Дело № 2-841/17
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
25 апреля 2017 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего по делу – судьи Пискуновой И.В.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
с участием:
представителя истца – прокурора ФИО3,
представителя ответчика – по доверенности ФИО4,
представителей третьего лица – по доверенностям ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело
по иску прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о понуждении к совершению действий.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения и защиты конституционного права на получение образования, в результате проверки было установлено следующее.
На органы местного самоуправления возлагается обязанность по обеспечению реализации права граждан на получение дошкольного образования.
В настоящее время на территории <адрес> функционирует 135 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Численность детей по плановой мощности помещений муниципальных дошкольных учреждений составляет 21414 человек. Плановая мощность муниципальных дошкольных учреждений (в том числе мощность образовательных учреждений, предоставляющих услугу «Дошкольное образование детей») составляет 21414 мест. Количество воспитанников, посещающих муниципальные дошкольные учреждения (в том числе образовательные учреждения, предоставляющие услугу «Дошкольное образование детей»), составляет 21902 человека. Количество детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, имеющих направление на устройство детей в дошкольные учреждения за лето 2017 года - 4342 человека, состоящих в очереди на обеспечение местом - 6220 человек, из них нуждающихся (с полутора до трех лет) - 1732 человека.
Не обеспеченность нуждающихся в местах в дошкольных образовательных учреждениях влечет нарушение прав ребенка на доступное дошкольное образование детей и отсутствие равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости в открытии новых муниципальных дошкольных учреждений в <адрес> с достаточным количеством мест, позволяющих избежать фактов постановки детей и длительного ожидания ими свободных мест в детском саду.
Отсутствие достаточного количества детских садов свидетельствует о невыполнении обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с явлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направлено в интересах неопределенного круга лиц.
Исходя из этого, истец просил суд обязать Администрацию <адрес> обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличения мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в <адрес> в целях полного обеспечения детей в возрасте от 2 месяцев до 3-х лет местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил суд обязать Администрацию <адрес> организовать обеспечение нуждающихся (в возрасте с 2-х месяцев до 3 лет) в предоставлении места в дошкольные образовательные организации состоящих на учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца - прокурора <адрес>ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и основания, изложенные в исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, пояснила следующее.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного школьного образования на территории городского округа, в связи с чем, | сформулированные прокуратурой требования к Администрации <адрес> предъявлены быть не могут ввиду отсутствия у Администрации <адрес> полномочий по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Наряду с этим, указанное выше законодательство не устанавливает каких-либо сроков реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий. Содержащийся в исковых требованиях срок - до ДД.ММ.ГГГГ- не обоснован ссылками на нормы права и ничем не аргументирован.
Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, закрепленные принципы обуславливают самостоятельность в действиях органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно принимают на себя обязательства по финансовому, материально- техническому и иному обеспечению вопросов, связанных, в том числе со строительством зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе осуществлять собственной правовое регулирование деятельности по созданию дополнительных мест в дошкольных учреждениях.
На ДД.ММ.ГГГГ в городе Иванове осуществляют деятельность 135 МБДОУ, кроме того 2 негосударственных дошкольных образовательных учреждения и три дошкольных отделения при частных общеобразовательных учреждениях. Дошкольные учреждения посещают 21.902 человека (из них 4.691 ребенок посещают группы раннего возраста с полутора до трех лет), в том числе группы кратковременного пребывания - 250 детей.
В настоящее время, из состоящих на учете детей, нуждаются в обеспечении местами в МБДОУ 1.540 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и 51 человек от 2 месяцев до 1,5 лет.
Администрацией <адрес> принимаются все действенные меры, направленные на организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, работа ведется в различных направлениях: строительство новых дошкольных образовательных учреждений (в том числе путем привлечения частных инвесторов); капитальный ремонт зданий ДОУ; открытие дополнительных групп в ДОУ; открытие групп предшкольной подготовки в школах; развитие вариативных и инклюзивных форм дошкольного образования. В целях повышения качества образовательных услуг и обеспечения возможности для населения <адрес> получить доступное образование на территории <адрес> реализуется муниципальная программа «Развитие образования <адрес>», утвержденная постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, Администрацией <адрес> в рамках возложенных действующим законодательством полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа Иваново осуществлялись все возможные меры по выполнению обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представители третьего лица – Управления образования Администрации <адрес>ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не поддержали, пояснив, что в соответствии с Положением об управлении образования Администрации <адрес>, утвержденном решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, управление образования является отраслевым органом Администрации <адрес>, осуществляющим управленческие функции в сфере образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, актами органов государственной власти <адрес>, муниципальными правовыми актами <адрес>.
