ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-83/2016 от 11.03.2016 Острогожского районного суда (Воронежская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 11 марта 2016 года

Острогожский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Савченко Т.Н.,

при секретаре ФИО4,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании отказа досрочном назначении пенсии по старости незаконным и необоснованным, зачете специального трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании отказа досрочном назначении пенсии по старости незаконным и необоснованным, зачете специального трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании судебных расходов, из содержания которого усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, работающему на должностях в государственной противопожарной системы МЧС. Решением начальника Управления ему было отказано в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа – 25 лет. В направленном ему сообщении от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик – ГУ УПФ РФ по <адрес> разъяснил причины отказа, указав, что продолжительность его стажа 22 года 4 месяца 26 дней, исключив из стажа период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как пожарный ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат”, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – как старший пожарный ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат”. Истец считает, что данное решение ущемляет его пенсионные права и просит признать незаконными и необоснованными отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, а также решение от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного. Признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.18 п.1 ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> зачесть ему в специальный стаж период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить ему досрочную трудовую пенсию, с момента подачи заявления о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении. При этом уточнил исковые требования и просит признать незаконными и необоснованными отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, а также решение от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного, старшего пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат”; признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.18 ч.1 ст.30 ФЗ “О страховых пенсиях” №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> зачесть ему в специальный стаж период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного, старшего пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат” с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить ему досрочную трудовую пенсию, с момента подачи заявления о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – ГУ – УПФ РФ по <адрес>ФИО5 требования истца не признал, возражает против удовлетворения иска, пояснив, что ФИО2 обоснованно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, не имеющему 25-летнего стажа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, а требования истца являются незаконными и не основываются на нормах действующего законодательства РФ о государственном пенсионном обеспечении в РФ.

Выслушав объяснения истца ФИО2, представителя ответчика ГУ - УПФ РФ по <адрес>ФИО5, исследовав материалы дела в совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подп."о" п.1 ст.12 Закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в РФ", действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД РФ (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД РФ, утвержденным Министром внутренних дел РФ.

Аналогичные положения содержались в подп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ", который предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст.7 Закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

ФЗ №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, утративший силу ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст.7 Закона)

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 Закона, в котором поименован пожарный.

В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ “О страховых пенсиях” №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.18 ч.1 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ “О страховых пенсиях” №400-ФЗ, вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч.3 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ “О страховых пенсиях” №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно пп.б п.43 Положения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 493 "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов МВД СССР и их семей" в выслугу лет, дающую право на пенсию в соответствии с настоящим Положением, лицам начальствующего и рядового состава засчитываются: б) служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране и других органах и учреждениях МВД СССР на должностях генералов, офицеров, начальствующего, сержантского и рядового состава.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется специальным Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно ст.18 Закона от ДД.ММ.ГГГГ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" ст.13 настоящего Закона засчитываются: военная служба; служба в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД РФ; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Советом Министров РФ.

Во исполнение данной нормы закона Правительством РФ принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы МВД РФ (пожарной охране МВД РФ, противопожарных и аварийно-спасательных службах МВД РФ), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД РФ.

В силу п. п. 1 - 2 и подп. "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

Согласно Закона от ДД.ММ.ГГГГ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”. Статья 1. Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона:

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на следующую категорию лиц: лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

Согласно ст.2 указанного Закона назначение пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семьям на основаниях, установленных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР":

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

На условиях и по нормам, установленным Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", могут назначаться пенсии проживающим в РФ лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.

В соответствии со статьями 4 и 5 ФЗ № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

Согласно ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ “О пожарной безопасности” работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы МВД РФ. Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении перечня оперативных должностей работников государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, Противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД) утвержден Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД РФ (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно - спасательных служб МВД), которым пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы на указанных должностях не менее 25 лет (приложение), согласно которого в перечень вошли следующие должности: п.37. Старший пожарный, пожарный.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности” в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, руководствуясь ст.80 Конституции РФ, постановлено: 1. Преобразовать до ДД.ММ.ГГГГ Государственную противопожарную службу МВД РФ в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

2. Установить, что: Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД РФ;

лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы МВД РФ считаются с ДД.ММ.ГГГГ соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения;

до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ", ФЗ "О пожарной безопасности", Законом РФ "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством РФ, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.

Льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством РФ, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения, порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентировался Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ", ФЗ "О пожарной безопасности", Законом РФ "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, при этом лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы МВД РФ считались с ДД.ММ.ГГГГ соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения, при этом Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась правопреемником Государственной противопожарной службы МВД РФ, то есть фактически должностные обязанности (должностные инструкции) работников не изменялись, при этом лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы МВД РФ считались проходящими службу (работающими), то есть под прохождение службы и работой подразумевалось исполнение одних и тех же должностных обязанностей.

При этом, как указано в п. 1 разъяснений Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N70 при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от ДД.ММ.ГГГГ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную КС РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения гражданами права, сохраняются за указанными лицами.

Как видно из ранее действовавшего Перечня оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N537, в нем поименован пожарный и старший пожарный (п.37), т.е. должность, которую занимал истец в оспариваемый период.

ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Согласно трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 проходил службу в Вооруженных силах. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел УВД Воронежского Облисполкома. С ДД.ММ.ГГГГ принят на должность пожарного в 17-й пожарно-спасательный отряд. ДД.ММ.ГГГГ 17-й пожарно-спасательный отряд реорганизован в Пожарную часть по охране <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность пожарного в ПЧ-47. ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность командира отделения. ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника караула. ДД.ММ.ГГГГ пожарная часть по охране <адрес> реорганизована в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность командира отделения. ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переводом, с его согласия, в областное государственное учреждение “Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территорий пожарной безопасности и спасения людей на водах <адрес>” по п.5 ст.77 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ принят переводом в пожарную часть ГПС по охране <адрес> на должность командира отделения. ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес> с согласия работника, п.5 ст.77 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ принят в порядке перевода в отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес> командиром отделения ПЧ-47 по охране <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ отряд ГПС МЧС России по <адрес> переименован в Государственное учреждение 1 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ГУ 1 отряд ФПС по <адрес> переименован в федеральное государственное казенное учреждение отряд федеральной противопожарной службы по <адрес> (л.д.10-16).

Согласно архивной справке -Я-5 от ДД.ММ.ГГГГФИО2 действительно проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ – пожарным ВПЧ-26 УПО УВД Воронежской облисполкома по охране завода “Агрегат”, с ДД.ММ.ГГГГ – старший пожарный ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома, ДД.ММ.ГГГГ – уволен в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел по ст.58 “Е” (по сокращению штатов) (л.д.17-18), что также подтверждается соответствующими приказами (л.д.37, 38-40, 41-42).

По запросу суда из ГУ МВД России по <адрес> направлялся запрос об истребовании должностных инструкций (должностных обязанностей) пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат”, старшего пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат”, на что был получен ответ о том, что в подразделение специальных фондов ИЦ ГУ МВД России по <адрес> указанные документы, а также устав УПО УВД Воронежского облисполкома, действовавшие в период с 1986 года по 1994 год на архивное хранение не поступали.

Однако отсутствие вышеуказанных документов ввиду ненадлежащего ведения документации работодателем, как обстоятельство не зависящее от истца, не лишает истца права на досрочное назначение трудовой пенсии, на пенсионное обеспечение.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Решением ГУ - УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу за работу на должностях в государственной противопожарной службе системы МЧС, по п.п.18 п.1 ст.30 ФЗ “О страховых пенсиях” №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия требуемого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет.

При этом в специальный стаж истца не зачтен период работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного, старшего пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат”.

Формулировка, содержащаяся в законе о том, что в специальный стаж засчитывается работа в противопожарной службе органов внутренних дел, а не служба в противопожарной службе органов внутренних дел, также не может повлиять на пенсионное обеспечение лица, так как фактически истцом исполнялись обязанности пожарного и старшего пожарного, ему присваивалось специальное воинское звание, и истец не относился к гражданскому персоналу, учитывая положения ч.3 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ “О страховых пенсиях” №400-ФЗ и то обстоятельство, что спорный период относится к тому времени, когда работа (служба) в противопожарной службе органов внутренних дел МВД России включалась в специальный стаж, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения спорного периода трудовой деятельности ФИО2 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и удовлетворения требований истца о досрочном назначении пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению.

На момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости его специальный стаж без учета спорного периода составил 22 года 04 месяца 26 дней.

ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ» О внесении изменений в законодательные акты РФ …» в вышеуказанный Федеральный закон «о пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законами субъектов РФ.

В силу пп. 18 п. 1 ст. 30 Закона правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по пп. 18 п. 1 ст. 27 Закона не обладают.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении КС РФ N 552-О-О от ДД.ММ.ГГГГ по запросу Шарьинского городского суда <адрес> о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ", а также Верховным Судом РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-КГ14-1 и Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Никто из сторон не оспаривает того факта, что с учетом вышеуказанных периодов службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного, старшего пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат”, засчитать ему в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, то он будет равен свыше 25 требуемых законом лет, специальный стаж будет составлять 29 лет 00 месяцев 12 дней.

Из пояснений истца ФИО2 следует, что он обратился в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении пенсии по старости – ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство в суде подтвердил и представитель ответчика.

Ст.19 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, и не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно ч.1 ст.22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ “О страховых пенсиях” страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

ФИО2 в установленном законом порядке, обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано, в связи с этим, необходимо обязать ответчика назначить истцу пенсию со дня обращения его с заявлением в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании отказа досрочном назначении пенсии по старости незаконным и необоснованным, зачете специального трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании судебных расходов – удовлетворить.

Признать незаконными и необоснованными отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, а также решение от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного, старшего пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат”.

Признать право ФИО2 на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.18 ч.1 ст.30 ФЗ “О страховых пенсиях” №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> зачесть ФИО2 в специальный стаж период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного, старшего пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода “Агрегат” с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию, с момента подачи заявления о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Воронежский облсуд через райсуд.

Председательствующий судья: Т.Н. САВЧЕНКО

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