Дело №2-9/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 20 января 2022 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
Председательствующего: Коптевой А.Г.
при секретаре Щекачевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области к администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области, администрации Загорского сельского поселения о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новокузнецкого района обратился в суд с иском к администрации Загорского сельского поселения, администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении к совершению действий, уточнив в ходе рассмотрения иска требования просит обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района обеспечить безопасность дорожного движения на автомобильной дороге местного значения, имеющей кадастровый №, организовав внесение изменений в утвержденный «Проект организации дорожного движения по улицам Костенковского сельского поселения» либо разработав новый проект организации дорожного движения, и приведя автомобильную дорогу в соответствии с требованиями: п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», - ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; п. 4.4 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; обеспечить предоставление транспортных услуг и транспортное обслуживание населения д. Мостовая в границах Новокузнецкого муниципального района.
Исковые требования мотивированы тем, что при осуществлении прокурорского надзора за органами местного самоуправления, было установлено, что ответчиком не в полной мере реализованы полномочия при решении вопросов местного значения. В частности, не обеспечена безопасность дорожного движения на автомобильной дороге местного значения с кадастровым номером №, дорожное покрытие не соответствует установленным требованиям и требованиям ГОСТ, также не обеспечено предоставление транспортных услуг и транспортное обслуживание д.Мостовая в границах Новокузнецкого муниципального района. Поскольку обязанность по выполнению указанных действий возложена на администрацию Новокузнецкого муниципального района, в суд подано настоящее исковое заявление.
Заместитель прокурора Новокузнецкого района ФИО2 уточненные требования поддержала. Требования к администрации Загорского сельского поселения не поддержала.
Представитель ответчика администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО3 полагала требования необоснованными
Представитель ответчика администрации Загорского сельского поселения ФИО4 уточненные требования к администрации Новокузнецкого муниципального района полагала обоснованными.
Представитель 3-го лица ОГИБДД отдела МВД России по Новокузнецкому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Статьей 3Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Устава МО «Новокузнецкий муниципальный район» утвержденного Решение Новокузнецкого районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ№, также определено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Новокузнецкого муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что собственником автомобильной дороги местного значения с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> Костенковское участковой лесничество урочище «Колхоз им. Димитрова» <...>, является Новокузнецкий муниципальный район, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
При этом, как следует из представленного ОГИБДД Отдела МВД России по Новокузнецкому району ответа, при проверке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги были выявлены следующие недостатки:
1) в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597 - 2017 дорожное покрытие имеет многочисленные дефекты в виде просадок глубиной более 5 см, длинной более 15 см, общей площадью более 0.06 см2;
2) участки автомобильной дороги имеющие кривые малого радиуса, крутые спуски и подъемы, а также начало и окончание населенных пунктов не обозначены соответствующими дорожными знаками. Отсутствие средств организации дорожного движения указывает на несоответствие требований п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2019)
3) участки автомобильной дороги граничащих с водоемами, расположенные на насыпи имеющие откосы круче 1:4, имеющие кривые малого радиуса сопряженные с крутыми спусками и т.д. не обустроены удерживающими устройствами (дорожными ограждениями), отсутствие данных средств организации указывает на несоответствие требований п. 4.4 ГОСТ Р 52766 - 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р52766-2007) и разделу 8.1 ГОСТ Р 52289-2019;
4) в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52289-2019 на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них 100 м отсутствует стационарное электрическое освещение;
5) в нарушение и. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие имеет дефекты в виде зимней скользкости выразившееся в виде уплотненного снега. При допущении возможности использовании автомобильной дороги под уплотнённым снежным покровом, отсутствуют дорожные знаки о снижении скоростного режима до 60км/ч., что не соответствует требованиям п.8.10 ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно пункту 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 (отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, кв. метров, равной или более 0,06 кв. метров). Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более.
Согласно п.4.4 ГОСТ Р 52766-2007, дорога должна иметь защитные устройства.
Ответчиком в материалы дела представлен Проект организации дорожного движения по улицам Костенковского сельского поселения, утвержденный в 2011 году.
При этом, согласно часть 4 статьи 16, часть 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения, наряду с комплексными схемами организации дорожного движения входящие в состав документации об организации дорожного движения, разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
В силу части 2, 3, 4 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков по общему правилу разрабатываются на период их эксплуатации (Закона N 443-ФЗ). Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.
Требования к подготовке проектов организации дорожного движения установлены Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.07.2020 N 274 (далее - Правила N 274).
Из ответа ОГИБДД Отдела МВД России по Новокузнецкому району судом установлено, что сведения, указанные в представленном суду проекте организации дорожного движения, не в полной мере отражают действительность. Об этом свидетельствует тот факт, что согласно ПОДД максимальный уклон на участке автомобильной дороге указывается, как 2,4%, однако, установлено наличие уклонов более 8%. Наличие уклонов такого рода указывает о необходимости применения дорожных знаков инд. 1.13 «крутой спуск»; 1.14 «крутой подъем». Однако ПОДД установка знаков такого рода не предусматривается. Кривые малого радиуса также не обозначаются соответствующими знаками.
Таким образом, указанный выше Проект организации дорожного движения, не обеспечивает безопасность дорожного движения на принадлежащей администрации Новокузнецкого муниципального района автомобильной дороге местного значения с кадастровым номером №, поскольку Проект утвержден более 3-х лет назад, никаких изменений в него не вносились, суд считает необходимым обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района обеспечить безопасность дорожного движения на автомобильной дороге местного значения, имеющей кадастровый №, организовав внесение изменений в утвержденный «Проект организации дорожного движения по улицам Костенковского сельского поселения» либо разработав новый проект организации дорожного движения, и приведя автомобильную дорогу в соответствии с требованиями: п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017; «ГОСТ Р 52289-2019; п. 4.4 «ГОСТ Р 52766-2007.
Также, судом установлено, что ответчиком не обеспечено предоставление транспортных услуг и транспортное обслуживание населения д. Мостовая в границах Новокузнецкого муниципального района. Доказательств обратного суду не представлено.
Пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Аналогичное положение также закреплено пунктом 6 части 1 статьи 4 Устава Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с которым к вопросам местного значения Новокузнецкого муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Новокузнецкого муниципального района.
При таких обстоятельствах, именно администрация Новокузнецкого муниципального района обязана обеспечить создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения д. Мостовая в границах Новокузнецкого муниципального района
В соответствии со ст.206 ГПК, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно:
1) обеспечить безопасность дорожного движения на автомобильной дороге местного значения, имеющей кадастровый №, организовав внесение изменений в утвержденный «Проект организации дорожного движения по улицам Костенковского сельского поселения» либо разработав новый проект организации дорожного движения, и приведя автомобильную дорогу в соответствии с требованиями:
- п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»,
- «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»,
- п. 4.4 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;
2) обеспечить создание условий для предоставления транспортных услуг и транспортное обслуживание населения д. Мостовая в границах Новокузнецкого муниципального района;
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Кемеровский областной суд через Новокузнецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Г.Коптева