ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-839/2015 от 20.01.2016 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-9/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи Пучкиной М.В.,

при секретаре судебного заседания Каледа Т.С.,

а также с участием помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Стародубова М.А.,

представителя ответчика ФИО1

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах Российской Федерации, защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Курга» о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Курга» о понуждении заключить договор аренды лесного участка, разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в Управлении лесами Правительства Хабаровского края, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства и законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Комсомольского района Хабаровского края, в ходе которой установлено, что на основании решения краевой комиссии по охотопользованию, ООО «Курга» предоставлены территории, акватории для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, площадью <данные изъяты> тыс. га сроком на <данные изъяты> лет в границах Комсомольского района Хабаровского края. На основании указанного решения, ООО «Курга» управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии . Кроме того, между департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края и ООО «Курга» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края. Территории и акватории, предоставленные ООО «Курга», расположены на землях лесного фонда и занимают земли <данные изъяты>. С учетом положений ст. 34 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», ст. 3 Закона Хабаровского края от 14.11.2007 № 157 «О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Хабаровского края», п. 5 ч. 1 ст. 25, ч.2 ст. 36, ст.88, ст.89 Лесного кодекса РФ, п. 3 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки», прокурор считает, что договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором исковые требования были уточнены, просит обязать ответчика заключить договор аренды лесного участка с Правительством Хабаровского края, разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в Управлении лесами Правительства Хабаровского края.

Определением суда по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края.

В судебном заседании помощник прокурора Стародубов М.А. на удовлетворении исковых требований настаивал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что факт использования ответчиком лесного участка подтверждается приложением к лицензии, в частности пунктами <данные изъяты>, сведениями об охоте и охотничьем хозяйстве за ДД.ММ.ГГГГ год, поданными ООО «Курга».

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что Общество осуществляет пользование ресурсами охотничьих животных на основании долгосрочной лицензии от ДД.ММ.ГГГГ и договора на право пользования ресурсами охотничьих животных, выданных в соответствии с требованиями Закона о животном мире., который с ДД.ММ.ГГГГ утратил свою силу, в связи с введением Закона об охоте. Законодательством гарантировано право не переоформлять сложившиеся отношения и продолжать пользоваться животным миром до окончания срока действия лицензии или переоформлять их в льготном порядке. Указанное нашло свое отражение и в постановлении Конституционного Суда РФ № 17-П от 25.06.2015 года. Обществом используются охотничьи ресурсы, земельный участок не используется. Несение расходов на подкормку не является доказательством использования лесного участка. Никаких объектов инфраструктуры у Общества на участке нет. Кроме того, земельный участок, в отношении которого требует прокурор заключить договор индивидуально не сформирован, на кадастровом учете не состоит, в связи с чем кому он принадлежи не понятно, и, как следствие, с каким органом власти должен быть заключен договор аренды, также не понятно. Кроме того, заключение требуемого договора не возможно без охотхозяйственного соглашения, получение которого не является обязательным при возникновении права пользования на основании долгосрочной лицензии. Просит отказать прокурору в удовлетворении иска, поскольку правовые основания для его удовлетворения полностью отсутствуют.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Правительства Хабаровского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву возражает против удовлетворения исковых требований, считая их основанными на неверном толковании норм права, поскольку из положений ст.ст. 33, 37, 38 Закона о животном мире, ст. ст. 25, 27, 53, 71 Закона об охоте, ст.ст. 36, 71, 74, постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 года № 17-П заключение договора аренды лесного участка с лицами, право пользования ресурсами охотничьих угодий у которых возникло до вступления в законную силу Закона об охоте на основании долгосрочной лицензии и договора обязательным не является. Кроме того, для заключения договора аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без проведения торгов, необходимо заключение охотхозяйственного соглашения, в котором лесные участки должны быть указаны. В настоящее время постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 года № 17-П действие ч.3 ст. 71 Закона об охоте о заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с лицами владеющими долгосрочными лицензиями, приостановлено. С учетом положений ст. ст. 421, 445 ГК РФ, а также того, что ни в Законе об охоте, ни в ЛК РФ не установлена императивная обязанность Общества по заключению с органом исполнительной власти субъекта РФ охотхозяйственного соглашения, следовательно, отсутствуют правовые основания для понуждения Общества к заключению требуемого прокурором договора. Также указанными нормами права для органа исполнительной власти субъекта РФ при условии отсутствия законодательно закрепленной обязанности заинтересованного лица по заключению охотхозяйственного соглашения и договора аренды лесного участка, не установлена обязанность по заключению ответствующего договора, соглашения с заинтересованными лицами в случае их не обращения по данному вопросу. Считает, что прокурором не представлено доказательств использования ответчиком лесного участка в границах охотничьих угодий. Помимо этого, прокурором не указаны условия договора аренды лесного участка, на которых он требует его заключить. Считает, что прокурором выбран ненадлежащий способ защиты гражданских прав. Указанный способ защиты может быть применен только при наличии у ответчика соответствующей обязанности, предусмотренной законом или договором, а также реальной возможности выполнения данной обязанности. Не может быть удовлетворено требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по разработке проекта освоения лесов и получения по негу положительного заключения государственной экспертизы в управлении лесами Правительства края, поскольку согласно ст.ст. 12, 88, 89 ЛК РФ пунктам 28-34 Приказа Рослесхоза от 29.12.2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» правовым основанием для выполнения обязанности по составлению проекта освоения лесов является использование лесов на основании заключенного договора аренды лесного участка. Также считает, что действия ответчика по использованию ресурсов охотничьих животных на территории края в отсутствии заключенного договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов не нарушают прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор. Указывает на то, что Правительство края не является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия по заключению договором аренды лесных участков без проведения торгов.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства природных ресурсов Хабаровского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва просит в удовлетворении требований прокурора Комсомольского района к ООО «Курга» о возложении обязанностей отказать, поскольку исковое заявление не содержит сведений о фактическом использовании ООО «Курга» лесных участков в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры для проведения биотехнических мероприятий, а также сведений о том, каким именно образом ответчик осуществлял подкормку охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды обитания. Исходя из ст. 25-27 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ, письма Минприроды России от 11.03.2011 года № 04-15-29/3458, ч.2 ст. 36, п.1 ч.3 ст. 74 ЛК РФ для заключения договора аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без проведения торгов необходимо заключение охотхозяйственного соглашения, в котором эти лесные участки должны быть указаны. В связи с принятием постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 года № 17-П действие ч.3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с лицами, владеющими долгосрочными лицензиями, приостановлено. В связи с чем, заключение договора аренды лесных участков Министерство на сегодняшний день произведено быть не может.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Хабаровсккрайохотуправление ДД.ММ.ГГГГ ООО «Курга» была выдана долгосрочная лицензия серии на пользование объектами животного мира - охота, для чего предоставлены территории, акватории площадью <данные изъяты> тыс. га, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приложениями к лицензии установлены перечень охотничьих животных, передаваемых в пользование, описание границ охотничьих угодий, предоставленных в пользование, условия пользования ресурсами охотничьих животных

