РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2016 года г.Когалым
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Уваровой Т.В.,
при секретаре Власовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-838/2016 по иску ФИО1, ФИО6, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании решения об исключении семьи из числа участников программы незаконным, обязании рассчитать и выплатить субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском к ОАО «Ипотечное агентство Югры» (далее - Агентство) о признании незаконным решение об исключении их семьи из Единого списка участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 №368-п, обязании ответчика рассчитать и выплатить субсидию их семье по данной подпрограмме исходя из даты подачи заявления о признании их участниками подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с ответчика в пользу истцов в равных частях судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 200 руб.
Требования мотивировали тем, что с марта 1993г. их семья проживала в <адрес> и состояла в списке лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по социальному найму при администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они были признаны ответчиком: 1) участниками подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» по категории «Граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; 2) участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» этой же целевой Программы. Их семья в феврале 2012г. была поставлена на учёт для получения жилищной субсидии, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Они должны были получить государственную поддержку в виде погашения части процентов ставки кредита и субсидию. На тот момент их семья в составе 6 человек проживала в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>. По договору купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ они приобрели квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 80,5 кв.м. Таким образом, они выполнили требование ст. 4 указанной Программы - основные условия для осуществления государственной поддержки, в соответствии с которой: участники целевой программы (подпрограммы) должны приобрести жилое помещение (одно или несколько), соответствующее санитарно-техническим требованиям и пригодное для постоянного проживания, расположенное на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков, общей площадью не менее 12 квадратных метров на одного члена семьи. После приобретения квартиры на каждого члена семьи пришлось 13,4 кв.м. (80,5:6=13,4). Для покупки квартиры был оформлен ипотечный кредит от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО Банк ВТБ 24 на сумму 2 100 000 руб. К кредитному договору между банком, ФИО6 и ответчиком было подписано трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки, в соответствии с которым ответчиком предоставляется компенсация на сумму кредита не более 2 000 000 руб. в размере 4%. Обязательства были приняты ответчиком на срок 15 лет (п. 1.2. и п. 3.2.1. Соглашения). В настоящее время данное обязательство ответчиком выполняется с задержкой. Летом 2014г. их семья получила по договору социального найма однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 39,3 кв.м в соответствии со ст.ст.86, 89 ЖК РФ. По договору передачи (приватизации) квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ за № квартира была оформлена в долевую собственность на ФИО6 и на 4 детей. Уведомлением на право получения субсидии от ДД.ММ.ГГГГ за № они были уведомлены, что в соответствии с п.2 ст.11 Порядка реализации целевой программы, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п, принято решение о возможности предоставления им субсидии по подпрограмме «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой программы, утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п, исходя из даты подачи заявления о признании их участниками подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи. Они представили ответчику все необходимые документы для получения субсидии и им сообщили, что при расчете суммы субсидии будет учтена площадь их однокомнатной квартиры. Расчета субсидии и самой субсидии они не получили. Вместо этого им по почте пришло решение № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из Единого списка участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». Считают, что отказ в предоставлении субсидии незаконным. Ответчик, отказывая им в предоставлении субсидии, исключил их из Единого списка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым», в котором они никогда не стояли, т.к. они состояли в Едином списке участников подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан». Указание на пп.1.6 п.1, ст.9 Порядка реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» так же является незаконным, т.к. с ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу постановление Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014-2020 годах», согласно которому ранее действовавшее постановление Правительства № 108-п от 05.04.2011 «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» признано утратившим силу. Причины отказа им неясны, т.к. в постановлении Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 №408-п в части Порядок 13 «Предоставления субсидий на приобретение жилых помещений в собственность отдельных категорий граждан» в п. 18.3 указано: «Если гражданин и (или) члены его семьи, на которых осуществляются расчет субсидии, имеют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности либо по договору социального найма, расчет субсидии производится за минусом общей площади имеющихся жилых помещений. Расчет размера субсидии производится на дату принятия решения о предоставлении субсидии». Таким образом, считают, что при принятии решения о возможности предоставления им субсидии и уведомлении их об этом ДД.ММ.ГГГГ ответчик должен был рассчитать и предоставить им субсидию с учетом действующего законодательства.
Истец ФИО7 в судебном заседании на иске настаивал. Пояснил, что квартира по <адрес> была им предоставлена взамен квартиры по <адрес> взамен аварийного жилья.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель ответчика ФИО8 исковые требования не признала, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Агентством принято решение об исключении истцов из Единого списка участников указанной подпрограммы, поскольку произошла утрата основания для участия в целевой программе в связи с получением истцами жилых помещений на условиях социального найма и снятием истцов с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма администрацией <адрес>. Агентство несет ответственность за целевое использование бюджетных средств и соблюдение нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующих порядок предоставления государственной поддержки в рамках целевой программы. Агентство обязано в своей деятельности действовать строго в рамках Закона и не вправе предоставлять государственную поддержку в нарушение действующего законодательства. В абз.2 Решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы от ДД.ММ.ГГГГ№ допущена опечатка в наименовании подпрограммы – указана Подпрограмма 2 «Доступное жилье молодым», вместо подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан». На момент направления истцам Агентством уведомления от ДД.ММ.ГГГГ на право получения субсидии Агентство не располагало информацией о снятии истцов с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма администрацией <адрес>. После получения данной информации было принято решение об их исключении из списка участников подпрограммы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО6 и ФИО14, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО10, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.42).
От данного брака родились дети ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.43-46).
Согласно уведомлениям представительства Агентства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7, 8) истцы в соответствии с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ признаны участниками подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» по категории «граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (очередники) и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Порядка участие в целевой программе добровольное. Перед подачей документов гражданам оказывается консультация по всем условиям предоставления государственной поддержки.
Согласно п. 1 ст. 10 Порядка для участников подпрограммы 5 государственная поддержка оказывается в виде субсидии.
На основании п. 13 ст. 10 Порядка для участников подпрограммы 4 государственная поддержка оказывается в виде компенсации части процентной ставки по кредитам и займам.
ДД.ММ.ГГГГ истцами по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ с использованием кредитных средств в общую совместную собственность приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 80,5 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9, 10-27).
05.06.2012г. между ОАО «Ипотечное агентство Югры», ФИО6 и ЗАО «Банк ВТБ 24» заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному истцом с целью приобретения вышеуказанной квартиры (л.д. 29-32).
С момента подписания трехстороннего соглашения и по настоящее время Агентство в полной мере выполняет принятые на себя обязательства по предоставлению компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось истцами.
В соответствии с п.1 ст. 11 Порядка, право участников подпрограммы 5 на получение субсидии в текущем году удостоверяется уведомлением.
ДД.ММ.ГГГГ Агентство направило истцам уведомление о том, что в соответствие с п.2 ст.11 Порядка принято решение о возможности предоставления им субсидии по подпрограмме «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п исходя из даты подачи заявления о признании их участниками подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40).
Согласно договору передачи (приватизации) квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО6 приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которая была оформлена в общую долевую собственность на ФИО6 и на его 4-х несовершеннолетних детей, что подтверждается договором передачи (приватизации) квартиры в собственность (л.д.33-34), свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-39).
ДД.ММ.ГГГГ на запрос Агентства управление по жилищной политике администрации <адрес> сообщило, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по муниципальному образованию городской округ <адрес> не состоят. Истцам на условиях социального найма предоставлялись следующие жилые помещения: <адрес> по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ№, общей площадью 35,1 кв.м. (ст.7 ФЗ от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»); <адрес> по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ№, общей площадью 39,3 кв.м. (ст.86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 Порядка участником программы являются, в том числе, граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - очередники) (п.1.10).
Таким образом, в связи со снятием с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истцы перестали соответствовать указанной льготной категории, и утратили право на получение субсидии.
ДД.ММ.ГГГГ Агентством принято решение об исключении истцов из Единого списка участников подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой программы Ханты - <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» в соответствии с пп.1.6 п. 1 ст. 9 Порядка в связи с изменением условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе (л.д.41).
Таким образом, утрата истцами основания для участия в целевой программе произошла в связи с получением ими жилых помещений на условиях социального найма и снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма администрацией г. Когалым.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком правомерно вынесено решение об исключении истцов из Единого списка участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».
Ошибка в части наименования подпрограммы, допущенная во втором абзаце текста Решения об исключении № от ДД.ММ.ГГГГ, является технической и не влияет на существо дела.
Доводы истцов о том, что указание на пп. 1 п. 1 ст. 9 Порядка является незаконным, несостоятельны, поскольку постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» с 1 января 2014 года постановление Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» признано утратившим силу. При этом, согласно абз. 8 Подпрограммы V Раздела 3 «Характеристика основных мероприятий программы» постановления Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п, мероприятие «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, признанных до 31.12.2013 участниками подпрограмм и мероприятий» предусматривает предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, состоящим на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставшим на учет по подпрограмме «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» в соответствии с постановлениями Правительства автономного округа № 368-п, № 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными правовыми актами, до вступления в силу государственной программы.
При таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению. Ответчиком по отношению к истцам законно применены нормы постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 № 108-п. Нормы постановления Правительства от 09.10.2013 № 408-п к данным правоотношениям не могут быть применены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В иске ФИО9, ФИО11, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании решения об исключении семьи из числа участников программы незаконным, обязании рассчитать и выплатить субсидию отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Когалымский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Уварова