В функции управления образования входит обеспечение организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В соответствии с возложенными задачами управление образования, в частности, выступает с инициативой и участвует в создании, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных организаций; обеспечивает ведение учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования; обеспечивает создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; выступает в качестве учредителя подведомственных муниципальных образовательных организаций; осуществляет разработку и реализацию муниципальных программ в сфере образования; ежегодно представляет в финансово-казначейское управление Администрации <адрес> необходимую информацию для составления проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и плановый период.
Прием детей в дошкольные образовательные учреждения <адрес> осуществляется управлением образования в рамках реализации муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения <адрес>, реализующие образовательную программу дошкольного образования» (Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№). Порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Управлением образования издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций».
В соответствии с указанными документами установлена постановка детей на учет с целью их дальнейшего распределения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в порядке очередности и зачисление ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
Принцип очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, а лишь характеризует порядок комплектования дошкольных учреждений единый для всех лиц, за исключением граждан, имеющих право на льготное устройство в соответствии с действующим законодательством.
Управление образования является одним из разработчиков муниципальной программы «Развитие образования <адрес>», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Срок реализации Программы 2014- 2019 годы.
Как главный распорядитель бюджетных средств, управление образования разрабатывает предложения по формированию местного бюджета в части расходов на образование.
В целях реализации постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка составления проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и плановый период» управление образования ежегодно в определенные сроки направляет в финансово-казначейское управление Администрации <адрес> информацию о потребностях и расчетах, необходимых для формирования проекта основных параметров бюджета города. Кроме того, представляют в управление экономического развития и торговли Администрации <адрес> отчеты о результатах мониторинга потребности в муниципальных услугах, оказываемых в рамках аналитических подпрограмм муниципальных программ.
Таким образом, управлением образования в рамках установленной компетенции осуществляется весь комплекс мер, направленных на обеспечение организации предоставления гражданам общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения и защиты конституционного права на получение образования.
В результате проверки установлено, что в настоящее время на территории <адрес> функционирует 135 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Численность детей по плановой мощности помещений муниципальных дошкольных учреждений составляет 21414 человек. Плановая мощность муниципальных дошкольных учреждений (в том числе мощность образовательных учреждений, предоставляющих услугу «Дошкольное образование детей») составляет 21414 мест. Количество воспитанников, посещающих муниципальные дошкольные учреждения (в том числе образовательные учреждения, предоставляющие услугу «Дошкольное образование детей»), составляет 21902 человека. Количество детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, имеющих направление на устройство детей в дошкольные учреждения за лето 2017 года - 4342 человека, состоящих в очереди на обеспечение местом - 6220 человек, из них нуждающихся (с полутора до трех лет) - 1732 человека. Отсутствие достаточного количества детских садов, по мнению истца, свидетельствует о невыполнении обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Суд не может согласиться с данными доводами истца по следующим основаниям.
Согласно п.п.1, 6 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
- учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п.13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по организации обеспечения прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование возложена как на органы местного самоуправления, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ в городе Иванове осуществляют деятельность 135 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, два негосударственных дошкольных образовательных учреждения и три дошкольных отделения при частных общеобразовательных учреждениях. Дошкольные учреждения посещают 21.902 человека, из них 4.691 ребенок посещают группы раннего возраста с полутора до трех лет, в том числе группы кратковременного пребывания - 250 детей.
В настоящее время из состоящих на учете детей нуждаются в обеспечении местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях 1540 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и 51 человек в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет.
Из представленных в суд письменных доказательств следует, что со стороны органов местного самоуправления обеспечен порядок постановки на учет детей, нуждающихся в получении места, порядок учета льгот на поступление, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся местами в ДОУ, то есть принимаются все меры по решению проблемы удовлетворения населения дошкольными образовательными услугами в городе.
Так, Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Развитие образования <адрес>» (далее - Программа) (л.д.98-154).
Приложением № указанной Программы предусмотрена специальная подпрограмма «Повышение доступности образования в городе Иванове», которая содержит перечень мероприятий, направленных на создание дополнительных мест для предоставления детям дошкольного образования путем строительства (реконструкции) зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Приложением № Программы предусмотрена специальная подпрограмма «Расширение возможностей муниципальных дошкольных образовательных организаций», которая содержит перечень мероприятий, направленных на создание на базе существующих муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, дополнительных мест для получения дошкольного образования, поддержку вариативных форм дошкольного образования, в том числе открытие центров игровой поддержки, групп кратковременного пребывания и других вариативных форм.
В рамках указанных подпрограмм для создания дополнительных мест были проведены следующие мероприятия.
В 2013 году:
- в микрорайоне Московский введен в эксплуатацию детский сад-новостройка МБДОУ «Детский сад №» на 160 мест;
- осуществлен возврат зданий и помещений в муниципальную систему дошкольного образования и проведена реконструкция в МДОУ № (<адрес>) на 220 мест, в МДОУ № (пер. Пограничный, <адрес>) на 80 мест, в МДОУ №, второй корпус (<адрес>) на 35 мест;
- созданы дополнительные дошкольные группы в МБДОУ № №, 152, 55, 160, всего 80 мест; в негосударственных образовательных учреждениях (досуговые центры «Сема», «Солнышко», Новая экономическая школа «Шанс»), всего 45 мест; в дошкольных группах в школах № на 40 мест и № на 20 мест, всего 60 мест.
Таким образом, в 2013 году из 680 мест 360 мест созданы для детей в возрасте с 1.5 до 3 лет.
В 2014 году:
- введен в эксплуатацию детский сад-новостройка МБДОУ «Детский сад №» (<адрес> Б, м-н «Новая Ильинка») на 220 мест. На строительство дошкольного учреждения было выделено 55.101,09 тыс. руб., из которых 20.939,00 тыс. руб.- из бюджета города и 34.162,09 тыс. руб. – из федерального бюджета;
- созданы дополнительные дошкольные группы в МБДОУ № №, 145, 179, 95, 56, 55, 11, а также размещена дошкольная группа в школе №.
Всего в 2014 году создано 465 мест, из них 255 мест для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет.
В 2015 году:
- введен в эксплуатацию детский сад-новостройка МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» (<адрес>, м-н «Авдотьино») на 220 мест. На строительство дошкольного учреждения было предусмотрено 160.738,00 тыс. руб., при этом средства бюджета города составили 8.635,00 тыс. руб., областного бюджета – 30.420,60 тыс. руб., федерального бюджета – 121.682,40 тыс.руб.;
- введен в эксплуатацию детский сад-новостройка МБДОУ «Детский сад №» (<адрес>) на 160 мест. На строительство дошкольного учреждения было предусмотрено 90.028,60 тыс. руб., при этом из бюджета города – 55.583,15 тыс.руб., из областного бюджета – 14.665,70 тыс.руб. и федерального бюджета – 70.062,90 тыс.руб.;
- созданы дополнительные дошкольные группы в МБДОУ № №, 172, 156, 190, 5, 2,15, 184, всего 190 мест.
Всего в 2015 году создано 571 место, из них 250 мест для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет.
В 2016 году:
- завершено строительство и введен в эксплуатацию детский сад-новостройка МБДОУ «Детский сад №» (<адрес>) на 60 мест. На строительство дошкольного учреждения было предусмотрено 47.228,24 тыс.руб. из бюджета города;
- завершено строительство и введено в эксплуатацию второе здание МБДОУ «Детский сад №» (м-н Московский, <адрес>) на 120 мест. На строительство дошкольного учреждения предусмотрено 134.633,66 тыс. руб., из которых: из бюджета города – 90.470,73 тыс. руб., из областного бюджета – 5.837,04 тыс. руб. и федерального бюджета – 38.325,89 тыс. руб.;
- введено в эксплуатацию после реконструкции второе здание МБОУ «Детский сад комбинированного вида №» (<адрес>) на 54 места;
- созданы дополнительные дошкольные группы в МБДОУ № №, 67, 143 - 94 места.
Всего в 2016 году создано 328 мест, из них 136 мест для детей в возрасте от 1.5 до 3
лет.
Кроме того, за период 2013-2016 годы произведено увеличение мест для детей в действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет изменения норматива наполняемости групп с учетом имеющихся площадей (п.1.9. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13) на 403 места.
В январе 2017 года после проведения ремонтных работ открыта дополнительная группа для детей в МАДОУ- центр развития ребенка - детский сад № на 20 мест.
