ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-840/2023 от 28.08.2023 Лужского городского суда (Ленинградская область)

город Луга 28 августа 2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гражданское дело №2-840/2023

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кушнеровой К.А.

при помощнике судьи Парусовой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца старшего помощника Лужского городского прокурора Иванова А.Г.,

гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, ЛОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области», администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании демонтировать несанкционированные причальные сооружения (пирсы) в точках координат,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее – истцы) обратился в порядке статьи 39 КАС РФ с административным исковым заявлением в Лужский городской суд Ленинградской области к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее – ответчик), в котором просили:

- признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по управлению в области охраны и использования особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Череменецкий» - в части обеспечения соблюдения режима хозяйственной и иной деятельности в акватории озера Врево;

- обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области демонтировать несанкционированные причальные сооружения (пирсы) в точках с координатами: 58.580970 29.879250; 58.568990 29.885350; 58.569570 29.885140; 58.559820 29.884980; 58.570260 29.884580; 58.571080 29.884040; 58.571350 29.883930; 58.572470 29.883760; 58.572800 29.883880 (л.д.3-8, 109-110).

При этом правильное определение судом вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. В силу части 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Определением, вынесенным в порядке ст.16.1 КАС РФ, суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства в связи с изменением субъектного состава ответчиков и привлечением к участию в деле в качестве ответчика непосредственно ЛОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» (л.д.174).

В обоснование заявленных требований истец указал, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами государственной власти требований федерального законодательства, а также представленных полномочий в области водных отношений на территории Ленинградской области. При этом установлено, что в береговой полосе озера Врево, входящего в границы государственного природного заказника регионального значения «Череменецкий» в Лужском районе Ленинградской области, неустановленными лицами самовольно возведены причальные сооружения, не отвечающие требованиям действующего законодательства. Согласно представленным актам выявленных нарушений, в акватории озера Врево, входящего в границы Государственного природного заказника «Череменецкий» выявлено размещение неустановленными лицами несанкционированных причальных сооружений (пирсов). При этом установить собственников названных сооружений, не представляется возможным, также отсутствуют выданные решения и заключенные договоры водопользования на право пользования акваторией озера. Таким образом, из приведенных норм действующего законодательства и региональных нормативных правовых актов следует, что использование физическими и юридическими лицами полосы земли вдоль береговой линии озера, а также самого озера допустимо лишь на основании правоустанавливающих документов и в соответствии с установленными законом ограничениями. Выявленные нарушения свидетельствуют об угрозе причинения вреда окружающей среде, выраженной в эксплуатации озера и его береговой полосы без разрешительных документов. С учетом положения ст.8 ВК РФ, а также указанных выше обстоятельств и невозможностью установления лиц, деятельность которых привела к нарушению режима особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Череменецкий», прокурор полагает, что ответственным органом государственной власти, отвечающим за надлежащее состояние собственности РФ в указанной сфере правоотношений является уполномоченный орган государственной власти, а именно Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Истец Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, интересы которого по доверенности от 12.04.2023 года представляет старший помощник Лужского городского прокурора Ленинградской области Иванов А.Г., в ходе судебного разбирательства на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.

Ответчик Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.185), явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания дела суду не представил, ранее направил в материалы дела возражение и дополнение к возражениям (л.д.75-84, 58-163) в котором указал, что для признания причальных сооружений (пирсов) самовольной постройкой необходимо, чтобы такие объекты являлись объектами капитального строительства, кроме того Комитет не является правообладателем ООПТ – природного заказника «Череменецкий», соответственно не уполномочен осуществлять демонтаж бесхозных вещей (самовольных построек), более того Комитет является ненадлежащим ответчиком, так как уполномоченным органом на проведение мероприятий по сносу такой самовольной постройки будет орган местного самоуправления, на территории которого расположены спорные причальные сооружения (пирсы), принятие решения и осуществление мер по сносу самовольных построек или бесхозяйных вещей к полномочиям Комитета не отнесены, в связи с чем, Комитет не является органом государственной власти, отвечающим за надлежащее состояние собственности РФ.

