Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Халкиной Е.Н.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя ответчика – Министерства экономического развития Калужской области по доверенности ФИО3,
при секретаре Петровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юхнове 25 июля 2018 года
гражданское дело по иску ФИО1 к БСУ «Фонд имущества Калужской области» и Министерству экономического развития Калужской области о признании недействительными торгов в форме аукциона по форме подачи предложений о цене предмета торгов,
У С Т А Н О В И Л :
29.05.2018 года ФИО1 обратился в суд с иском к Бюджетному специализированному учреждению «Фонд имущества Калужской области» и Министерству экономического развития Калужской области о признании недействительными торгов в форме аукциона по форме подачи предложений о цене предмета торгов. Требования мотивированы тем, что 05.05.2017 года на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов /…/ было размещено извещение о проведении 05.06.2017 года торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков, принадлежащих истцу, из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, изъятых по решению суду у истца в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ. Предметом аукциона являлись 63 лота в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: /…/.
В соответствии с протоколом № /…/ об итогах аукциона от 05 июня 2017 года по лотам №№ 49,50,51,4,8,9,12,13,14 участником аукциона по факту явки признан ФИО4, остальные участники, подавшие заявки на эти лоты, в день проведения аукциона не явились.
Истец ФИО1 считает, что торги не могут быть признаны действительными, поскольку существенно нарушены условия формирования стоимости реализации имущества. В соответствии с решением суда от 10 августа 2016 года указанные земельные участки изъяты с указанием продажи с публичных торгов, однако, судом не определена первоначальная стоимость указанных земельных участков, по какой эти участки могут быть выставлены на торгах. На момент вынесения решения действовала единственная установленная цена на изъятые объекты – это кадастровая стоимость. Решение Дзержинского районного суда Калужской области от 28.11.2016 года не дает оснований полагать, что стоимость земельных участков, указанных в договоре, является согласованной с Продавцом и соответствует критериям делового оборота в гражданских правоотношениях и гражданского законодательства РФ. Считает, что начальная цена, предложенная на земельные участки, необоснованно занижена, она существенно ниже кадастровой стоимости данных земельных участков. Разница в начальной цене по лотам № 4, 8, 9, 12, 13, 14, 49, 50, 51 составила 715184 рубля 77 копеек. Считает, что торги, как организованные с нарушением правил их подготовки, установленных ст.ст. 447,448 ГК РФ, подлежат признанию недействительными в соответствии со ст. 449 ГК РФ. ФИО1 просит суд признать недействительными результаты публичных торгов в форме открытого аукциона, состоявшегося 05.06.2017 года по продаже земельных участков следующих лотов: /…/.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело его отсутствие. Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду дополнительно пояснила, что при проведении торгов была существенно занижена цена земельных участков, что влияет на права собственника. Ранее решением суда не было определено по какой стоимости земельных участков необходимо проводить торги. На сайте службы судебных приставов не было сведений о возбужденном исполнительном производстве. Отчеты о рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых проводились торги, истец получил только в августе 2017 года. Министерство экономического развития само приняло решение об оценке земельных участков. ФИО1 до сих пор числится собственником земельных участков, платит налоги.
Представитель ответчика – Министерства экономического развития Калужской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, просила отказать в их удовлетворении, Суду пояснила, что в решении Дзержинского районного суда Калужской области от 10.08.2016 года не был определен порядок определения стоимости земельных участков, поскольку иск был подан до внесения изменений в законодательство. Процедура изъятия земельных участков закреплена в Земельном кодексе, Гражданском кодексе и Федеральном законе от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 39.11 Земельного кодекса РФ начальная цена предмета аукциона по продаже земельного участка может быть как рыночная стоимость, так и кадастровая. Так как рыночная стоимость продажи земельных участков более реальна при проведении торгов, то было принято решение проводить торги по рыночной стоимости. Считает, что истцом не представлено доказательств, в чем именно была нарушена процедура проведения торгов.
Представитель ответчика – Бюджетное специализированное учреждение «Фонд имущества Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного представителя. В направленном отзыве на исковое заявление истца указано, что иск не содержит ссылки на нормы действующего законодательства, которыми были нарушены Фондом имущества при исполнении поручения.
Третье лицо – ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает установленным следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.21002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 10.08.2016 по делу №/…/ исковые требования Министерства экономического развития Калужской области к ФИО1 об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и продаже их с публичных торгов удовлетворены частично и постановлено изъять земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: /…/, расположенные по адресу: /…/, принадлежащие ФИО1 и продать их с публичных торгов. В удовлетворении остальной части исковых требований истцу было отказано.
Определением Калужского областного суда от 20.11.2016 решение Дзержинского суда Калужской области от 10.08.2016 по делу № /…/ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 6 Закона об обороте земель в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона об обороте земель, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Законом об обороте земель.
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Закона об обороте земель начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия Решения о проведении публичных торгов.
