Дело № 2-839/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2022 года пос. Ильинское-Хованское
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Кольчугиной С.В.,
с участием прокурора Ильинского района Ивановской области Копейкина А.В.,
при секретаре Потаповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ильинского района к администрации Щенниковского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области об исполнении требований законодательства в сфере порядка предоставления муниципальных услуг,
установил:
Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском к администрации Щенниковского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области об исполнении требований законодательства в сфере порядка предоставления муниципальных услуг, а именно просит обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме. Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Ильинского района проведена проверка соблюдения администрацией Щенниковского сельского поселения Ильинского муниципального района требований законодательства в сфере порядка предоставления муниципальных услуг, в результате которой выявлены нарушения положений Федерального закона от 27.07.2010 №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в ходе которой установлено следующее. План-график поэтапного перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме в муниципальном образовании не утвержден, в связи с чем, в адрес администрации Щенниковского сельского поселения Ильинского муниципального района внесено представление. Соответствующая обязанность не исполнена муниципалитетом до настоящего времени. Ответчиком не обеспечена возможность для заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, в целях получения муниципальных услуг (функций) представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций); не обеспечена возможность для заявителей осуществлять мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции в электронном виде; не обеспечена возможности получения результатов предоставления муниципальных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде. Указанные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав граждан, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.
В судебном заседании прокурор Копейкин А.В. исковые требования поддержал, просил обязать администрацию Щенниковского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Представитель ответчика – глава Щенниковского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области Поназеева А.П. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, с исковыми требованиями прокурора согласна.
Выслушав прокурора, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, определены национальные проекты (программы) по ряду направлений, направленных на реализацию совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, одной из которых определена цифровая трансформация.
Кроме того, Указом Президента утверждены целевые показатели в рамках национальной цели «Цифровая трансформация», в том числе:
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97 процентов;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в рамках которой предусмотрен перечень государственных и муниципальных услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими организациями.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, в соответствии с п. 2 указанного требования при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - официальные сайты) заявителю обеспечивается:
а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;
б) запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее многофункциональный центр) для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос);
в) формирование запроса;
г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
д) оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг);
е) получение результата предоставления услуги";
ж) получение сведений о ходе выполнения запроса;
з) осуществление оценки качества предоставления услуги;
и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
В соответствии с п. 1 ч. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Как установлено в ходе судебного заседания, прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Щенниковского сельского поселения Ильинского муниципального района требований законодательства в сфере порядка предоставления муниципальных услуг, в результате которой выявлены нарушения положений Федерального закона от 27.07.2010 №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг ».
План-график поэтапного перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме в муниципальном образовании не утвержден, в связи с чем, в адрес администрации Щенниковского сельского поселения Ильинского муниципального района внесено представление. Соответствующая обязанность не исполнена муниципалитетом до настоящего времени. Ответчиком не обеспечена возможность для заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, в целях получения муниципальных услуг (функций) представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций); не обеспечена возможность для заявителей осуществлять мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции в электронном виде; не обеспечена возможности получения результатов предоставления муниципальных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде.
Указанные обстоятельства препятствуют реализации прав граждан, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.
При данных обстоятельствах, суд считает, что ответчиком нарушаются требования законодательства в сфере порядка предоставления муниципальных услуг, в связи с чем, исковые требования прокурора Ильинского района подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ильинского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать администрацию Щенниковского сельского поселения Ильинского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2022 года.
Председательствующий: С.В. Кольчугина