Ответчик - ЛОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.188-189), явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания дела суду не представил, ранее направил в материалы дела возражение (л.д.127-132) в котором указал, что спорные причальные сооружения примыкают к береговой полосе акватории озера Врево, в связи с чем, реализация мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений природопользования, в том числе снос самовольных построек к компетенции и функциям Комитета не отнесена, более того, ЛОГКУ «Дирекция ООПТ ЛО» также не наделена полномочиями по непосредственной реализации мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений природопользования.

Ответчик – администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.181), явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания дела суду не представил, ранее направил в материалы дела возражение (л.д.195-197) в котором указала, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области является ответственным лицом по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ленинградской области.

Ответчик – администрация Скребловского сельского поселения Лужского района Ленинградской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.184), явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.206).

Третьи лица – Невско - Ладожское бассейновое водное управление, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области, будучи уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, ходатайств об отложении слушания дела суду не представили.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав объяснения представителя истца, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 (п. п. 1 и 3) Водного Кодекса РФ к основным принципам водного законодательства относится значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами государственной власти требований федерального законодательства, а также представленных полномочий в области водных отношений на территории Ленинградской области.

При этом установлено, что в береговой полосе озера Врево, входящего в границы государственного природного заказника регионального значения «Череменецкий» в Лужском районе Ленинградской области, неустановленными лицами самовольно возведены причальные сооружения (пирсы), не отвечающие требованиям действующего законодательства.

Наличие несанкционированного размещения причальных некапитальных строений (сооружений) пирсов (причалов) подтверждено актами специалиста отдела «Юго-Западный» ЛОГКУ «Дирекция ООПТ ЛО», составленными в результате патрулирования от 23.10.2022 года (л.д.11-16).

Так:

в координатах 58.580970 29.879250 – расположен пирс на металлических опорах с деревянным настилом диаметром 1,5 м., длиной не более 15 метров, часть пирса, расположенная в акватории озера Врево имеет площадку 3 на 2 метра;

в координатах 58.568990 29.885350 – расположен пирс на деревянных опорах и плавучих понтонах, имеет деревянный настил диаметром 2 метра, длиной пирса не более 10 метров, часть пирса, расположенная в акватории озера Врево;

в координатах 58.569570 29.885140 - расположен пирс на деревянных опорах, имеет деревянный настил диаметром 1,5 метра, длина пирса не более 25 метров, часть пирса, расположенная в акватории озера Врево;

в координатах 58.559820 29.884980 - расположен пирс на деревянных опорах, имеет деревянный настил диаметром 1,5 метра, длина пирса не более 25 метров, часть пирса, расположенная в акватории озера Врево;

в координатах 58.570260 29.884580 - расположен пирс на деревянных опорах, имеет деревянный настил диаметром 1 м., длина пирса не более 10 метров, часть пирса, расположенная в акватории озера Врево;

в координатах 58.571080 29.884040 - расположен пирс на деревянных опорах, имеет деревянный настил диаметром 1,5 метра, длина пирса не более 15 метров, часть пирса, расположенная в акватории озера Врево;

в координатах 58.571350 29.883930 - расположен пирс на плавучих понтонах, имеет деревянный настил диаметром 2 метра, длина пирса не более 8 метров, часть пирса, расположенная в акватории озера Врево;

в координатах 58.572470 29.883760 - расположен пирс который имеет Т – образную форму, установлен на металлических опорах, имеет деревянный настил диаметром 1,5 метра, длина пирса не более 10 метров, часть пирса, расположенная в акватории озера Врево;

в координатах 58.572800 29.883880 - расположен пирс на металлических опорах, имеет деревянный настил диаметром 2 метра, длина пирса не более 8 метров, часть пирса, расположенная в акватории озера Врево, пирс имеет площадку 4 на 2 метра.

Как следует из ответа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (л.д.9), информация о выданных решениях и о заключенных договорах водопользования на право пользования водными объектами на оз. Врево отсутствует в государственном водном реестре, информацией о собственниках причальных сооружений (пирсов) Комитет не располагает.

Также, из материалов дела следует, что сотрудниками правоохранительных органов (л.д.51-55) по запросу Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области не установлены собственники (пирсов) причалов, и лица установившие данные сооружения, невозможность установления таких лиц также подтверждается информацией администрации Скребловского сельского поселения Лужского района (л.д.200-204).

Таким образом, материалами дела подтверждено, что в акватории озера Врево, входящего в границы Государственного природного заказника «Череменецкий» имеется ряд причальных сооружений (пирсов), идентифицировать которые и установить их владельцев не представляется возможным.

