ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-839/2011 от 02.06.2011 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 02 июня 2011г.                                                        Судья Туапсинского городского суда Краснодарского края Еременко С.Н. с участием:

 представителей заявителя: ФИО1 и ФИО2

 при секретаре Супряга А.

 Рассмотрев в открытом заседании жалобу ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (далее ОАО «ТМТП») на незаконные действия и решения (представления) должного лица органа государственной власти - начальника службы по г. Туапсе Регионального управления ФСКН по Краснодарскому краю ФИО3

 УСТАНОВИЛ:

 ОАО «ТМТП» в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в суд с жалобой на неправомерные действия начальника службы по г. Туапсе Регионального управления ФСКН по Краснодарскому краю, внесшего в ОАО «ТМТП» два представления №46/1/8-1101 и №46/1/1-1138 от 11 и 16 мая 2011г. соответственно «О принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления». Свои требования, мотивировав тем, что указанные представления внесены с грубыми нарушениями действующего уголовно-процессуального законодательства, ненадлежащим процессуальным лицом, и доводы, изложенные в них, объективного подтверждения не находят.

 Так, представления внесены в соответствии со ст. 73 и ч. 2 ст. 158 УПК РФ, то есть по окончанию предварительного расследования по уголовному делу с целью устранения обстоятельств способствовавших совершению преступления и других нарушений закона. Однако в тексте представлений отсутствуют сведения о совершенных преступлениях, возбужденных по данным фактам уголовных делах, завершении расследования хотя бы одного уголовного дела и привлечении кого-либо к уголовной ответственности, вместо этого все выводы о нарушении закона указанные в представлениях делаются на основании материалов о привлечении к административной ответственности работников ОАО «ТМТП» и проведении доследственных проверок в порядке ст. 144 УПК РФ. В обоих представлениях делается необоснованный вывод о том, что привлеченные к административной ответственности работники ОАО «ТМТП» выходят на работу в состоянии наркотического опьянения. Данный вывод опровергается документами первичного учета, так тальман ППК Ф., и слесарь ПКМ Г., на момент выявления в их действиях составов правонарушений в области оборота наркотиков находились в трудовых отпусках с изъятием пластиковых пропусков, и не могли попасть на территорию порта, а механизаторы (докеры-механизаторы) Ж., и Б., в период времени указанный в представлениях согласно табелей учета рабочего времени на территории ОАО «ТМТП» не находились.

 Ст. 13 ФЗ №144 от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» дан исчерпывающий перечень органов, имеющих право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в указанный перечень руководство и сотрудники коммерческих организаций не входят, а входит ФСНК России. При этом выявление, предупреждение и пресечение преступлений в сфере оборота наркотических средств, в соответствии с Указом президента РФ №613 от 05.06.2003г. «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», является прерогативой именно ФСНК России.

В соответствии со ст. 15 и 16 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на владельцев объектов инфраструктуры порта возлагается обязанность лишь своевременно сообщать в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти об имеющейся информации о ситуаций, создающей угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, а не обязанность по выявлению и пресечению правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств.

   Так же в жалобе указано, что ОАО «ТМТП» во исполнение требований Паспорта антитеррористической защищенности, согласованного начальниками УФСБ И УВД г. Туапсе, и Плана охраны портового средства ОАО «ТМТП», утвержденного руководителем Федерального агентства речного и морского транспорта, разработан, согласован и неукоснительно соблюдается План взаимодействия сил и средств ОАО «ТМТП», УВД, ЛОВДт, кпп «Туапсе», службы в г. Новороссийске ЧАПУ БО ФСБ России, ООО ЧОП «Южный порт», Туапсинской командой ФГУП УВО Минтранса РФ по обеспечению безопасности, охраны и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

 В судебном заседании представители заявителя по доверенности ФИО1 и ФИО2 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства.

 Ни ответчик - начальник службы по г. Туапсе Регионального управления ФСКН по Краснодарскому краю ФИО3, ни его представитель в судебное заседание не явились, несмотря на то, что были своевременно извещены о месте и времени судебного заседания, каких-либо сведений о причинах неявки в суд представлено не было. В связи, с чем в соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) принято решение о рассмотрении дела в отсутствии ответчика.

 В порядке ст. 177 ГПК РФ в ходе заседания были заслушаны свидетели со стороны заявителя:

 Зам. начальника производственно-перегрузочного комплекса (ППК) А., показал, что перед началом работ со всеми работниками ППК проводятся производственные инструктажи, в ходе которых работникам разъясняется запрет на нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, так же данное требование разъясняется всем работникам в ходе инструктажей при приеме на работу. Все работники порта, эксплуатирующие погрузочно-разгрузочную техники перед началом работ проходят обязательное медицинское освидетельствование в медицинском пункте ОАО «ТМТП». За время его работы в должности с 2009г. инцидентов с техникой под управлением водителей и крановщиков, находящихся в состоянии какого-либо опьянения не было. О том, что на территории Сухогрузного района порта рабочие в рабочее время употребляют наркотические средства, он не слышал, фактов употребления не выявлял.

              Заведующая медицинским пунктом ОАО «ТМТП» С., пояснила, что 01 января 2011г. между ОАО «ТМТП» и МУЗ «Центральная городская больница г. Туапсе» заключен договор №83 об организации на территории ОАО «ТМТП» фельдшерского здравпункта. В соответствии с данным договором медицинские работники МУЗ ЦГБ г. Туапсе, в соответствии с
разработанным     на     предприятии     регламентом, проводят необходимые предварительные и периодические медицинские просмотры. При этом за истекший период 2011г. медицинскими работниками фактов нахождения работников в состоянии наркотического опьянения выявлено не было, так же отсутствовали случаи каких-либо технических инцидентов с участием работников находящихся в состоянии наркотического опьянения.

 Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает, что требования жалобы подлежат удовлетворению.

 В порядке предусмотренном ч. 2 ст. 158 УПК РФ лишь дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе вносить представления об устранении обстоятельств способствовавших совершению преступления и лишь по окончанию предварительного расследования.

 Таким образом, являясь ненадлежащим субъектом, начальник службы по г. Туапсе Регионального управления ФСКН по Краснодарскому краю ФИО3 незаконно, до окончания предварительного расследования (в тексте представлений отсутствуют сведения о возбуждении каких-либо уголовных дел) по какому-либо уголовному делу, вынес вышеуказанные представления.

 Обстоятельства указанные в представлениях объективного подтверждения не находят и противоречат требованиям действующего законодательства.

 Так, анализ ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» показывает, что ОАО «ТМТП», как юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, не может осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в том числе проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление правонарушений в сфере оборота наркотических средств.

 Ст. 15 и 16 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на ОАО «ТМТП» возлагается лишь обязанность по информированию уполномоченных органов исполнительной власти о возникающих ситуациях связанных с обеспечением безопасности в порту Туапсе.

 Функция по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, в соответствии с ФЗ №3 от 08.01.1998г. «О наркотических средства и психотропных веществах» и Указом президента РФ №613 от 05.06.2003г. «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», является прерогативой правоохранительных органов, в том числе и ФСНК России.

 Таким образом, в обжалуемых представлениях начальник службы по г. Туапсе Регионального управления ФСКН по Краснодарскому краю ФИО3 в нарушение вышеуказанных требований закона необоснованно перелагает ответственность за несвоевременное выявление и пресечение правонарушений в области незаконного оборота наркотических средств на руководителей и сотрудников ОАО «ТМТП» и МУЗ «Центральная городская больница г. Туапсе».

 ФИО3 при принятии вышеуказанных решений не дается оценка тому обстоятельству, что охрана границы и объектов портовой инфраструктуры осуществляется не ОАО «ТМТП», а на договорной основе охранными организациями: ФГУП «УВО Минтранса» и ООО ЧОП «Южный порт».

 Ст. 192 Трудового кодекса РФ устанавливает, что решение о привлечении конкретного работника к дисциплинарной ответственности может приниматься лишь работодателем и выбор дисциплинарного взыскания является правом именно работодателя. В нарушение данного требования закона в представлениях указывается на необходимость привлечения к дисциплинарной ответственности конкретных работников ОАО «ТМТП», при этом не мотивировано устанавливается вид дисциплинарного взыскания, а именно увольнение.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности органа государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Пункт 1 ст. 258 ГПК РФ устанавливает, что суд, признав заявление (жалобу) обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-255, 258 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Жалобу ОАО «Туапсинский морской торговый порт» удовлетворить.

 Признать представления №46/1/8-1101 от 11 мая 2011г. и №46/1/1-1138 от 16 мая 2011г. «О принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления» внесенные в ОАО «ТМТП» начальником службы по г. Туапсе Регионального управления ФСКН по Краснодарскому краю ФИО3 вынесенными незаконно.

 Обязать начальника службы по г. Туапсе Регионального управления ФСКН по Краснодарскому краю ФИО3 устранить в полном объеме допущенные нарушение прав и свобод ОАО «Туапсинский морской торговый порт».

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья:       С.Н.Еременко