ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-841 от 03.07.2018 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-841

2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2018 года Алуштинский городской суд Республики Крым суд в составе: председательствующего судьи – Реммер М.А., при секретаре ФИО6, с участием истца – ФИО3, представителя истца – ФИО7, представителя ответчика – ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации <адрес>, третьи лица – нотариус Алуштинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО2, Комиссия по восстановлению прав реабилитированных, жертв политических репрессий при Администрации <адрес>, о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

установил:

ФИО3 обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации <адрес>, в которых просит признать за ним право собственности на земельный участок общей площадью 1,198151 га, расположенный по адресу: <адрес>, относительно ориентира в районе <адрес>, Садовая, Виноградная и Дижа, за руслом по левому берегу реки Кучук-Узень до линии пляжа, в порядке наследования после смерти Черкез ФИО4 умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированны тем, что ФИО3 является внуком Черкез ФИО4 умершего ДД.ММ.ГГГГ. После смерти Черкез ФИО4 осталось имущество в виде земельного участка общей площадью 1,198151 га, расположенного по адресу: <адрес>, относительно ориентира в районе <адрес>, Садовая, Виноградная и Дижа, за руслом по левому берегу реки Кучук-Узень до линии пляжа. Наследственная масса была установлена ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> на комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. При этом истец является единственным наследником Черкез ФИО4 и обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако нотариусом вынесено постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку право за наследодателем на спорное недвижимое имущество не было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил, что комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Администрации <адрес> имеет функции лишь по определению компенсации реабилитированным гражданам, данный орган не определяется наследственную массу и объем прав собственности наследодателя на момент его смерти. Кроме того, имеется постановление нотариуса, как должностного лица осуществляющего оформление наследства, об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство на имя истца на спорное имущество.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не предоставили. От нотариуса Алуштинского городского нотариального округа РК ФИО2 поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав истца и представителей сторон, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, считает необходимым исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.

Судом установлено, что Черкез ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, РК, Украина, что подтверждено свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, к возникшим правоотношениям по наследству необходимо применять нормы, регулирующие наследственные отношения, предусмотренные ГК Украинской СССР 1963 года.

В соответствии со ст. 526 ГК Украинской ССР 1963 года (в редакции, действующей на момент открытия наследства), местом открытия наследства признается последнее постоянное место жительства наследодателя (статья 17 настоящего Кодекса), а если оно неизвестно, - местонахождение имущества или его основной части.

В соответствии со ст. 525 ГК Украинской ССР 1963 года (в редакции, действующей на момент открытия наследства), временем открытия наследства признается день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим - день, указанный в статье 21 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 524 ГК Украинской ССР 1963 года (в редакции, действующей на момент открытия наследства), наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

Согласно ст. 527 ГК Украинской ССР 1963 года (в редакции, действующей на момент открытия наследства), наследниками могут быть лица, которые были живы на момент смерти наследодателя, а также дети умершего, зачатые при его жизни и рождены после его смерти.

При этом, ФИО3 Айше (мать истца - свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ) умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельств о смерти.

ФИО3 является родным внуком Черкез ФИО4, что следует из решения Алуштинского городского суда АРК от апреля 2001 года.

При этом, истцом суду не предоставлено, а также не содержат материалы наследственного дела после смерти ФИО10, сведений о смерти супруги наследодателя – Несанье, иных детей ФИО10: дочери – Халиде, Хатидже, сыновья – Гафар и Ильяс.

В соответствии со ст. 529 ГК Украинской ССР 1963 года (в редакции, действующей на момент открытия наследства), при наследовании по закону наследниками первой очереди являются, в равных долях, дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего. К числу наследников первой очереди принадлежит также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если на время открытия наследства нет в живых того из их родителей, кто был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая принадлежала бы при наследовании по закону их умершему родителю.

С заявлением о принятии наследства по закону к нотариусу обратился ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, что следует из заявления реестровый .

Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, в фонде исполкома <адрес> Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов за 1930 год имеется дело по раскулачиванию гр. ФИО4 Черкеза, деда ФИО3, проживающего в д. Кучук-Узень, Кучук- Узеньского сельского Совета лишенного избирательных прав. В деле имеется выписка из протокола заседания Группы бедноты при Кучук-Узеньском сельском Совета о ликвидации кулака, как класса. ФИО4 Черкез до и после революции вел кулацкое хозяйство с применением наемной рабочей силы из 3 человек чабанов и 5 человек сезонных рабочих. Имел 250 овец, 676 кв.саж.сада, 1032 кв. саж.винограда, 900 кв.саж.пашни, (24 кв.саж.огорода).

Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в Фонде Ялтинского райисполкома имеются сведения о хозяйстве ФИО4 Черкеза 53 лет, жителя Кучук-<адрес> (ныне <адрес>), который на момент раскулачивания - ДД.ММ.ГГГГ имел 77 голов овец, 676 кв.саж.сада, 1032 кв.саж.винограда, 900 кв.саж.пашни (многолетней травы), 24 кв.саж.огорода. (л.д. 18)

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», изъятые строения и другое имущество по возможности (если дом незанятый, а имущество сохранилось) возвращаются реабилитированному или его наследникам натурой. При отсутствии такой возможности заявителю возмещается стоимость зданий и имущества.

Комиссией по вопросам восстановления прав реабилитированных Алуштинского городского совета, ДД.ММ.ГГГГ за принято решение обязать совхоз-завод «Малореченский», как правопреемника, выплатить наследникам Черкеза ФИО4 компенсацию в размере 487 грн.50 коп. Данное решение принято в порядке Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине».

Решением Алуштинского городского суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ по делу , отказано в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Малореченскому сельскому совету АРК об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Обязании передать в собственность земельные участки общей площадью 1,1982 га. Данное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным решением суда установлено, что ФИО3 с требованием от возврате имущества обращался в комиссию Алуштинского городского совета по вопросам возобновления прав реабилитированных, решением которой от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявления о возвращении дома и имущества. Вместе с тем, в связи с невозможностью вернуть имущество или возместить его стоимость через отсутствие описи конфискованного имущества комиссия решила выплатить наследникам Черкез ФИО4 (при условии появления наследников первой очереди) денежную компенсацию в размере 65 минимальных заработных плат. Данную компенсацию обязан был выплатить совхоз-завод «Малореченский», как правопреемник бывшего колхоза которому 77 голов овец, 676 кв.сажней сада, 1032 кв.сажней винограда, 24 кв. сажней огорода, 900 кв.сажней пашни было передано бесплатно.

Тем самым, Комиссией по вопросам восстановления прав реабилитированных Алуштинского городского совета ДД.ММ.ГГГГ за в рамках Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», были полностью удовлетворены права истца на получение имущества репрессированного деда.

Государственным нотариусом Первой Ялтинской государственной конторы ФИО9 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, на наследственное имущество после смерти Черкез ФИО4 на имя его внука ФИО3 в виде: компенсации в размере 487,50 гривен, что принадлежала наследодателю на основании ст. 5 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», решения Комиссии по вопросам восстановления прав реабилитированных Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нотариусом в рамках предоставленных ему полномочий еще в 2008 года реализовано право истца на получение (оформление) наследства после смерти ФИО10, в том числе получена компенсация за спорные земельные участки.

Тем самым не подлежит признанию право собственности на спорное наследственное имущество в порядке наследования по закону.

Согласно заключения Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокола от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия решила: подтвердить на основании архивного Дела № Р-1296 оп. <адрес>, л.1 о раскулачивании Черкез ФИО4, что 77 голов овец, 676 кв. сажней сада, 1032 кв. сажней винограда, 900 кв. сажней пашни (многолетней травы), 24 кв. сажней огорода принадлежали Черкез ФИО4 на правах личной собственности на момент раскулачивания и были конфискованы в пользу колхоза «Ленин Барлык». Принимая во внимание п. 1 данного решения, полученную заверенную копию Дела № Р-1296 оп. <адрес>, л.1 о раскулачивании Черкез ФИО4, из республиканского архива, показания свидетелей по делу-д-22-11,Э дело от ДД.ММ.ГГГГ, Решение Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (Дело ) установить наследственную массу имущества, реабилитированному Черкез ФИО4 и его наследнику первой очереди ФИО3, включая земельные участки площадью 676 кв. сажней под садом, 1032 кв. сажней винограда, 900 кв. сажней пашни (многолетней травы), 24 кв. сажней огорода, расположенные в <адрес>, относительно ориентира в районе улиц Морская, Садовая, Виноградная и Дижа за руслом по левому берегу реки Кучук-Узень до линии пляжа.

