ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-83/17 от 27.04.2017 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киренск ДД.ММ.ГГГГ

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области, и.о. судьи Киренского районного суда Иркутской области Кулакова К.Г., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием прокурора Назарова К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-83/17 по исковому заявлению прокурора Киренского района в интересах ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Киренскому району» о признании незаконными действий и взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру района обратилась ФИО1, приемный родитель несовершеннолетних Б2**, Б1**, с заявлением о незаконном отказе ответчика оплатить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Киренск-Магистральный, Киренга-Омск, Омск-Киренга, Магистральный-Киренск в сумме сумма. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ по Киренскому району по результатам рассмотрения представленных ФИО1 документов принято решение об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку она является работающим пенсионером, так как исполняла обязанности приемного родителя несовершеннолетних детей. Ответчиком отказано в компенсации с указанием на то, что ФИО1 не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений. Ответчиком как ее работодателем допущено нарушение трудовых прав работника, выразившееся в отказе в компенсации, в связи с чем, такие действия ответчика являются незаконными и с ответчика подлежит взысканию компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В судебном заседании прокурор Назаров К.Г. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

ФИО1, представители ответчика, третьих лиц (Министерство финансов Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области) в судебное заседание не явились, стороны, третьи лица о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Ответчиком и третьими лицами представлены возражения на иск, в которых они просили в удовлетворении требований отказать. Ответчик указывает на то, что пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, заключившего договор о приеме в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нельзя признать работающим пенсионером, приемный родитель не является работающим лицом. Министерство финансов Иркутской области указывает, что вывод истца о том, что приемный родитель является работающим пенсионером, противоречит действующему законодательству. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области также указывает, что пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, заключившего договор о приеме в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нельзя признать работающим пенсионером.

Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением УПФР в Киренском районе от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Киренск-Магистральный, Киренга-Омск, Омск-Киренга, Магистральный-Киренск, с указанием на то, что такая компенсация производится неработающим пенсионерам, по сведениям персонифицированного учета ФИО1 является работающим пенсионером, то есть на момент поездки пенсионер находился в трудовых отношениях.

В ответе ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Киренскому району» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указано, что она не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений, либо заключившим гражданско-правовой договор, основной целью которого являлось бы получение ею дохода от осуществления какой-либо деятельности, и не имеет возможности получить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за счет работодателя, стоимость проезда должна быть компенсирована за счет средств пенсионного фонда.

ФИО1 является пенсионером по старости, с последнего места работы согласно трудовой книжке уволена в 2001 году. Проживает в <...>. В августе 2016 года выезжала на отдых в г. Омск.

Согласно договору о передаче Б1** на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ, договору о передаче Б2** на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Киренскому району, ФИО1 является приемным родителем. Срок действия договоров по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983 года, Киренский район Иркутской области отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п.п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 СК РФ).

Семейный кодекс РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. Вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.

Согласно ст. 4 Закона Иркутской области от 07.12.2009 N 92/58-оз "Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области" вознаграждение приемным родителям выплачивается ежемесячно одному из приемных родителей в размере 3125 рублей в месяц на каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка.

Размер вознаграждения приемным родителям увеличивается на 25 процентов за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья либо ребенка-инвалида.

Размер вознаграждения приемным родителям определяется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных федеральным и областным законодательством.

Таким образом, получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.

В ст. 217 НК РФ приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Поскольку ФИО1 приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу.

Таким образом, действия ответчика по отказу ФИО1 в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно являются незаконными и ФИО1 имеет право на такую компенсацию от ответчика.

Сумма взыскиваемой компенсации 12 091 руб. 30 коп. рассчитана на основании информации АО «ФПК» о стоимости проезда пассажира в плацкартном вагоне скорого поезда по маршруту Киренга-Омск и обратно, пассажирских билетов ИП А** Киренск-Магистральный от ДД.ММ.ГГГГ, Магистральный-Киренск от ДД.ММ.ГГГГ, с чеками, электронных проездных документов ОАО «РЖД» Киренга-Омск от ДД.ММ.ГГГГ, Омск-Киренга от ДД.ММ.ГГГГ, расчет проверен и принят судом.

С учетом изложенного доводы ответчиков, третьих лиц, судом не приняты, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Рассматриваемый спор не оплачен государственной пошлиной, поскольку истец освобожден от ее оплаты в силу ст. 333.36 НК РФ.

Исходя из положений п. 1 ст. 333.19 НК РФ, суммы удовлетворенных исковых требований, с ответчика подлежит взысканию в бюджет Киренского муниципального района государственная пошлина в размере 483 руб. 65 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать действия областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Киренскому району» по отказу ФИО1 в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Киренск-Магистральный, Киренга-Омск, Омск-Киренга, Магистральный-Киренск незаконными.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Киренскому району» в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме сумма

Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Киренскому району» в бюджет Киренского муниципального района государственную пошлину в размере сумма

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

**.