2-840/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 17 февраля 2016 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области
в составе: председательствующего судьи Кириченко А.Д.,
при секретаре Василюк О.А.,
при участии истца: ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о взыскании денежной суммы,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 (истец) обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением о взыскании денежной суммы, указав, что 11.05.2015г. умер ее супруг ФИО1, который являлся главой крестьянско –фермерского хозяйства. В 2014г. в результате почвенной и атмосферной засухи на земельных участках, обрабатываемых ее супругом погибли посевы ячменя и яровой пшеницы. 08.09.2014г. комиссией из администрации МО Оренбургского района Оренбургской области был составлен акт обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в КФХ ФИО1 Как указывает истец, крестьянско –фермерское хозяйство ее супруга вошло в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым полагаются компенсационные выплаты из областного бюджета субсидии на компенсацию ущерба, в размере 2581064 руб. В связи со смертью ФИО1, ответчик приостановил выплату вышеуказанной компенсации. Истец считает, что как наследник на имущество, оставшееся после смерти ФИО1 имеет право на выплату ей указанной компенсации.
Просила суд: взыскать с ответчика в ее пользу денежную сумму в размере 2581064 руб. (субсидия на компенсацию ущерба), проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 140409 руб., расходы по оплате суммы госпошлины в размере 21105 руб. и на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области- ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд находит исковое заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно свидетельству о смерти от 10.06.2015г. ФИО1 умер 11.05.2015г.
Из пояснений истца и представленных материалов дела следует, что ее супруг ФИО1, являлся главой крестьянско –фермерского хозяйства. В 2014г. в результате почвенной и атмосферной засухи на земельных участках, обрабатываемых ее супругом погибли посевы ячменя и яровой пшеницы.
Из акта обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) N от 08.09.2014г., усматривается, что в ходе проведенного комиссией обследования КФХ ФИО1 было установлено, что в результате суховея, засухи атмосферной, засухи почвенной погибли сельскохозяйственные культуры. Сумма материального ущерба составила 5,438 млн. руб. Было принято решение списать погибшие площади сельхозкультур 1205 (га). Также в материалы дела представлен акт списания посевов в КФХ ФИО1 в 2014г. от 01.09.2014г.
Крестьянско –фермерское хозяйство ФИО1 вошло в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым полагаются компенсационные выплаты из областного бюджета субсидии на компенсацию ущерба, в размере 2581064 руб.
Истец, как наследник первой очереди на имущество, оставшееся после смерти ФИО1, считает, что имеет право на выплату ей указанной субсидии.
В силу требований статьи 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях установленным законом.
Согласно ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 13.04.2015 N 242-п (ред. от 24.12.2015) "О порядке предоставления субсидии из областного бюджета на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера" утвержден Порядок предоставления субсидии из областного бюджета на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
В силу п. 3 указанного Порядка, субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям (далее - получатели), включенным перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, для получения из областного бюджета субсидии на компенсацию ущерба (далее - перечень), согласно приложениям N 1, N 4 к настоящему Порядку
Условиями предоставления субсидии являются:
представление отчетов о финансово-экономическом состоянии по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и в сроки, определенные министерством;
подтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;
отсутствие процедуры банкротства.
Согласно п. 5 Порядка, для получения субсидии получатели представляют за 2014 год не позднее 10 июня текущего финансового года, за 2015 год не позднее 28 декабря текущего финансового года в министерство:
заявление на предоставление субсидии (далее - заявление) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
справку-расчет на предоставление из областного бюджета субсидии на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, по формам согласно приложениям N 3, N 5 к настоящему Порядку.
Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривалось стороной истца, что до 01.06.2015г. заявление от КФХ ФИО1, включенного в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в 2014г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера, для получения из областного бюджета субсидии на компенсацию ущерба, не поступало, компетентным органом решение о выплате субсидии не принималось.
В соответствии с положениями ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, поскольку от КФХ ФИО1 заявления о получении из областного бюджета субсидии на компенсацию ущерба не поступало, решения о предоставлении такой субсидии не принималось. Следовательно, указанная субсидия не вошла в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО1
Сам по себе факт включения КФХ ФИО1, в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в 2014г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера, для получения из областного бюджета субсидии на компенсацию ущерба, не является безусловным основанием для предоставления такой субсидии, поскольку указанный перечень служит для определения размера потребного бюджетного финансирования. Непосредственно сама субсидия предоставляется по решению компетентного органа на основании заявления о предоставлении субсидии и представленного пакета документов. При этом ответчик, в полномочия которого входит предоставление данной субсидии, вправе отказать в таком предоставлении по основаниям, предусмотренным названным Порядком.
Кроме того, 03.06.2015г. в постановление Правительства Оренбургской области от 13.04.2015 N 242-п (ред. от 24.12.2015) "О порядке предоставления субсидии из областного бюджета на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера" постановлением Правительства Оренбургской области от 03.06.2015 №427-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 13.04.2015 N 242-п» внесены изменения, в части исключения КФХ ФИО1 из вышеуказанного перечня.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО2 у суда не имеется.
Поскольку судом требование истца о взыскании суммы субсидии было оставлено без удовлетворения, то и производное от него требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежит.
Исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, оснований для взыскания в пользу истца оплаченной суммы госпошлины и расходов на оплату юридических услуг также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований искового заявления ФИО2 к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о взыскании денежной суммы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено: 29.02.2016г.
Судья: А.Д. Кириченко