Из письма-ответа ООО «ГЕФОНД» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельные участки обозначенные в квадратных сажней переведены в квадратные метры. Так, 676 кв.сажней сада – 3077,32 кв. метров, 1032 кв.сажней винограда – 4697,92 кв. метров, 900 кв.сажней под пашней (многолетней травы) – 4097,02 кв. метров, 24 кв. сажней огорода – 109,25 кв. метров.

С заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по закону к нотариусу (нотариус Алуштинского городского нотариального округа ФИО2) повторно обратился ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма-ответа нотариуса Алуштинского городского нотариального округа ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на заявление ФИО3 о выдаче дополнительного свидетельства о праве на наследство на земельные участки в с. <адрес>ю 11000 кв. метров сообщено, что нотариусу не предоставлены документы, подтверждающие право собственности Черкеза ФИО4 на земельные участки на день открытия наследства, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи дополнительного свидетельства о праве на наследство на земельные участки в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Алуштинского городского нотариального округа ФИО2 вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия , которым истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок общей площадью 1,198151 га по адресу: <адрес>, относительно ориентира в районе улиц Морская, Садовая, Виноградная и Дижа за руслом по левому берегу реки Кучук-Узень до линии пляжа, после смерти деда – ФИО10, поскольку заявителем не предоставлен документ, подтверждающий право собственности ФИО10 на земельный участок.

Данное постановление нотариуса истцом не оспорено и никем не отменено.

При этом, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий Администрации <адрес>, которая вынесла решение от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, создана Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Данная комиссия создана в целях оказания содействия в восстановлении прав реабилитированных жертв политических репрессий и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и увековечению их памяти. Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: рассматривает заявления граждан, подвергшихся политическим репрессиям,…реабилитированных и их наследников о возврате имущества, возмещение его стоимости, выплате денежных компенсаций, предоставлении льгот, восстановления трудовых, жилищных, пенсионных и других прав, утраченных ими в связи с политическими репрессиями (п. 4.1 Положения). На основании собранных и предоставленных материалов комиссия принимает решение о праве граждан на возврат имущества, возмещение его стоимости, выплате денежных компенсаций (п. 4.3 Положения). Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке от правоохранительных органов и архивных учреждений данные и копии документов, связанные с вопросами восстановления прав граждан, подвергшихся политическим репрессиям, пострадавших от политических репрессий, реабилитированных и увековечения их памяти; привлекать для работы в Комиссии экспертов и специалистов (п.5 Положения).

Как установлено судом ранее, решением субъекта властных полномочий (заключения Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), установлена наследственная масса имущества, реабилитированному Черкез ФИО4 и его наследнику первой очереди ФИО3, включая земельные участки площадью 676 кв. сажней под садом, 1032 кв. сажней винограда, 900 кв. сажней пашни (многолетней травы), 24 кв. сажней огорода, расположенные в <адрес>, относительно ориентира в районе улиц Морская, Садовая, Виноградная и Дижа за руслом по левому берегу реки Кучук-Узень до линии пляжа.

Тем самым, указанное решение принято лишь во исполнение закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий», целю которого является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Целью Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" согласно абзацу третьему его преамбулы является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, что согласуется с вытекающими из положений статьи 53 Конституции Российской Федерации обязательствами государства. Оспариваемое заявителем нормативное положение абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является конкретизацией данной цели Закона и, будучи направленным на защиту прав лиц, репрессированных на территории Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права лиц, репрессированных на иных территориях СССР (Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 1341-О-О).

Кроме того, данный закон не действовал на момент смерти наследодателя - Черкез ФИО4 и не может рассматриваться судом как закон определяющий состав наследственной массы после смерти ФИО10.

Более того, в соответствии со ст. 16.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий», не подлежит возврату, возмещению или компенсации: имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем; …; земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы; … Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.

Тем самым, в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий», на который ссылается истец в своих исковых требованиях, не подлежит возврату, возмещению или компенсации: земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы, а спор возник относительно имущества реабилитированного – ФИО10: 676 кв.сажней сада, 1032 кв.сажней винограда, 24 кв. сажней огорода, 900 кв.сажней пашни (соответственно - 3077,32 кв. метров, 4697,92 кв. метров, 4097,02 кв. метров, 109,25 кв. метров).

Поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, судебные расходы понесенные истцом, подлежат оставлению на его счет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации <адрес>, третьи лица – нотариус Алуштинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО2, Комиссия по восстановлению прав реабилитированных, жертв политических репрессий при Администрации <адрес>, о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст. 321 ГПК Российской Федерации.

Судья: