ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-841/2015 от 29.09.2015 Кумылженского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-841/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кумылженский районный суд Волгоградской области

в составе:

председательствующего судьи Исаевой Л.П.,

при секретаре Алексеевой О.В.,

с участием ответчика Харитонова А.Н.,

29 сентября 2015 года в ст. Кумылженская Волгоградской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Волгоградской области к Харитонову ФИО7 о понуждении разработать проект освоения лесов,

у с т а н о в и л:

Комитет лесного хозяйства Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением к Харитонову А.Н. о понуждении разработать проект освоения лесов. В обоснование своих требований указав, что 13 сентября 2013 г. между комитетом лесного хозяйства Волгоградской области (далее - Арендодатель, Истец), и Харитоновым А.Н. (далее - Арендатор, Ответчик) заключен договор аренды лесного участка № 04Сх-16/13 (далее - договор аренды) сроком действия с 13 сентября 2013 г. по 12 сентября 2062 г. (пункт 24 раздела VII договора аренды). Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 24 октября 2013 г. Номер регистрации 34-34-06/032/2013-278. В соответствии с пунктами 1, 2 договора аренды Арендодатель предоставил Арендатору в аренду (временное пользование) лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, Подтелковское лесничество, Глазуновское участковое лесничество, квартал 22, выдел 19; квартал 28, выдел 5; квартал 29, выделы 12, 16; квартал 34, выдел 3. Лесной участок предоставлен в аренду для использования в целях ведения сельского хозяйства (сенокошение) (приложение № 4 к договору аренды). Площадь предоставленного лесного участка составляет 8,8 га. Категория лесов - защитные леса. В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 договора аренды Арендатор обязан в срок до 1 года с даты государственной регистрации настоящего Договора в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, то есть до 24 октября 2014 г. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. № 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки. Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22 декабря 2011 г. № 545. В каждом проекте освоения лесов указываются положения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Данные мероприятия разрабатываются в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах. Отсутствие проектов освоения лесов с разработанными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов, при сложившейся в последнее время пожароопасной обстановке в регионе, способствует распространению пожаров и негативному воздействию на окружающую среду. Арендатором в нарушение договора и требований ст.ст.12,53, 53.1, 72, 88, 89 Лесного кодекса РФ не разработан и представлен на государственную экспертизу проект освоения лесов. 03 апреля 2015 г. письмом № 29-06-13/1084 в адрес Ответчика (403406, <адрес>) направлена претензия по договору аренды лесного участка № 04Сх-16/13 от 13 сентября 2013 г. с сообщением о необходимости принять незамедлительные меры по разработке и представлению проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Указанное выше письмо вручено Харитонову А.Н. 09 апреля 2015 г. Однако до настоящего времени проект освоения лесов в комитет лесного хозяйства Волгоградской области не поступал. Просит обязать Харитонова А.Н. разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, Подтелковское лесничество, Глазуновское участковое лесничество, квартал 22, выдел 19; квартал 28, выдел 5; квартал 29, выделы 12, 16; квартал 34, выдел 3, общей площадью 8,8 га, по договору аренды лесного участка № 04Сх-16/13 от 13 сентября 2013 г., зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 24 октября 2013 г., номер регистрации 34-34-06/032/2013-278, и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Комитета лесного хозяйства Волгоградской области Острая Т.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме и просит удовлетворить.

В судебном заседании ответчиком Харитоновым А.Н. исковые требования Комитета лесного хозяйства Волгоградской области об обязании разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, Подтелковское лесничество, Глазуновское участковое лесничество, квартал 22, выдел 19; квартал 28, выдел 5; квартал 29, выделы 12, 16; квартал 34, выдел 3, общей площадью 8,8 га, по договору аренды лесного участка № 04Сх-16/13 от 13 сентября 2013 г., зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 24 октября 2013 г., номер регистрации 34-34-06/032/2013-278, и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу признаны.

Суд, выслушав ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 13 сентября 2013 г. между комитетом лесного хозяйства Волгоградской области и Харитоновым ФИО8 заключен договор аренды лесного участка № 04Сх-16/13 сроком действия с 13 сентября 2013 г. по 12 сентября 2062 г. - пункт 24 раздела VII договора аренды (л.д.8-13).

Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 24 октября 2013 г. Номер регистрации 34-34-06/032/2013-278, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.14).

