на котельной влияет на размер тарифов, установленных для потребителей, что отражается негативным образом на правах и интересах неопределенного круга лиц. Система расчетов потребителей на базе приборного учета тепловой энергии не позволит теплоснабжающим организациям предъявлять к оплате либо учитывать при установлении тарифа необоснованный объем тепловой энергии. Отсутствие прибора учета лишает граждан возможности требовать перерасчета за потребленную тепловую энергию в случае несоблюдения утвержденного температурного режима.

К аварийной ситуации в системе теплоснабжения в отопительном периоде относится не только прекращение теплоснабжения, но и снижение температурного режима на 30 процентов и более, по сравнению с температурным графиком, утвержденным в схеме теплоснабжения муниципального образования, что делает необходимым наличие прибора учета во избежание неконтролируемого снижения температуры подаваемого теплоносителя.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное и принимая во внимание доводы представителя ответчика о том, что установка приборов учета возможна без прекращения поставки тепловой энергии потребителям только в межотопительный период, суд полагает необходимым обязать ООО «ВСКС» не позднее 01 сентября 2020 г. установить и ввести в эксплуатацию узлы учета тепловой энергии на выводе тепловой сети от источников тепловой энергии на котельных, находящихся по адресам: <адрес>, ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии на выводе тепловой сети от источников тепловой энергии на котельной по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «ВСКС» не позднее 01 сентября 2020 г. установить и ввести в эксплуатацию узлы учета тепловой энергии на выводе тепловой сети от источников тепловой энергии на котельных, находящихся по адресам: <адрес>; ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии на выводе тепловой сети от источников тепловой энергии на котельной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: Н.Н. Горпинич

Копия верна.

Судья: Н.Н. Горпинич