Согласно ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, озеро Врево входящее в границы Государственного природного заказника «Череменецкий» находится в собственности Российской Федерации.

Согласно ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.

Из совокупности положений ст. 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации, следует, что осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится также осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.

Согласно ч. 2 ст. 7 Водного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года № 1391 (далее - Правила № 1391) мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и поверхностных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением поверхностных водных объектов, указанных в подпунктах «а» и «г» настоящего пункта.

В подпункте «а» пункта 4 Правил № 1391 указано, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, в соответствии с Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Согласно пункту 3 утвержденных указанным Постановлением Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила № 17) установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 года №341 утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области.

Согласно п.1.1 Положения Комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользование по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

Согласно п. 2.4 Положения, Комитет осуществляет следующие полномочия в сфере водных отношений: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ленинградской области и находящихся в собственности Ленинградской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ленинградской области, а также находящихся в собственности Ленинградской области; владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности Ленинградской области.

В соответствии с п. 3.1 Положения, в сфере общей компетенции Комитет, в том числе обеспечивает исполнение федеральных законов и областных законов, правовых актов Губернатора Ленинградской области и правовых актов Правительства Ленинградской области, а также поручений Губернатора Ленинградской области.

На основании изложенного, руководствуясь вышеприведенными нормативными актами, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области является ответственным лицом по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ленинградской области и находящихся в собственности Ленинградской области, учитывая при этом, что в силу действующего нормативного регулирования мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения водных объектов и иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов, в связи с чем, бездействия Комитета в части обеспечения соблюдения режима хозяйственной и иной деятельности в акватории озера Врево признаются судом незаконными и на названного ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер по демонтажу несанкционированных причальных сооружений (пирсов) в акватории озера Врево, входящего в границы Государственного природного заказника «Череменецкий», поскольку выявленные нарушения свидетельствуют об угрозе причинения вреда окружающей среде, выраженной в эксплуатации о.Врево и его береговой полосы без разрешительных документов,.

Довод ответчика о том, что к полномочиям Комитета по природным ресурсам Ленинградской области не относится принятие указанных мер, суд полагает необоснованным, поскольку п. 4 Постановления Правительства РФ от 10.09.2020 года №1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов», утверждены мероприятия по охране поверхностных водных объектов, которые включают в себя, в том числе установление границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, обозначение на местности посредством специальных информационных знаков. При этом действия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ленинградской области и находящихся в собственности Ленинградской области; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ленинградской области, а также находящихся в собственности Ленинградской области; владению, пользованию, распоряжению водными объектами, находящимися в собственности Ленинградской области относятся к полномочиям Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, что следует из п. 2.4 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области.

То обстоятельство, что причальные сооружения (пирсы) являются бесхозяйным имуществом и самовольными постройками, в связи с чем, в силу ст. 222, 225 ГК РФ должны быть приняты на учет органом местного самоуправления, на территории которого он находится, - администрацией Скребловского сельского поселения Лужского района, не свидетельствует о наличии оснований для возложения обязанности по их демонтажу, поскольку, как указано ранее, лицом, ответственным за принятие мер по охране и предотвращению негативного воздействия на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ленинградской области, является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, ЛОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области», администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании демонтировать несанкционированные причальные сооружения (пирсы) в точках координат, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по управлению в области охраны и использования особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Череменецкий» - в части обеспечения соблюдения режима хозяйственной и иной деятельности в акватории озера Врево.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области принять меры по демонтажу несанкционированных причальных сооружений (пирсов) в точках с координатами: 58.580970 29.879250; 58.568990 29.885350; 58.569570 29.885140; 58.559820 29.884980; 58.570260 29.884580; 58.571080 29.884040; 58.571350 29.883930; 58.572470 29.883760; 58.572800 29.883880, расположенных в береговой полосе озера Врево, входящего в границы государственного природного заказника регионального значения «Череменецкий» в Лужском районе Ленинградской области.

В удовлетворении исковых требований Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ЛОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области», администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании демонтировать несанкционированные причальные сооружения (пирсы) в точках координат - отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2023 года

Председательствующий подпись

УИД 47RS0012-01-2023-000297-31