В соответствии с пунктами 1, 2 договора аренды Арендодатель предоставил Арендатору в аренду (временное пользование) лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, Подтелковское лесничество, Глазуновское участковое лесничество, квартал 22, выдел 19; квартал 28, выдел 5; квартал 29, выделы 12, 16; квартал 34, выдел 3. Лесной участок предоставлен в аренду для использования в целях ведения сельского хозяйства (сенокошение) (приложение № 4 к договору аренды). Площадь предоставленного лесного участка составляет 8,8 га. Категория лесов - защитные леса.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 договора аренды Арендатор обязан в срок до 1 года с даты государственной регистрации настоящего Договора в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, то есть до 24 октября 2014 г.

В нарушении указанного пункта договора ответчик до настоящего времени свои обязанности, предусмотренные договором, не выполнил.

Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов, согласно частям 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса РФ, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 указанной статьи.

В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. № 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, действовавшем на момент заключения договора аренды, из п.28 следует, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22 декабря 2011 г. № 545.

Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Кроме того, в силу частей 1, 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе в соответствии с проектом освоения лесов.

Исходя из частей 1, 2, 3 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В каждом проекте освоения лесов указываются положения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Данные мероприятия разрабатываются в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах. Отсутствие проектов освоения лесов с разработанными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов, при сложившейся в последнее время пожароопасной обстановке в регионе, способствует распространению пожаров и негативному воздействию на окружающую среду.

Согласно пункту 3 постановления Губернатора Волгоградской области от 31 октября 2013г. № 1109 «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013 г. № 128-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22- ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» комитет лесного хозяйства Волгоградской области с 15 января 2014 г. присоединен к министерству природных ресурсов и экологии Волгоградской области.

Согласно пунктам 2, 3 постановления Губернатора Волгоградской области от 05 ноября 2013г. № 99 «О мерах по реализации законов Волгоградской области от 23 октября 2014 г. № 131-ОД «О внесении изменений в Устав Волгоградской области от 24 февраля 2012 г. № 1-ОД» и от 23 октября 2014 г. № 132-ОД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области» с 30 января 2015 г. министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области переименовано в комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области, вновь образован комитет лесного хозяйства Волгоградской области.

В силу пункта 2 постановления Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 164 (в редакции от 02 апреля 2015 г. № 291, от 17 августа 2015 г. № 749) «Об утверждении Положения о комитете лесного хозяйства Волгоградской области» комитет лесного хозяйства Волгоградской области является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области в части полномочий в области лесных отношений.

Согласно пункту 1.1 Положения о комитете лесного хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 164 (в редакции от 02 апреля 2015 г. № 291, от 17 августа 2015 г. № 749), комитет лесного хозяйства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственное управление защитным лесоразведением на территории Волгоградской области, а также сохранение и воспроизводство защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Волгоградской области.

Таким образом Комитет лесного хозяйства Волгоградской области наделен полномочиями регулирования деятельности в сфере лесных отношений на территории Волгоградской области.

03 апреля 2015 г. письмом № 29-06-13/1084 в адрес Хартионова А.Н. направлена претензия по договору аренды лесного участка № 04Сх-16/13 от 13 сентября 2013 г. с сообщением о необходимости принять незамедлительные меры по разработке и представлению проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (л.д.26)

Указанное выше письмо вручено Харитонову А.Н. 09 апреля 2015 г, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д.28).

При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку предусмотренная законом и договором обязанность по разработке проекта освоения лесов ответчиком не исполнена.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

По смыслу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом положений ст.ст. 333.19, 333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик должен уплатить в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194, 198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Комитета лесного хозяйства Волгоградской области к Харитонову ФИО9 о понуждении разработать проект освоения лесов - удовлетворить.

Обязать Харитонова ФИО10 разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, Подтелковское лесничество, Глазуновское участковое лесничество, квартал 22, выдел 19; квартал 28, выдел 5; квартал 29, выделы 12, 16; квартал 34, выдел 3, общей площадью 8,8 га, по договору аренды лесного участка № 04Сх-16/13 от 13 сентября 2013 г., зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 24 октября 2013 г., номер регистрации 34-34-06/032/2013-278, и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Харитонова ФИО11 в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение одного месяца через Кумылженский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате печатным текстом.

Судья: Л.П. Исаева