Еловский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Еловский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2-84/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2010 года
Еловский районный суд в составе председательствующего судьи Тетериной Л.Н.
при секретаре Хорошиловой Е.А.
с участием прокурора прокуратуры Устинова А.А.
заинтересованных лиц - представителя администрации муниципального района Наборщиковой Т.Ф., действующей на основании доверенности (л.д.29). представителя ГУ «№ Отряд федеральной противопожарной службы » Трофимова И.П.
представителя Земского собрания муниципального района Попова Н.Н. рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора действующего в интересах неопределенного крута лиц -жителей района о признании незаконным бездействия администрации муниципального района по созданию и обеспечению функционирования Единой дежурно - диспетчерской службы,
установил:
В Еловский районный суд поступило заявление прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц -жителей района в котором прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района, не принявший меры по финансированию мероприятий по созданию и организации деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы района, обязать администрацию муниципального района устранить допущенные нарушения закона, обеспечить финансирование затрат на создание и организацию деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы в течение двух месяцев, с момента вынесения судебного решения по нижеследующим основаниям.
Администрация муниципального района не исполняет возложенную на него федеральным законодательством и законодательством края обязанность по созданию в муниципальном районе Единой дежурно-диспетчерской службы (далее -ЕДДС).
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма; участие в предупреждении и ликвидации последствии чрезвычайных ситуации на территории района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью второй с г. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» прямо установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794, в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, далее - РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На муниципальном уровне постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления (пункт Положения).
Пунктом 11 Положения прямо установлено, что органами повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (далее - ЕДДС).
В соответствии с Положением о краевой подсистеме единой государственной системы предупреждения государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства края от 20.10.2006 г. № 52-п. установлено, что органами повседневного управления краевой подсистемы являются ЕДДС муниципальных образований края. Финансовое обеспечение функционирования таких служб осуществляется за счет местного бюджета.
Согласно постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных службы, вызов которых и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб», с 01.01.2008 г. в Российской Федерации введен единый номер вызова экстренных оперативных служб - «112».
В состав таких экстренных служб входят служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, служба милиции, служба скорой, медицинской помощи и др.
Из указанного числа экстренных служб в районе осуществляют свою деятельность ГУ № ОФПС по , ОВД по муниципальному району, служба скорой помощи МУЗ « ЦРБ».
В нарушение вышеназванных требований федерального законодательства и законодательства края, администрация муниципального района меры, направленные на создание и организацию деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы в районе не принимает.
Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе администрацией района разработано, между тем. фактически ЕДДС на" территории района не функционирует, финансирование мероприятий, направленных на создание в районе ЕДДС не осуществляется
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Непринятие администрацией мер по созданию и организации деятельности в районе ЕДДС создает угрозу безопасности населения района, тем самым нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор свои требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал.
Представитель Администрации муниципального района с исковыми требованиями прокурора не согласен, пояснил, что вышеуказанное заявление прокурора
является преждевременным, в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 органом повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно- диспетчерские службы муниципальных образований, в данном пункте сказано, что органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, аналогичная норма содержится в п. 7 Постановления Правительства края от 20.10.2006 года № 52, в п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 сказано, что компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления, из данных нормативных актов следует, что на федеральном уровне должен быть принят нормативный акт регламентирующий создание и осуществление деятельности ЕДДС, должно быть разработано типовое положение о ЕДДС, до настоящего времени таких нормативно -правовых актов на федеральном уровне не принято, кроме того, Администрация муниципального района не вправе создавать ЕДДС, вопрос создания ЕДДС не является вопросом местного значения, носит комплексный характер, поэтому финансирование затрат на создание ЕДДС не является расходными обязательствами местного бюджета, главой Администрации муниципального района принято постановление о создании ЕДДС, утверждено Положение о ЕДДС, но фактически ЕДДС не создано, т.к. не определены источники финансирования, в функциональной структуре расходов районного бюджета расходы на создание ЕДДС не предусмотрены, бюджет муниципального района является дотационным, удельный вес собственных доходов составляет менее 80 %, поэтому предусматривать расходы на финансирование затрат на создание ЕДДС будет являться нарушением ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.
Представитель заинтересованного лица -ГУ « № Отряд федеральной противопожарной службы по краю» Трофимов И.П. вышеуказанные требования прокурора поддержал в полном объеме, пояснил, что Администрацией муниципального района принято постановление о создании ЕДДС, разработано Положение о ЕДДС, однако фактически ЕДДС не создано, т.к. не решен вопрос связанный с финансированием данного органа.
Представитель заинтересованного лица - Земского собрания муниципального района Попов Н.Н. пояснил, что у него нет возражений против данного заявления, просит принять решение в соответствии с законом.
Заинтересованные лица - ГУ « Отдел внутренних дел по муниципальному району», МУЗ « центральная районная больница» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие (л.д.51,58).
ЗАО « Уралгазсервис» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела извещены надлежащим образом (л.д.56).
Суд заслушав прокурора, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, права и свободы граждан являются высшей ценностью. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, в т.ч. на защиту от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма: участие в предупреждении и ликвидации последствии чрезвычайных ситуации на территории района; организация и осуществление
мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью второй ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» прямо установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку к содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794, в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, далее - РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 10 Положения на муниципальном уровне постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Пунктом 11 Положения прямо установлено, что органами повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (далее - ЕДДС).
Постановлением Правительства края от 20.10.2006 года № 52-п утверждено Положение о краевой подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.З данного Положения территориальная подсистема края состоит из территориальных звеньев и имеет три уровня - краевой ( в пределах территории края), муниципальный ( в пределах территории муниципального образования) и объектовый ( в пределах территории организации). Территориальные звенья территориальной подсистемы края соответствуют административно -территориальному делению края. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности территориальной подсистемы края муниципального и объектового уровня определяются положениями, утверждаемыми соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований края и руководителями организаций.
В соответствии с пунктом 7 данного Положения, органами повседневного управления территориальной подсистемы края являются на муниципальном уровне единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований края. В соответствии с п. 20 данного Положения финансовое обеспечение функционирования территориальной подсистемы края осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных службы, вызов которых и бесплатно
обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб», с 01.01.2008 г. в Российской Федерации введен единый номер вызова экстренных оперативных служб - «112».
В состав таких экстренных служб входят служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, служба милиции, служба скорой, медицинской помощи и др.
Из указанного числа экстренных служб в муниципальном районе осуществляют свою деятельность ГУ № ОФПС по краю, ОВД по муниципальному район), служба скорой помощи МУЗ « ЦРБ», аварийная служба газовой сети.
Решением комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.12.2006 года на л.д.36 утверждены Методические рекомендации по созданию и функционированию единых дежурно -диспетчерских служб на территории края, определено в срок до 01.07.2007 года создать ЕДДС на территориях муниципальных образований, с изданием нормативно
- правового акта муниципального образования, которым утвердить положение о ЕДДС и
его структуру.
28.10.2009 года прокуратурой муниципального района в Администрацию муниципального района вносилось представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в частности в данном представлении указывалось на то. что в муниципальном районе не функционирует ЕДДС (л.д.4, 5),
Данное представление Администрацией муниципального района рассмотрено, однако ЕДДС фактически не создана (л.д.6).
Из пояснений представителей заинтересованных лиц - Администрации муниципального района, ГУ « № Отряд федеральной противопожарной службы по краю», из заявления прокурора следует, что положение о Единой дежурно-диспетчерской службе Администрацией муниципального района разработано, между тем, фактически ЕДДС на территории района не функционирует, финансирование мероприятий, направленных на создание в районе ЕДДС не осуществляется. Согласно справки из Администрации муниципального района на л.д.57 финансовые средства на создание Единой дежурно- диспетчерской службы в бюджете муниципального района на 2009 -2010 г.г. не предусматривались.
Решением Земского собрания муниципального района от 28.06.2005 года №71 утвержден Устав муниципального района в новой редакции.
Статьей 5 Устава определена структура органов местного самоуправления муниципального района, в которую входят: Земское собрание, Глава муниципального образования муниципальный район, Глава Администрации муниципального района, Контрольно - ревизионная комиссия муниципального района.
В соответствии со ст. 39 Устава, Администрация муниципального района
- орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно -распорядительные
функции. К полномочиям Администрации муниципального района относится
решение вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных к
компетенции Земского собрания муниципального района.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Администрация муниципального района в полномочия которой входит решение вопросов местного значения, хотя и приняло постановление о создании ЕДДС, разработало Положение о ЕДДС, однако мер по финансированию затрат на создание и организацию деятельности ЕДДС в нарушение федерального законодательства и законодательства края не принимает, поэтому суд считает необходимым признать незаконным
бездействие Администрации муниципального района не принявшей меры по финансированию мероприятий по созданию и организации деятельности Единой дежурно- диспетчерской службы района и считает необходимым возложить на Администрацию муниципального района обязанность устранить допущенные нарушения закона в полном объеме и обеспечить финансирование затрат на создание и организацию деятельности ЕДДС в течение двух месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Вышеприведенные доводы представителя Администрации муниципального района которые сводятся к тому, что на федеральном уровне не принят нормативный акт регламентирующий создание и осуществление деятельности ЕДДС, не разработано типовое положение о ЕДДС. Администрация района не вправе создавать ЕДДС, создание ЕДДС не является вопросом местного значения, поэтому направление денежных средств на эти цели будет являться нарушением ст. 136 Бюджетного кодекса РФ суд не принимает, т.к. данные доводы основаны на ином понимании закона.
Нормативными правовыми актами регламентирующими создание и осуществление деятельности ЕДДС являются федеральный конституционный Закон от 30.05.2001 года № 3 -ФКЗ « О чрезвычайном положении». Федеральный Закон от 21.12.1994 года № 68 -ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года № 794 « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В п.11 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794, в п.7 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций края утвержденном, постановлением Правительства края от 20.10.2006 года № 52-п указано, что компетенция и полномочия органов повседневного управления территориальной подсистемы края определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления., .-.: При этом в п.4, 5 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794, в п.3 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций края утвержденной постановлением правительства края от 20.10.2006 года № 52 —п предусмотрено в каком порядке для каждой из подсистем единой системы — функциональной и территориальной, звеньев территориальной подсистемы утверждаются положения о них, при этом в данных нормативных актах не предусмотрено принятие какого - либо типового положения на федеральном уровне.
В соответствии с вышеуказанной статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » за муниципальными районами и городскими округами закреплено полномочие по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Поэтому создание и организация деятельности ЕДДС относится к полномочиям муниципальным районов и городских округов. В связи с чем, средства на реализацию указанного полномочия должны предусматриваться в бюджетах муниципальных образований и обеспечиваться за счет собственных доходов, а также выделяемых дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с п.4 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ установлены ограничения в самостоятельном установлении муниципальными образованиями расходных обязательств, которые выполнением собственных полномочий не являются. Поскольку создание и организация деятельности ЕДДС является выполнением муниципальным образованием собственных полномочий, поэтому установление муниципальными образованиями расходных обязательств на создание и функционирование ЕДДС не является нарушением п. 4 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района не принявшей мер по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по созданию и организации деятельности Единой дежурно- диспетчерской службы муниципального района.
Обязать Администрацию муниципального района в полном объеме устранить допущенные нарушения закона, обеспечить финансирование затрат на создание и организацию деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы в течение двух месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи кассационной жалобы в Еловский райсуд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья ; подпись
Мотивированное решение суда изготовлено 25.06.2010 года.
Судья : подпись