ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-83/2022 от 24.03.2022 Кваркенского районного суда (Оренбургская область)

Дело №2-83/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кваркено 24 марта 2022 года

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.

при секретаре Лысиковой И.А.,

с участием прокурора Кваркенского района Воробьева В.А.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кваркенского района Оренбургской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красноярский поселковый совет Кваркенского района Оренбургской области о возложении обязанности установить дорожные знаки,

установил:

прокурор обратился в суд с указанным иском к названному ответчику.

Указал, что имуществом МО Красноярский поссовет являются земли населенных пунктов для автомобильных дорог, в том числе, <адрес> в <адрес>. Дороги в МО Красноярский поссовет это дороги общего пользования местного значения. В нарушение ГОСТ Р 52289-2019 и проектной документации «Организация дорожного движения в Оренбургской области Кваркенского района МО Красноярский поссовет п. Красноярский» на <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» (5+05, 3+25, 3+05, 0+10), знак 8.13 «Направление главной дороги», отсутствует знак 2.4 «Уступите дорогу» на <адрес> вышеназванной проектной документации перпендикулярно <адрес> расположена <адрес> содержит недостоверные сведения о фактическом расположении <адрес>, эта улица отсутствует с левой стороны при движении по <адрес> в сторону <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении таких нарушений. Нарушения не устранены.

Просит обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу установить 4 дорожных знака «Главная дорога» (2.1), расположенные (5+05, 3+25, 3+05, 0+10), знак «направление главной дороги» (8.13), знак «Уступите дорогу» (2.4) по <адрес>; внести изменения в проектную документацию «Организация дорожного движения в Оренбургской области Кваркенского района МО «Красноярский поссовет».

В ходе рассмотрения дела прокурор уменьшил заявленные им требования.

Окончательно просил обязать ответчика установить 2 дорожных знака «Главная дорога» (2.1), расположенные (5+05, 0+10), знак «Направление главной дороги» (8.13) по <адрес>; внести изменения в проектную документацию «Организация дорожного движения в Оренбургской области Кваркенского района МО «Красноярский поссовет» в части отражения достоверных сведений о расположении улиц в <адрес>, в том числе, расположенных перпендикулярно <адрес>.

Сославшись на мотивы иска, прокурор Кваркенского района Воробьев В.А. в судебном заседании поддержал заявленные по делу требования, просил эти требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании признал уточнённые прокурором требования.

Выслушав объяснения сторон, исследовав относящиеся к существу разрешаемого спора материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокурор постановил провести проверку соблюдения ответчиком законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

В соответствии с проектной документацией «Организация дорожного движения в Оренбургской области Кваркенского района МО Красноярский поссовет п. Красноярский», в <адрес> должны быть расположены дорожные знаки. В частности, на <адрес> должны находиться дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», знак 8.13 «Направление главной дороги». Также, из названного документа следует, что в <адрес> перпендикулярно <адрес> расположена ул. Степная. Документация содержит недостоверные сведения о фактическом расположении <адрес>, эта улица отсутствует с левой стороны при движении по <адрес> в сторону <адрес>.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного должностным лицом прокуратуры, указанные дорожные знаки в названных местах не установлены.

В адресованном должностному лицу ответчика представлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор потребовал устранить нарушения законодательства в части непринятия мер по установке дорожных знаков, иные нарушения.

Должностное лицо ответчика представило ответ от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление прокурора. Указало, что для установки указанных дорожных знаков проводится изучение предложений хозяйствующих субъектов, изготовляющих и реализующих дорожные знаки. После перераспределения средств местного бюджета и доведения лимитов бюджетов бюджетных обязательств указанные дорожные знаки будут приобретены и установлены в соответствии с национальным стандартом.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора от ДД.ММ.ГГГГ глава МО Красноярский поссовет указал, что соответствующие дорожные знаки приобретены. Установка этих знаков запланирована на апрель-май 2022 года. Для актуализации проекта организации дорожного движения потребуется 160000 рублей. Такую работу планируется провести в 3 квартале 2022 года.