Кроме того, между Департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края и ООО «Курга», в соответствии с положениями Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края в бассейнах рек <данные изъяты>

Согласно информации КГКУ «Комсомольское лесничество» Управления лесами Правительства Хабаровского края охотничьи угодья ООО «Курга» расположены на землях лесного фонда в <данные изъяты>. Действующего договора аренды лесных участков с ООО «Курга» с целью использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства нет.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.

До вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).

Статьей 37 Федерального закона «О животном мире», регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона «О животном мире»).

Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона «О животном мире» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.

Частями 1, 3 ст.71 Закона об охоте установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В силу ст. 25 Закона об охоте для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

В силу п.1 ч.3 ст. 74 Лесного кодекса РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ, лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Частью 2 статьи 27 Закона об охоте определено, что по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Согласно статье 53 Закона об охоте охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, для осуществления видов деятельности хозяйства. К охотничьей инфраструктуре также относятся лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Одним из видов биотехнических мероприятий, которые проводятся в охотничьих угодьях, является подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания, которые могут включать выкладку кормов, посадку и культивирование растений кормовых культур, создание искусственных водопоев, обеспечение доступа к кормам, создание сооружений для выкладки кормов, устройство кормовых полей (пункт 2 Видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов, прилагаемых к приказу Минприроды России от 24 декабря 2010 года № 560).

Таким образом, для заключения договора аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без проведения торгов, необходимо заключение охотхозяйственного соглашения, в котором эти лесные участки должны быть указаны.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2015 № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» (далее - Постановление 17-П) часть 3 статьи 71 Закона об охоте признал не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 34 (часть 1) в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов. Указав на неопределенность нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте, которой порождается возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения содержащихся в ней положений, Конституционный Суд Российской Федерации предписал законодателю принять меры по устранению неопределенности ее нормативного содержания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края у ООО «Курга» возникло до вступления в законную силу Закона об охоте на основании долгосрочной лицензии и договора на право пользования ресурсами охотничьих животных, то исходя из положений ч.1 ст. 71 Закона об охоте данное право сохраняется у Общества до истечения срока действия лицензии.

Кроме того, в подтверждение использования ответчиком лесных участков прокурор указывает на сведения, содержащиеся в отчете о проведении охотхозяйственных мероприятий за 2014 года, согласно которому ООО «Курга» произведены биотехнические мероприятия в виде подкормки охотничьих ресурсов и улучшения кормовых условий среды их обитания на сумму 10000 рублей. Вместе с тем, доказательств использования ответчиком лесных участков в целях размещения каких-либо объектов охотничьей инфраструктуры для проведения биотехнических мероприятий, а также способах и видах проводимой ответчиком подкормки в судебное заседание представлено не было, как и не представлено доказательств иного использования ответчиком лесного участка.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах Российской Федерации, защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Курга» о понуждении заключить договор аренды лесного участка удовлетворению не подлежат.

В удовлетворении требований прокурора к ООО «Курга» о понуждении разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы надлежит отказать, поскольку в отсутствие договора аренды лесного участка обязательства по подготовке проекта освоения лесов не возникают.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах Российской Федерации, защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Курга» о понуждении к заключению договора аренды лесного участка, разработке проекта освоения лесов и получения по нему положительного заключения государственной экспертизы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме - 25 января 2016 года.

Председательствующий М.В.Пучкина