При этом, в силу вышеуказанной нормы Закона об обороте земель способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
Вышеуказанная норма Закона об обороте земель введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением, законодательства Российской Федерации» (далее - Закон № 354-ФЗ), вступившим в законную силу 04.07.2016 года за исключением отдельных положений.
Исковое заявление Министерства экономического развития Калужской области об изъятии у ФИО1 вышеуказанных земельных участков и продаже их с публичных торгов от 31.03.2016 года было подано в Дзержинский районный суд Калужской области ранее даты вступления в законную силу Закона № 354-ФЗ, а именно 01.04.2016 года, указания на способ определения начальной цены изымаемых земельных участков на публичных торгах как на одно из требований в просительной части искового заявления истца не содержалось, в судебном заседании требования не уточнялись.
С учетом положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения Дзержинского суда Калужской области от 10.08.2016 года по делу № /…/ способ определения начальной цены изымаемых земельных участков на публичных торгах указан не был.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона об обороте земель принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте земель. Аналогичная норма содержалась в статье 6 Закона об обороте земель до вступления в законную силу Закона № 354-ФЗ.
Порядок определения начальной цены предмета аукциона по продаже земельного участка установлен пунктом 12 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из вышеуказанной нормы земельного законодательства начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
Согласно статье 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
С учетом вышеизложенного, 21.03.2017 между Министерством экономического развития Калужской области и ИП В. (далее ИП В.) был заключен Государственный контракт №/…/ на оказание услуг по оценке рыночной стоимости имущества вышеуказанных земельных участков.
По результатам исполнения Государственного контракта ИП В. были подготовлены отчеты об оценке рыночной стоимости 63 земельных участков изъятых на основании решения Дзержинского районного суда Калужской области от 10.08.2016 года по делу № /…/.
Истцом в материалы дела представлена кадастровая стоимость изъятых земельных участков, определенная 01.01.2016 года, т.е. результаты государственной кадастровой оценки утверждены ранее, чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
Порядок организации и проведения аукциона по продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения, изъятого у его собственника по основаниям не использования для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, определен статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона об обороте земель.
В целях реализации возложенных на Министерство экономического развития Калужской области задач и функций между Министерством и Фондом имущества Калужской области заключен Договор безвозмездного оказания услуг по организации и проведению торгов от 16.05.2017 года.
По итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе от 01.06.2017 года по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, изъятых по решению Дзержинского районного суда Калужской области от 10.08.2016 года в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации, расположенных по адресу: /…/ (лоты №№ 1-63) было постановлено: Аукцион по лотам №№ 1-3, 5-7, 10, 11, 15-42, 52-63 признать несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе по конкретному лоту не подано ни одной заявки; Аукцион по лотам №№ 4, 8, 9, 12, 13, 14 признать несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявки на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе. Заявитель, подавший единственную заявку на участие в аукционе - ФИО4.
По итогам проведения 05.06.2017 года аукциона по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, изъятых по решению Дзержинского районного суда Калужской области от 10.08.2016 года в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации, расположенных по адресу: /…/ (лоты №№ 1-63) было постановлено: Аукцион по лотам № 43-48 признать несостоявшимся в связи с тем, что при проведении аукциона не присутствовал ни один участник аукциона; Аукцион по лотам № 49-51 признать несостоявшимся в связи с тем, что в аукционе участвовал только один участник. Единственный принявший участие в аукционе его участник - ФИО4.
Основания и последствия признания торгов недействительными регламентированы статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу вышеуказанной нормы гражданского законодательства торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность признания торгов недействительными, только в случае нарушения порядка их проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, суд считает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении норм действующего законодательства, регламентирующих порядок проведения торгов.
Доводы истца со ссылкой на положение абзаца 6 пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации основаны на неверном толковании указанной нормы гражданского законодательства, поскольку указанные доводы не касаются порядка проведения торгов.
Как было указано выше, способ определения начальной цены предмета аукциона по продаже земельного участка установлен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, которая, в свою очередь, регламентирует порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, начальная цена земельного участка определяется на стадии подготовки к проведению аукциона, а не в процессе его проведения. Кроме того, в соответствии со статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Истец не согласен с установленной начальной ценой земельных участков, однако доводов о том какие нормы права и стандарты оценки нарушены при определении рыночной стоимости земельных участков в материалы дела не представлены.
Доказательств, что ответчиками были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, истцом не представлено, судом не добыто.
Доводы представителя истца о том, что при исполнении решения суда от 10.08.2016 года не было возбуждено исполнительное производство не могут служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона об обороте земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении изъятого земельного участка проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Законом об обороте земель. Действующее законодательство не содержит обязательных требований о возбуждении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Бюджетному специализированному учреждению «Фонд имущества Калужской области» и Министерству экономического развития Калужской области о признании недействительными торгов в форме аукциона по форме подачи предложений о цене предмета торгов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Дзержинский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в городе Юхнове Юхновского района Калужской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Н. Халкина
СОГЛАСОВАНО Е.Н. ХАЛКИНА