В марте 2017 года начал работу второй корпус МБДОУ «Детский сад №» (м-н Московский, <адрес>).
Изложенное подтверждаются представленной в суд информацией Администрации <адрес>, а также исследованными в судебном заседании доказательствами: постановлениями Администрации <адрес> о создании МБДОУ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, приказами о комплектовании МБДОУ в связи с открытием дополнительных новых групп, завершением ремонтных работ и т.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о передачи недвижимого и движимого имущества в оперативное управление МБДОУ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии из собственности <адрес> в муниципальную собственность <адрес> имущества, договором № безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ и актом передачи Детского сада №, № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о реорганизации МБДОУ «Детский сад №» от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.31-72, т.2 л.д.16-19).
В материалах дела имеется проектно-сметная документация о заключении контракта на строительство дошкольного учреждения на 280 мест по <адрес> в <адрес> (л.д.239).
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р создана рабочая группа по принятию мер, направленных на обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в городе Иванове. Целью работы рабочей группы является разработка мер по обеспечению доступности дошкольного образования для детей указанного возраста в городе Иванове, в том числе мep поддержки негосударственного сектора организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории <адрес>, реализующих образовательную программу дошкольного образования (л.д.80).
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, в период 2013-2015 годов муниципальным районам и городским округам представлялись субсидии из федерального и областного бюджетов на модернизацию систем дошкольного образования. В дальнейшем расширение сети и увеличение доступности дошкольного образования осуществляется за счет бюджетных средств городского округа Иваново.
Из материалов дела следует, что с целью изыскания финансовых средств для создания новых мест для детей указанной категории Администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлялись письменные обращения губернатору <адрес> о рассмотрении вопроса о выделении средств на указанные нужды из регионального бюджета (л.д.73, 75).
<адрес> было рекомендовано использование под замещение дошкольных групп здания, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности <адрес>, а также проинформировало о том, что в 2017 году <адрес> планирует принять участие в конкурсном отборе государственных программ субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета на создание новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы (74, 76).
Факт обращения Управления образования Администрации <адрес>, ответчика в органы государственной власти <адрес> за получением финансовой помощи по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений нашел свое подтверждение в представленной в суд переписке, исследованной в судебном заседании.
В судебном заседании также установлено, что управление образования ежегодно в определенные сроки направляет в финансово-казначейское управление Администрации <адрес> информацию о потребностях и расчетах, необходимых для формирования проекта основных параметров бюджета города; представляют в управление экономического развития и торговли Администрации <адрес> отчеты о результатах мониторинга потребности в муниципальных услугах, оказываемых в рамках аналитических подпрограмм муниципальных программ.
В рамках реализации муниципальной программы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной программы «Забота и поддержка» Ивановской городской Думой шестого созыва было принято Решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах отдельным категориям граждан части затрат за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории <адрес> (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)». Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления компенсационных выплат отдельным категориям граждан части затрат за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории <адрес> (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (л.д.81, 158, 167).
Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что прокурором <адрес> в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о бездействии ответчика по обеспечению конституционных прав граждан на доступное дошкольное образование на территории <адрес>.
Осуществляемые органом местного самоуправления мероприятия не позволяют сделать вывод о том, что права детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, проживающих на территории <адрес>, реализованы в полной мере. Вместе с тем, представленные суду документы, свидетельствующие об организации и проведении мероприятий, позволяют сделать вывод о том, что орган местного самоуправления в данном направлении не бездействует. Возможность беспрепятственного обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях всех желающих зависит не только от действий муниципальных органов, но и от иных, не зависящих от них обстоятельств (демографической ситуации, количества и состояния фактически имеющихся дошкольных образовательных учреждений).
Само по себе наличие очереди в детские дошкольные образовательные учреждения не свидетельствует о нарушении прав граждан в части доступа к бесплатному дошкольному образованию.
Таким образом, анализ представленных доказательств, приводит суд к убеждению об отсутствии виновных действий или виновного бездействия ответчика, поскольку Администрация <адрес> принимает достаточные меры по исполнению обязанности предоставления общедоступного дошкольного образования в пределах бюджетных возможностей и принимает меры для получения финансовой помощи из иных бюджетных источников, вследствие чего приходит к выводу о том, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о понуждении к совершению действий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Пискунова И.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №