2-840/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.им.Бабушкина | 07 декабря 2015 г. |
Тотемский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Варловой Е.С.,
с участием помощника прокурора Бабушкинского района Макаровой Т.А.,
при секретаре Долговской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бабушкинского района Вологодской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по обеспечению узла связи Единой дежурно-диспетчерской службы Бабушкинского муниципального района устойчивым функционированием средств связи,
у с т а н о в и л:
Прокурор Бабушкинского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области, просят обязать администрацию Бабушкинского муниципального района Вологодской области в срок до 01 июля 2016 года обеспечить узел связи Единой дежурно-диспетчерской службы Бабушкинского муниципального района устойчивым функционированием средств связи.
В обоснование требований указав, что по результатам прокурорской проверки установлено следующее. Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области 12.08.2014 в отношении ответчика проведена внеплановая проверка с целью выяснения вопросов исполнения предписания от 13.02.2014 №... по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проверки в адрес администрации Бабушкинского муниципального района внесено предписание от 12.08.2014 №... со сроком исполнения 31.08.2015. До настоящего времени указанное предписание не исполнено ответчиком. В соответствии с действующим законодательством обеспечение узла связи ЕДДС устойчивым функционированием средств связи является обязательством администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области. Неисполнение ответчиком указанных обязанностей способствует несвоевременному предупреждению, обнаружению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу населения муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Бабушкинского района Макарова Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Бабушкинского муниципального района ФИО1 в суде с иском не согласился, по доводам, изложенным в письменных объяснениях. Дополнительно пояснил, что Положение о ЕДДС района не приведено в соответствие с Положением о ЕДДС муниципального образования, идет работа по согласованию проекта. В настоящее время в ЕДДС передано оборудование П-160, которое принимает сигнал с верхнего звена, и в последующем служба будет уведомлять иные оперативные спецслужбы о поступившем сигнале.
Свидетель Т.С.С. суду показала, что администрация Бабушкинского района обращалась в ГУ МЧС России по Вологодской области с запросом об отмене предписания от 12.08.2014 года, однако до настоящего времени ответ на запрос не поступил, предписание не отменено. В ЕДДС района передана из отдела полиции установка П-160, которая принимает сигнал с верхнего звена, установка проверена, является действующей, первая тренировка персонала назначена на 14.12.2015 года.
Заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 4 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ) устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение данной статьи принято постановление Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», определяющее порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ и пункта 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирует на федеральном, межрегиональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На основании части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления.
Пунктом 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В силу пункта 11 указанного Положения органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Согласно пункту 22 данного Положения информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В соответствии с пунктами «г,з» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 23 указанного Федерального закона финансовое обеспечение деятельности органа местного самоуправления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является расходным обязательством соответственно муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, и в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительством Вологодской области принято постановление от 31.01.2011 № 65, которым утверждено Положение о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее Положение от 31.01.2011 № 65).
Пунктом 2.1. Положения от 31.01.2011 № 65 предусмотрено, что на каждом уровне территориальной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, службы, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В силу пункта 2.5. указанного Положения органами повседневного управления территориальной подсистемы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 № 400-ст принят государственный стандарт ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», согласно которому стандарт устанавливает состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы города, района (далее - ЕДДС) в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Положения настоящего стандарта обязательны для федеральных органов исполнительной власти, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органов управления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательских, проектных и монтажных организаций всех форм собственности, привлекаемых для создания и обеспечения функционирования ЕДДС.
Согласно пункту 3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 узел связи ЕДДС должен обеспечивать устойчивое функционирование средств связи; поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей; техническую готовность средств и сооружений связи для привязки подвижных средств связи; внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь; безопасность связи и информации; прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, а также с ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; автоматическое определение номера входящего абонента; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.
Пунктом 3.11.2. указанного ГОСТа предусмотрено, что для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС.
В судебном заседании установлено, что уставом Бабушкинского муниципального района Вологодской области к полномочиям администрации Бабушкинского муниципального района отнесено, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Бабушкинского муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункты 10, 17 части 1 статьи 32 Устава).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, ГОСТом Р 22.7.01-99 в Бабушкинском муниципальном районе создана ЕДДС. Постановлением администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 18.07.2011 № 334 утверждено Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе Бабушкинского муниципального района (далее Положение о ЕДДС), которым предусмотрена структура, состав сил и средств ЕДДС.
Согласно указанному Положению ЕДДС является органом повседневного оперативно-диспетчерского управления районного звена Вологодской областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности; вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях и совместных действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (пункт 1.2).
Разделом 3 Положения о ЕДДС регламентирована структура ЕДДС, которая включает личный состав, пункт управления, автоматизированную систему (систему связи, оповещения и комплекс средств автоматизации).
В соответствии с пунктами 3.3, 3.4 Положения о ЕДДС система связи ЕДДС обеспечивает передачу речевых сообщений по каналам проводной и радиосвязи, документов по факсимильной связи, сигналов и команд; обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также данными с вышестоящими, взаимодействующими службами, организационно входящими в структуру ЕДДС.
Минимальный состав оборудования положением о ЕДДС не определен.
Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области 12.08.2014 в отношении администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области проведена внеплановая проверка с целью выяснения вопросов исполнения предписания от 13.02.2014 №... по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проверки в адрес администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области внесено предписание от 12.08.2014 №... со сроком исполнения 31.08.2015.
Согласно пункту 2 предписания необходимо в установленный срок обеспечить узел связи ЕДДС Бабушкинского муниципального района устойчивым функционированием средств связи, а именно: внутренней связью на пункте управления, в том числе громкоговорящей связью; прямыми телефонными каналами связи между Единой дежурно-диспетчерской службой Бабушкинского муниципального района и дежурно-диспетчерскими службами района; приемом информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; коммутацией принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих дежурно-диспетчерских служб, радиосвязью со стационарными и подвижными абонентами.
В связи с обращением управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области в прокуратуру Бабушкинского района с запросом о принятии мер прокурорского реагирования к администрации Бабушкинского района Вологодской области, поскольку последней не исполняется предписание от 12.08.2014 №..., прокуратурой района проводилась проверка. По результатам которой установлено, что до настоящего времени указанное предписание в части обеспечения узла связи ЕДДС Бабушкинского муниципального района устойчивым функционированием средств связи не исполнено.
Из переписки администрации Бабушкинского муниципального района с ГУ МЧС России по Вологодской области, прокуратурой Бабушкинского района усматривается, что предписание от 12.08.2014 №... исполнено частично, узел связи ЕДДС устойчивым функционированием средств связи не обеспечен, в виду отсутствия денежных средств в бюджете района для обеспечения ЕДДС установкой узла связи. Кроме того, администрация района обращалась в ГУ МЧС России по Вологодской области с просьбой об отмене предписания, поскольку отсутствует техническая возможность, в ЦАТС не имеется соответствующего оборудования и канала связи, администрация не имеет на балансе автомобиля, оборудованного мобильным узлом связи.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Бабушкинского муниципального района разработан план мероприятий по развитию ЕДДС муниципальных образований на 2015-2017 годы, согласно которому запланировано постепенное увеличение материальной базы ЕДДС и организация эксплуатации системы 112 до 2017 года, в том числе приобретение цифровой мини АТС, организация КВ радиосвязи, приобретение многоканальной системы записи и регистрации и архивирования звуковой информации (2016 год), организация УКВ радиосвязи с ДДС оперативных служб, приобретение АРМ управления местной системой оповещения (2017 год). С указанием, что финансовая потребность на развитие ЕДДС и организацию эксплуатации системы 112 спланирована с расчетом на получение дополнительных доходов в бюджет района и поступление дотаций из областного и федерального бюджетов.
Доводы представителя ответчика о том, что иск не основан на нормах материального права, и в настоящее время не обоснован, поскольку до 2017 года органам местного самоуправления рекомендовано завершить работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в связи с чем главой района был утвержден план мероприятий, предусматривающий приобретение необходимого оборудования для ЕДДС в срок до 2017 года. В настоящее время информация о чрезвычайных ситуациях поступает на пульты оперативных дежурных служб, а затем в ЕДДС, если об этом сообщит соответствующая ДДС, следовательно деятельность ЕДДС не создает угрозы для жизни, здоровья, имущества физических и юридических лиц, а также не нарушает права неопределенного круга лиц в интересах которого подан настоящий иск, суд считает несостоятельными.
Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», органам местного самоуправления рекомендовано завершить работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе путем реализации целевых программ, до 2017 года.
Указанным постановлением утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», пунктами 2, 7 которого предусмотрено, что система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 № 223
(ред. от 23.07.2015) утверждена федеральная целевая программа «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы», в соответствии с которой создание системы, в том числе в Вологодской области, должно быть завершено в 2017 году.
Проанализировав указанное законодательство, суд приходит к выводу, что создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» предполагается на базе ЕДДС, которые уже созданы в муниципальных образованиях и должны быть обеспечены устойчивым функционированием средств связи.
Ссылки представителя ответчика на Положение о ЕДДС муниципального образования, утвержденное протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7, которым установлен минимальный рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС, и возможность осуществления деятельности ЕДДС на базе пожарно-спасательных частей, суд считает несостоятельными. Положение о ЕДДС Бабушкинского муниципального района, утвержденное постановлением администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 18.07.2011 № 334, не предусматривает состав оборудования ЕДДС, а также не приведено в соответствие с типовым положением, доказательств обратного суду не представлено. Вопрос о деятельности ЕДДС на базе пожарно-спасательных частей в настоящее время не решен, находился в стадии разработки.
Принимая во внимание, что финансовое обеспечение ЕДДС Бабушкинского муниципального района является расходным обязательством муниципального образования и, учитывая, что узел связи ЕДДС Бабушкинского муниципального района до настоящего времени не обеспечен надлежащим оснащением и оборудованием, что способствует несвоевременному предупреждению, обнаружению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем создается угроза жизни, здоровью и имуществу населения муниципального образования, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Бабушкинского района Вологодской области удовлетворить.
Обязать администрацию Бабушкинского муниципального района Вологодской области в срок до 01 июля 2016 года обеспечить узел связи Единой дежурно-диспетчерской службы Бабушкинского муниципального района устойчивым функционированием средств связи: внутренней связью на пункте управления, в том числе громкоговорящей связью; прямыми телефонными каналами связи между Единой дежурно-диспетчерской службой Бабушкинского муниципального района и дежурно-диспетчерскими службами района; приемом информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; коммутацией принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих дежурно-диспетчерских служб, радиосвязью со стационарными и подвижными абонентами.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.С. Варлова
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2015 года.
Судья: Е.С. Варлова