ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8397/17 от 09.10.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Дворцовой Т.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием истца ФИО1,

с участием представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Камчатской таможне о признании незаконным бездействия начальника Камчатской таможни, признании права на представление к очередному специальному званию, возложении обязанности направить представление,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Камчатской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы России (в дальнейшем – Камчатская таможня) о признании незаконным и необоснованным бездействия начальника Камчатской таможни в связи с ненаправлением документов по представлению истца к присвоению очередного специального звания подполковник таможенной службы, признании права на присвоение очередного специального звания, возложении обязанности на начальника Камчатской таможни направить представление, взыскании компенсации положенных видов довольствия, которые он получил бы при своевременном присвоении указанного специального звания, мотивируя свои требования тем, что в настоящее время он проходит службу в Камчатской таможне в должности начальника оперативно-розыскного отдела.

Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ-А ему присвоено специальное звание майор таможенной службы с ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылается на положения ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», согласно которым срок выслуги сотрудником таможенных органов в специальном звании майор таможенной службы составляет четыре года.

Приказом ДВТУ ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ-КМ истцу объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора, в связи с чем, в соответствии со ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ представление к присвоению очередного специального звания ему не производилось до снятия дисциплинарного взыскания.

Указывает, что, согласно п.33 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ он не имел дисциплинарного взыскания, так как в течение года со дня его наложения не подвергался вновь дисциплинарному взысканию, то есть, по мнению истца, препятствия для присвоения ему очередного звания отсутствовали.

Вместе с тем с ДД.ММ.ГГГГ до настоящее времени очередное специальное звание подполковник таможенной службы ему не присвоено, в нарушение приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ материалы на присвоение очередного звания начальником Камчатской таможни в Управление кадров ФТС России не были направлены.

ДД.ММ.ГГГГ по данному поводу ФИО1 обратился в Камчатскую транспортную прокуратуру, последней проведена проверка, в ходе которой его доводы нашли свое подтверждение.

В связи с чем, просил признать незаконным и необоснованным бездействие начальника Камчатской таможни в связи с ненаправлением документов по представлению истца к присвоению очередного специального звания подполковник таможенной службы, признать за ним право на присвоение очередного специального звания подполковник таможенной службы с ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность на начальника Камчатской таможни направить представление.

В судебном заседании истец вновь уточнил исковые требования в части и просил признать его имеющим право на представление к присвоению очередного специального звания с ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части требования поддержал в полном объеме.

Требование истца о возложении обязанности на ФТС РФ присвоить очередное специальное звание подполковник таможенной службы судом не принято.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» установлено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

В ч.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ перечислены специальные звания сотрудников таможенных органов (далее - специальные звания), в числе которых под п.п.7 и 8 указаны специальные звания - майор таможенной службы и подполковник таможенной службы.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

В ч.3 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ определено, что перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Согласно ч.ч.1, 4, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ специальные звания присваиваются сотрудникам таможенных органов в соответствии с занимаемыми должностями.

Первое специальное звание сотруднику таможенного органа, назначенному на должность среднего начальствующего состава или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора таможенной службы до полковника таможенной службы включительно присваиваются руководителем Федеральной таможенной службы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы.

Очередное специальное звание сотруднику таможенного органа присваивается в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Сроки выслуги в специальных званиях установлены в ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ, где, в частности, указано, что сроки выслуги сотрудников таможенных органов в специальном звании майор таможенной службы составляет четыре года.

В соответствии с ч3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ очередное специальное звание, соответствующее занимаемой должности, присваивается сотруднику таможенного органа в день истечения срока его службы в предыдущем звании.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГФИО1 в соответствии с приказом начальника Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-К принят на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначен на должность начальника оперативно-аналитического отделения Камчатской таможни (л.д. 41).

Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГФИО1, имевшему специальное звание капитан таможенной службы и являвшегося начальником оперативно-аналитического отделения Камчатской таможни, присвоено очередное специальное звание майор таможенной службы по истечении установленного срока выслуги (л.д. 12-14).

Приказом начальника Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника оперативно-розыскного отдела Камчатской таможни в порядке переводе по службе (л.д. 9).

Ранее, согласно приказу Дальневосточного таможенного управления ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ-КМ в отношении ФИО1 было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за грубое нарушение служебной дисциплины (л.д. 15-17).

ДД.ММ.ГГГГ истец по факту не присвоения ему очередного специального звания и не направления материалов на присвоение ему очередного специального звания обратился с жалобой в Камчатскую транспортную прокуратуру.

Из материалов надзорного производства Ж/2017 следует, что в ходе проведенной проверки доводы, изложенные в обращении истца, подтвердились, Камчатским транспортным прокурором в Дальневосточную транспортную прокуратуру направлен проект представления об устранении нарушений федерального законодательства для внесения начальнику Дальневосточного таможенного управления, а в адрес заявителя ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлен соответствующий ответ.

ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Камчатской таможни -КМ ФИО1 за систематическое нарушение должностных обязанностей привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания на основании акта функциональной проверки оперативно-служебной деятельности оперативно-розыскного отдела таможни от ДД.ММ.ГГГГ, докладной записки заместителя начальника Камчатской таможни Каменецкого В,М. от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении вопроса» (л.д. 54).

В настоящее время истец уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп.3 п.2 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (приказ начальника Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-К (л.д. 84-86).

Из изложенного следует, что ФИО1, проходившему службу в таможенных органах Российской Федерации, последнее очередное специальное звание майор таможенной службы на основании приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ-А.

Срок выслуги в указанном специальном звании, согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ, истекал через четыре года, то есть ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, очередное специальное звание должно было быть присвоено истцу в этот же день при условии отсутствия обстоятельств, препятствующих его присвоению.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

В ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ установлено, что представление к присвоению очередного специального звания сотрудника таможенного органа, который имеет дисциплинарное взыскание (за исключением объявленного устно) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения им служебной дисциплины, не производится соответственно до снятия дисциплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки.

Согласно п.33 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ сотрудник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения он не подвергался вновь дисциплинарному взысканию.

Следовательно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец считается не имеющим дисциплинарного взыскания, поскольку со дня наложения на него такого взыскания (ДД.ММ.ГГГГ) в течение года он не был привлечен вновь к дисциплинарному взысканию. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Последующее дисциплинарное взыскание в виде замечания применено в отношении истца ДД.ММ.ГГГГ.

Должность, которую занимал истец, имевший специальное звание майор таможенной службы, согласно положениям ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ, относится к группе старшего начальствующего состава.

В соответствии с п.2 Приказа ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по присвоению специальных званий гражданам, принятым на службу в таможенные органы Российской Федерации, и сотрудникам таможенных органов» начальникам таможенных органов при присвоении первых специальных званий среднего и старшего начальствующего состава гражданам, принятым на службу в таможенные органы Российской Федерации, а также при присвоении первых и очередных специальных званий среднего и старшего начальствующего состава, специальных званий досрочно или на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, сотрудникам таможенных органов предписано материалы представлять в Управление кадров ФТС РФ.

Тем самым, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца.

Доводы представителя ответчика о невозможности направления представления истца к присвоению очередного специального звания ДД.ММ.ГГГГ, так как это выходной день (а возможно было не ранее ДД.ММ.ГГГГ), а также о невозможности направления представления в связи с тем, что поручение ДВОТ, указанное в акте от ДД.ММ.ГГГГ с грифом «СС», поступившее в таможню ДД.ММ.ГГГГ, в период, когда ФИО1 считался подвергнутым дисциплинарному взысканию, фактически исполнено только ДД.ММ.ГГГГ, не принимаются во внимание судом.

Из материалов дела, следует, что в декабре 2016 г. ДВОТ проведена проверка деятельности оперативно-розыскного отдела Камчатской таможни, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ подготовлен акт функциональной проверки , имеющий гриф «Совершенно секретно».

Данный акт поступил в Камчатскую таможню ДД.ММ.ГГГГ с сопроводительным письмом, также являющееся секретным документом, которое содержало поручение начальника ДВОТ ознакомить ФИО1 с актом и привлечь его к дисциплинарной ответственности.

Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 находился в очередном отпуске (приказ таможни от ДД.ММ.ГГГГ-км), а 4 и ДД.ММ.ГГГГ являлись выходными дня, на службу истец вышел ДД.ММ.ГГГГ.

В этот же день ответчиком от него затребовано объяснение, которое истец предоставил ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ издан приказ -км о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности.

Однако, суд полагает, что право истца на представление его к присвоению очередного специального звания, возникшее после истечения срока привлечения его к дисциплинарной ответственности ДД.ММ.ГГГГ, не может быть поставлено в зависимость от указанных обстоятельств, связанных с проведением функциональной проверки деятельности оперативно-розыскного отдела таможни, и мер, принятых по результатам данной проверки.

Суд считает, что ответчик не был лишен права провести все мероприятия, связанные с реализацией решений, принятых по итогам проведенной проверки, в том числе с разрешением вопроса о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности, в разумные сроки.

Вместе с тем, ответчик, при наличии акта функциональной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в его адрес ДД.ММ.ГГГГ, предоставил ДД.ММ.ГГГГФИО1 очередной ежегодный отпуск продолжительностью пять календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, о чем свидетельствует приказ и.о. начальника Камчатской таможни ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ-КМ (л.д. 62).

Доказательств того, что лица, занимающие руководящие должности Камчатской таможни, не имеют допуска к служебным документам, имеющим гриф секретности, а поэтому не знали и не могли знать о существовании вышеуказанного акта функциональной проверки, содержащего сведения, отнесенные к государственной тайне с установленной степенью секретности, в материалах дела не имеется и в судебное заседание не представлено.

Тем самым, доводы ответчика о том, что представление истца к присвоению очередного звания не направлено в установленный законом срок в связи с рассмотрением вопроса о привлечении истца к дисциплинарной ответственности на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной функциональной проверки в декабре 2016 г., то есть в то время, когда истец считался подвергнутым дисциплинарному взысканию, суд находит несостоятельными, поскольку установленный законом годичный срок истек ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 считался лицом, не имеющим дисциплинарного взыскания.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время ФИО1 уволен со службы в таможенных органах, не принимаются судом во внимание по указанным выше обстоятельствам.

Иных доказательств о наличии обстоятельств, препятствующих представлению истца к очередному специальному званию, суду не представлено.

С учетом изложенного, суд полагает, что требования истца о признании незаконным и необоснованным бездействия начальника Камчатской таможни, признании имеющим право на представление к очередному специальному званию с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности направить представление являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 – удовлетворить.

Признать бездействие начальника Камчатской таможни, выразившееся в не направлении документов по представлению ФИО1 к присвоению очередного специального звания подполковник таможенной службы, незаконным и необоснованным.

Признать ФИО1 имеющим право на представление к присвоению очередного специального звания подполковник таможенной службы с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на начальника Камчатской таможни в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить представление на присвоение ФИО1 звания подполковник таможенной службы с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.А. Дворцова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.