Дело № 2-839/2021
УИД 03RS0037-01-2021-002149-38
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года село Красноусольский
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Уразметова И.Ф.,
при секретаре Зайнуллиной З.И.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж периодов работы и произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УПФ, в котором просит признать незаконным и отменить решение УПФ РФ в Гафурийском районе Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан пересчитать ФИО1 страховую пенсию по старости в связи с наличием 30-летнего сельского стажа с ДД.ММ.ГГГГ, включив в сельский стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в количестве 01 год 05 месяцев 00 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в количестве 00 лет 07 месяцев 25 дней) в ООО «Архангельск-2» в качестве управляющего ООО.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» он имеет право на установление повышенной фиксированной выплаты в связи с наличием 30 летнего стажа работы в сельской местности. В связи с чем, в ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика №/Д от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по причине отсутствия требуемого сельскохозяйственного стажа 30 лет (имеется 29 лет 07 месяцев 16 дней). Ответчиком в стаж, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты, не включены вышеуказанные периоды работы истца. Однако истец с данным решением не согласен, считает, что его должность полностью совпадает должности предусмотренного Списком № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основными видами деятельности ООО «Архангельск-2» является: смешанное сельское хозяйство (код деятельности 01.50). Указанный вид деятельности относятся к сельскому хозяйству.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 иск поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, от него поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором он в удовлетворении исковых требований возражал.
Руководствуясь ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Суд, выслушав истца, представителя истца, изучив материалы гражданского дела, считает, что иск ФИО1 подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок определения, перерасчёта размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий, регламентирован положениями главы 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (ч. 6 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
При выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается (ч. 15 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 16 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 ноября 2018 года №1440, которым утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Правила).
Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), а также на предложениях Минсельхоза России.
Понятия основного вида деятельности «сельское хозяйство» законодателем не предусмотрено, в ОКВЭД указывается, чем конкретно занималось предприятие; выращиванием сельскохозяйственной продукции, научной работой, переработкой сельхоз продукции и т.д.
Законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. В этой связи концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, фермах и т.п.
Список построен в виде таблицы, состоящих из двух граф. Первая графа состоит из раздела с указанием наименования работ и производств сельского хозяйства по трём основным направлениям, одно из направлений растениеводство подразумевает «производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции», неразрывный производственный процесс, начиная с выращивания.
Согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утверждённого постановлением Правительства РФ №1440 от 29 ноября 2018 года работа (деятельность) в сельском хозяйстве до 01 января 1992 года на территории Российской (бывшей РСФСР) засчитывается в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машинно-тракторная станция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельскохозяйственная артель и межколхозное предприятие). Любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от её наименования и производства, также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
При этом Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утверждённым постановлением Правительства РФ №1440 от 29 ноября 2018 года предусмотрены не все работы и производства, включаемые в понятие «сельское хозяйство», а только лишь три вида сельскохозяйственных работ: растениеводство, животноводство и рыбоводство.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности растениеводство - это выращивание определённых культур код группировки от 01.1 до 01.4 до животноводства, животноводство - это разведение различных животных код группировки от 01.4 до 01.5; код 01.5- смешанное сельское хозяйство - это растениеводство и животноводство; код 01.6 - деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции; код 01.63 - деятельность сельскохозяйственная после сбора урожая; код 01.64 - обработка семян для посадки. Последние относятся к вспомогательной деятельности в области растениеводства и не относятся к основному понятию «производство сельскохозяйственной продукции», характеризующие процесс производства продукции растениеводства и животноводства.
В связи с этим, первое, что подлежит уточнению при определении права на повышенную базовую часть пенсии это вид экономической деятельности хозяйства в целом, либо в его структурном подразделении. Если основной вид деятельности «выращивание», только после этого уточняется профессия, должность, либо специальность, соответствующая каждому из трёх направлений сельского хозяйства.
Судами установлено и из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Гафурийском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в перерасчете страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимого стажа работы в сельской местности 30 лет.
В оспариваемом решении указано, что ответчиком в сельский стаж, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты, не включен период работы в ООО «Архангельск 2» в качестве управляющего обзеством с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку должность управляющего ООО не предусмотрена Списком № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из записей в трудовой книжке ФИО1 следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят управляющим в ООО «Архангельск-2».
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности «ООО «Архангельск-2» является смешанное сельское хозяйство (код деятельности 01.50). Следовательно, основным видом деятельности данной организации является сельское хозяйство.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности растениеводство - это выращивание определённых культур код группировки от 01.1 до 01.4 до животноводства, животноводство - это разведение различных животных код группировки от 01.4 до 01.5; код 01.50 - смешанное сельское хозяйство - это растениеводство и животноводство; код 01.6 - деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции; код 01.63 - деятельность сельскохозяйственная после сбора урожая; код 01.64 - обработка семян для посадки.
Из содержания Списка следует, что право на установление повышенной выплаты имеют лица, работающие в растениеводстве в должности управляющего отделением растениеводческого направления (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Таким образом, указанные документы в совокупности с документами, представленными истцом подтверждают, что истец в спорный период занят в сельском хозяйстве.
При исчислении стажа работы истца в сельском хозяйстве осуществление ФИО1 трудовой деятельности в организации, основным видом деятельности которой являлось смешанное сельское хозяйство, в качестве управляющего, свидетельствует об исполнении истцом функциональных обязанностей в сельскохозяйственном предприятии, в связи с чем отказ пенсионного органа во включении в сельский стаж истца, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, указанного периода работы нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждено, что выполняемая истцом работа управляющего в «ООО «Архангельск-2» была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является смешанное сельское хозяйство.
Таким образом, работа истца в спорный период проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, что дает основание для включения указанного периода работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве, учитываемого при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С учетом включения спорного периода стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет более 30 календарных лет, он проживает в сельской местности, а потому в силу ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого стажа работы в сельском хозяйстве подлежит перерасчету с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск ФИО1 удовлетворить.
Решение УПФ РФ в Гафурийском районе Республики Башкортостан №/Д от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости ФИО1, признать незаконным и отменить.
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан пересчитать ФИО1 страховую пенсию по старости в связи с наличием 30-летнего сельского стажа с ДД.ММ.ГГГГ, включив в сельский стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в количестве 01 год 05 месяцев 00 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в количестве 00 лет 07 месяцев 25 дней) в ООО «Архангельск-2» в качестве управляющего ООО.
Ответчик вправе подать в Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.Ф. Уразметов
Резолютивная часть объявлена 21.10.2021 года.
Мотивировочная часть заочного решения принята в окончательной форме 25.10.2021 года.
Председательствующий И.Ф. Уразметов