Согласно акту осмотра <адрес> в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ указанную <адрес>, а также переулок <адрес>. Акт составлен сотрудником прокуратуры и главой МО Красноярский поссовет.

В силу правил п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, контроль в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

По общим правилам ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 ч. 1 этой статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 этой статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 этой статьи).

В соответствии с абзацем 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные, в том числе п. 5 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Пунктами 5 и 12 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" определено, что дорожная деятельность, это деятельность, в том числе по содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги, это комплекс работ, в числе прочего, по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Общими правилами ч. 9 ст. 5 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения.

Согласно пунктам 6, 10, 11, 12 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат, в том числе на содержание автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных этим ФЗ, другими ФЗ, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу правил ч. 2 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, установленные ч. 1 этой статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта РФ за ними вопроса такой деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений.

По правилам ст. 14 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется, в том числе органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат, в том числе на содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.Ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях, в числе прочего организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Ст. 2 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет обеспечение безопасности дорожного движения, как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 5 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе осуществления деятельности по организации дорожного движения.

В силу п. 4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения, в числе прочего относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

По правилам ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

П. 5 ст. 3 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" организация дорожного движения определена, как деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах. Такая организация направлена на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений в области организации дорожного движения относятся: организация дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на таких дорогах; осуществление иных полномочий, отнесенных этим ФЗ законом к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 7 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ полномочия в части организации дорожного движения, указанные выше, осуществляют органы местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта РФ за ними вопросов осуществления такой деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений.

Частями 5 и 6 ст. 9 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ установлено, что разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего ФЗ, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, муниципальных правовых актов. Установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения осуществляются в соответствии с законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательством РФ о безопасности дорожного движения, законодательством РФ о техническом регулировании и законодательством РФ о стандартизации.

По правилам ст. 16 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями этого ФЗ и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов. Такая документация должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов. Документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации. В состав документации по организации дорожного движения включаются, в числе прочего проекты организации дорожного движения. Требования к составу и содержанию проектов организации дорожного движения, порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений этого ФЗ. Мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения, в том числе органами местного самоуправления в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами.

Согласно правилам частей 1 и 2 ст. 18 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. Проекты организации дорожного движения разрабатываются, в числе прочего на период эксплуатации дорог или их участков.

Судом установлено, что ответчик является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения на территории МО Красноярский поссовет Кваркенского района, в том числе за размещение на территории населенных пунктов поселения дорожных знаков, в случаях установленных законом и иными нормативными актами.

В проекте организации дорожного движения на территории МО Красноярский поссовет предусмотрена установка тех дорожных знаков, которые прокурор требует установить.

Ответчик не исполнил императивное правило ч. 6 ст. 16 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ об обязательности исполнения мероприятий, предусмотренных документацией по организации дорожного движения.

Ответчик не исполнил императивное правило ч. 1 ст. 16 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ о том, чтобы документация по организации дорожного движения должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Суждения суда основаны на том, что имеющаяся у ответчика документация по организации дорожного движения содержит недостоверные сведения о фактическом расположении улиц в п. Красноярский Кваркенского района. Указанное обстоятельство сторона ответчика не отрицала.

В силу установленных судом обстоятельств и регулирующих сложившиеся отношения установленных законом правил суд полагает заявленные прокурором требования законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Кваркенского района Оренбургской области удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования Красноярский поселковый совет Кваркенского района Оренбургской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу установить:

два дорожных знака «Главная дорога» (2.1), расположенные (5+05, 0+10), один дорожный знак «Направление главной дороги» (8.13) по <адрес> в <адрес>;

внести в проектную документацию «Организация дорожного движения в Оренбургской области Кваркенского района МО Красноярский поссовет п. Красноярский» изменения в части достоверного указания о фактическом расположении улиц в <адрес>, в том числе, расположенных перпендикулярно <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, на решение может быть принесено апелляционное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Тарасенко А.Г.

Мотивированное решение суда составлено 24 марта 2022 года в 15 часов 50 минут.

Судья Тарасенко А.Г.