Кировский районный суд г. Курска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кировский районный суд г. Курска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-838/6-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» ноября 2011года
г.Курск
Кировский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Чухраевой О.Б.,
при секретаре Фатеевой О.Г.,
с участием заявителя Певленка А.Б.,
представителя призывной комиссии муниципального образования «Город Курск» по Железнодорожному округу по доверенности Олексенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Павленка Андрея Борисовича о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования «Город Курск» по Железнодорожному округу г.Курска,
У С Т А Н О В И Л :
Павленок А.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования «Город Курск» по Железнодорожному округу г.Курска о призыве на военную службу.
Заявление мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ приказом был зачислен в аспирантуру по специальности научного работника 12.00.01. «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве». Институт имеет лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. В личное дело призывника были предоставлены необходимые документы в подтверждение права на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подп. «б» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении отсрочки и принято решение о призыве его на военную службу, что нарушает его право.
В судебном заседании заявитель Павленок А.Б. поддержал жалобу полностью по изложенным в ней основаниям, также указал, что обучение в аспирантуре осуществляется по специальностям научных работников, а не по направлениям подготовки (специальностям). имеет лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. Граждане, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих госаккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), согласно подп. «б» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» имеют право на отсрочку от военной службы, а потому решение о призыве его, как аспиранта, на военную службу является незаконным.
В судебном заседании представитель призывной комиссии МО«Город Курск» по Железнодорожному округу г.Курска по доверенности Олексенко Е.А. возражала против удовлетворения поданной жалобы по тем основаниям, что документов, подтверждающих наличие государственной аккредитации у по направлению подготовки (специальности) 12.00.01. «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» представлено не было. Согласно подп. «б» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по не имеющим государственной аккредитации соответствующих направлений подготовки (специальностям), правом на отсрочку от призыва на военную службу не пользуются. Других оснований для освобождения от призыва на военную службу Павленка А.Б., предусмотренных законом, не имелось. В связи с чем, считает решение от ДД.ММ.ГГГГ о его призыве на военную службу законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просила отказать.
Выслушав доводы и объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.254 ГПК РФ, а также в соответствии с п.7 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О воинской обязанности и военной службе" решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Установлено, что Павленок А.Б., имеющий высшее юридическое образование, согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ зачислен в число аспирантов на очную форму обучения по специальности 12.00.01 - Теория и история государства и права; история учений о праве и государстве.
Согласно выписке из дела с протоколами заседания призывной комиссии Муниципального образования «Город Курск» по Железнодорожному округу, протокол №, от ДД.ММ.ГГГГ, Павленок А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по результатам медицинского освидетельствования имеет годность к военной службе категории № пп.№, призывной комиссией принято решение о призыве его на военную службу и об отсутствии у права на отсрочку от прохождения военной службы по призыву.
В обоснование возражений на поданную жалобу, представитель призывной комиссии МО«Город Курск» по Железнодорожному округу г.Курска по доверенности Олексенко Е.А. указала, что согласно подп.б) п.2 ст.24 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О воинской обязанности и военной службе" и Закона РФ «Об образовании» правом на отсрочку от призыва на военную службу обладают граждане, получающие послевузовское образование только в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию соответствующих направлений подготовки(специальностей), образовательных программ.
Данные доводы не могут быть приняты судом во внимание, как несостоятельные.
В соответствии с подп. «б» п.2 ст.24 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.
Статья 28 Закона РФ «Об образовании» предусматривает положение общего характера о том, что вузы должны проходить процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации.
Право на реализацию соответствующих образовательных программ возникает у высшего учебного заведения с момента выдачи ему лицензии на ведение образовательной деятельности, что основано на на норме п. 1 ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которой отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со ст.33.2.Закона РФ «Об образовании» государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.
Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса.
Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования.
В силу положений ст.10 ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образованиипоказатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет), включают спектр реализуемых основных образовательных программ, возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования, научную, научно-техническую деятельность и ее результативность, методическую работу, квалификацию педагогических работников.
Как следует из материалов дела имеет лицензию (серия №, регистрационный №), выданную ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к настоящей лицензии.
Согласно Приложения № к Лицензии в перечень образовательных программ, по которым имеет право ведения образовательной деятельности, включены послевузовские (аспирантура) «10.02.19 Теория языка. 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.
ДД.ММ.ГГГГ выдано Свидетельство о государственной аккредитации (серия №, регистрационный №), согласно которого институт имеет право на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ и выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации по аккредитованным образовательным программам, указанным в приложениях.
Согласно ч.2 с.25 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, созданной в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Обучение в аспирантуре осуществляется по специальностям научных работников, указанным в Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. N 59 (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2009 г., регистрационный N 13561).
В силу ст.6 ФЗ от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" послевузовское профессиональное образование не является уровнем высшего профессионального образования и регламентируется самостоятельными правовыми нормами в рамках данного Закона.
Кроме того, образовательной программы послевузовского профессионального образования в период введения в действия Закона о воинской обязанности и военной службе не было, она утверждена Приказом Министерства образования и науки России от 16.03.2011 N 1365.
Закон о воинской обязанности и военной службе не требует наличия такой государственной аккредитации специальностей послевузовского профессионального образования.
Анализ подп. "б" п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» N 53-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что правом на предоставление отсрочки обладает такой аспирант, который обучается по очной форме в учебном заведении, которое имеет лицензию на обучение по послевузовским программам, а также само по себе имеет аккредитацию по соответствующим направлениям (специальностям) высшего профессионального образования.
Исходя из изложенного, предоставление права на отсрочку от призыва на военную службу не связывается с какими-либо другими условиями, кроме тех, что указаны в подпункте "б" пункта 2 статьи 24 указанного Федерального закона.
Для подтверждения права Павленка А.Б. на отсрочку от призыва на военную службу согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663", в призывную комиссию были предоставлены необходимые документы, согласно Приложения №32, а именно: диплом о высшем профессиональном образовании; приказ о зачислении в аспирантуру образовательного учреждения; копия лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования - для научных учреждений, что не оспаривалось представителем призывной комиссии.
Таким образом, суд приходит к выводу, что призывная комиссия МО«Город Курск» по Железнодорожному округу, имеющая информацию о том, что заявитель Павленок А.Б. обучается в аспирантуре по очной форме в высшем учебном заведении, которое имеет лицензию на обучение по послевузовским программам, а также государственную аккредитацию по соответствующим направлениям (специальностям) высшего профессионального образования,не имела юридических оснований и не вправе была принимать решение об отказе в предоставлении отсрочки и о призыве его на военную службу.
При таких обстоятельствах,заявление Павленка Андрея Борисовича о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования «Город Курск» по Железнодорожному округу от ДД.ММ.ГГГГ о призыве его на военную службу является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии муниципального образования «Город Курск» по Железнодорожному округу от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол №) о призыве Павленка Андрея Борисовича на военную службу незаконным.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд через Кировский районный суд г.Курска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, т.е. 16.11.2011года.
Судья: Чухраева О.Б.