ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-83/2013 от 23.08.2013 Одинцовского гарнизонного военного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Одинцово

23 августа 2013 г.

Одинцовский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего по делу Власенко А.Г., при секретаре Фадеевой О.Н, с участием заявителя ФИО1, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № старшего лейтенанта ФИО1 об оспаривании действий начальника отдела № (г. Кубинка) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее отдел № (г. Кубинка) ФГКУ "Западрегионжилье"), связанных с исключением заявителя из списка на предоставление служебных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с заявлением, в котором, уточнив требования, просил суд признать незаконным решение начальника отдела № (г. Кубинка) ФГКУ "Западрегионжилье" № 149 от 17 мая 2013 г. об исключении его из списка на предоставление служебных жилых помещений, обязать данное должностное лицо отменить указанное решение и восстановить его в списке на предоставление служебных жилых помещений.

В судебном заседании ФИО1 настаивал на удовлетворении уточненных требований, в обоснование которых пояснил, что с июня 2008 года по настоящее время проходит военную службу в войсковой части №, дислоцирующейся в г. Чехове -7 (п. Чернецкое-1) Московской области. С 27 октября 2011 г. проживает в общежитии в комнате <адрес>. В настоящий момент зарегистрирован по указанному адресу. С ДД.ММ.ГГГГ состоял в списках на предоставление служебных жилых помещений. В августе 2012 года приобрел в собственность квартиру в г. Серпухове Московской области по программе военного ипотечного кредитования. В сентябре 2012 года получил из отдела № (г. Кубинка) ФГКУ "Западрегионжилье" сообщение о распределении ему однокомнатной служебной квартиры по адресу: <адрес> Своевременно предоставил в отдел № необходимые документы для оформления договора найма служебного жилого помещения. Однако в декабре 2012 года получил информационное письмо, из которого ему стало известно, что данное служебное жилое помещение ему предоставлено не будет, поскольку он обеспечен жилым помещением в ближайшем населенном пункте Московской области по программе военного ипотечного кредитования. 17 мая 2013 г. из уведомления № 149 начальника того же отдела № он узнал, что исключен из списка на предоставление служебных жилых помещений, поскольку обеспечен жилым помещением в г. Серпухове по вышеуказанной программе. Полагает, что решение об исключении из данного списка нарушает его право на служебное жилое помещение в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министром обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Также ФИО1 пояснил, что г. Серпухов не является близлежащим населенным пунктом от места прохождения им военной службы, поскольку расстояние от г. Серпухова до места дислокации воинской части составляет около 50 км. Прямое транспортное сообщение между городами Серпуховом и Чеховом-7 отсутствует, время следования к месту службы на общественном транспорте занимает более двух с половиной часов, а на личном автотранспорте с учетом пробок - около двух часов.

Начальник отдела № (<адрес>) ФГКУ "Западрегионжилье" своих возражений в суд не представил.

Руководитель Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" (далее ФКУ "УФО МО РФ"), привлеченный для разрешения вопроса о судебных расходах, возражений в суд не представил.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Из копии послужного списка, копии выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, справки из войсковой части № от 20 августа 2013 г. № 721 видно, что ФИО1, окончившему в июне 2008 г. Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск, присвоено воинское звание "лейтенант", и с июня 2008 года по настоящее время он проходит военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцирующейся в <адрес>.

Из копии паспорта на имя ФИО1, выписки из домовой книги следует, что заявитель с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в общежитии в комнате № по адресу: <адрес>-7, <адрес>.

Из копии договора от 27 октября 2011 г. № 75/К найма жилого помещения в общежитии следует, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения – одной комнаты в общежитии общей площадью 18,2 кв.метров по адресу: <адрес>. Указанный договор заключен до 22 июня 2013 г.

ФИО1 в судебном заседании пояснил, что новый договор найма жилого помещения им заключен не был, при этом подтвердил факт проживания в общежитии в комнате № по указанному выше адресу.

Также из пояснений ФИО1, копии уведомления о включении военнослужащего в реестр, копии свидетельства о праве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа 12 06 № 00052177 от 1 июня 2012 г. и копии свидетельства о государственной регистрации права от 23 августа 2012 г. 50-АГ № 438204 следует, что ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от 13 августа 2012 г. приобрел по программе накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в собственность квартиру общей площадью 58,2 кв.м по адресу: <адрес>

Как следует из информационного письма начальника отдела № 1 (г. Кубинка) ФГКУ "Западрегионжилье" от 28 декабря 2012 г. № 1396, ФИО1 отказано в предоставлении служебного жилого помещения по адресу: <адрес> в связи с приобретением им жилого помещения по программе военного ипотечного кредитования в ближайшем населенном пункте и в пределах одного субъекта Российской Федерации - Московской области, а также обеспеченностью ФИО1 одной комнатой № в общежитии общей площадью 18,2 кв.м. по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению начальника отдела № (г. Кубинка) ФГКУ "Западрегионжилье" от 17 мая 2013 г. № 149 ФИО1 исключен из списка на предоставление служебных жилых помещений в связи с обеспечением жилым помещением по программе военного ипотечного кредитования.

По запросу суда ВрИО командира войсковой части № полковником Е.Ю. представлено сообщение от 20 августа 2013 г. № 1492, из которого следует, что расстояние от п. Чернецкое-1 Чеховского района Московской области до автостанции г. Чехова составляет 28 км, проезд осуществляется общественным транспортом (автобусом № 34), который ходит с периодичностью 1 час 30 минут, время в пути 50 минут. Расстояние от автостанции г. Чехова до автостанции г. Серпухова составляет 30 км, прямое сообщение общественного транспорта между указанными городами отсутствует. Автобусы и электропоезда следуют по маршруту г. Москва - г. Серпухов. Автобусного сообщения между п. Чернецкое-1 и г. Серпуховом не имеется.

Также в сообщении указано, что войсковая часть № является частью постоянной боевой готовности. Согласно регламенту служебного времени военнослужащие прибывают на службу к 8 часам 30 минутам. В случае объявления тревоги военнослужащий должен прибыть в воинскую часть в течение 1 часа в любое время суток. Доставка военнослужащих к месту службы служебным транспортом не осуществляется. Военнослужащие войсковой части № обеспечиваются служебными жилыми помещениями только по месту дислокации воинской части в г. Чехове -7.

Как следует из данных Яндекс.Карты, размещенных в сети Интернет, протяженность маршрута от ш. Московское, д. 53 г. Серпухова до г. Чехова - 7 составляет 47 км, прямое сообщение общественного транспорта между указанными городами отсутствует, время в пути на общественном транспорте составляет от 2 часов 58 минут до 3 часов 6 минут, на машине - 1 час 3 минуты, с учетом пробок - 1 час 13 минут.

Рассмотрев дело по существу, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ), Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также включает в себя другие законодательные и иные нормативные правовые акты.

По смыслу статьи 93 и части 1 статьи 100 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для временного проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений.

Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Следовательно, единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право на их получение, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.

Между тем, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

Согласно пунктам 3, 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее Инструкция), служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений. В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Кроме того, согласно части 15 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, законодательством четко определено, что до обеспечения военнослужащего служебным жилым помещением по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ему предоставляется служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, либо общежитие. То есть военнослужащие, обеспеченные жилым помещением в общежитии, как временно предоставленном, не утрачивают основания состоять в списках на предоставление служебных жилых помещений, поскольку имеют право на получение служебных жилых помещений по установленным нормам.

Также суд учитывает, что нормативно-правовое регулирование института приобретения военнослужащими жилых помещений в собственность по накопительно-ипотечной системе не ограничивает их права на приобретение жилого помещения в населенном пункте отличном от места службы.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 назначен на воинскую должность после окончания Московского военного института радиоэлектроники Космических войск и получения в связи с этим офицерского звания в 2008 году, поэтому на весь период службы он должен быть обеспечен служебным жилым помещением.

Находясь в списке на предоставление служебных жилых помещений, ФИО1 служебное жилое помещение не получил. С октября 2011 года проживает в общежитии по адресу: <адрес>.

В августе 2012 года ФИО1, являясь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, приобрел в собственность квартиру в г. Серпухове Московской области.

Также установлено, что жилое помещение, приобретенное заявителем в г. Серпухове, находится на удалении 47 километров от войсковой части №. Между городами Серпуховом и Чеховом-7 отсутствует прямое автотранспортное сообщение, время в пути на общественном транспорте составляет от 2 часов 58 минут до 3 часов 6 минут, а на автомобиле около 2-х часов. Таким образом, суд приходит к выводу, что г. Серпухов с учётом сложности транспортного сообщения между городами не может быть признан близлежащим населенным пунктом от места прохождения заявителем военной службы.

На основании вышеизложенного суд считает, что решение начальника отдела № (г. Кубинка) ФГКУ "Западрегионжилье" об исключении ФИО1 из списка на предоставление служебных жилых помещений ввиду получения им жилого помещения в собственность по программе военного ипотечного кредитования является незаконным, поскольку по месту прохождения военной службы в г. Чехове-7 заявитель служебным жилым помещением не обеспечен, а наличие у него в собственности жилого помещения в г. Серпухове, приобретенного в рамках участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения, не исключает возможности предоставления заявителю служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы. Поэтому суд полагает необходимым требования заявителя удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы стороне, в пользу которой состоялось решение суда. Поэтому с ФКУ "УФО МО РФ" в пользу заявителя надлежит взыскать судебные расходы по делу в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление военнослужащего войсковой части № старшего лейтенанта ФИО1 об оспаривании действий начальника отдела № (г. Кубинка) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением заявителя из списка на предоставление служебных жилых помещений, - удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника отдела № (г. Кубинка) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" № 149 от 17 мая 2013 г. об исключении ФИО1 из списка на предоставление служебных жилых помещений

Обязать начальника отдела № (г. Кубинка) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" отменить решение № 149 от 17 мая 2013 г. об исключении ФИО1 из списка на предоставление служебных жилых помещений.

Обязать начальника отдела № (г. Кубинка) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" восстановить ФИО1 в списке на предоставление служебных жилых помещений.

Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу ФИО1 ФИО11 судебные расходы по делу – стоимость оплаты заявителем государственной пошлины, в размере 200 (двести) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Одинцовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Судья

А.Г. Власенко