РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сургут 15 октября 2020 года
Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Паничева О.Е.
при секретаре Ахмедове Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры (межрайонное) об обязании включения в страховой стаж периодов работы, обязании произвести перерасчет пенсии,
установил:
Истец обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры (межрайонное) об обязании включения в страховой стаж периодов работы, обязании произвести перерасчет пенсии. Свои требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на основании решения ответчика от 25.09.2018г., при этом ответчиком в страховой стаж не были включены периоды: с 06.08.1986г. по 23.09.1997г. в <адрес>ной аптеке №, с 25.09.1997г. по 01.09.2000г. у частного предпринимателя ФИО2 С решением о невключении указанных периодов она не согласна, полагает, что представленными ею доказательствами подтверждается работа в спорные периоды, считает, что ответчик необоснованно исключил из страхового стажа вышеуказанные периоды работы и просит обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы: с 06.08.1986г. по 23.09.1997г. в <адрес>ной аптеке №, с 25.09.1997г. по 01.09.2000г. у частного предпринимателя ФИО2, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 06.05.2018г.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена настоящим образом, в связи с чем суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела по существу, в связи с чем суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. В своем письменном отзыве на исковое заявление в удовлетворении исковых требований просит отказать, поскольку в страховой стаж не могут быть включены периоды: с 06.08.1986г. по 23.09.1997г. в <адрес>ной аптеке №, т.к. в трудовой книжке истца отсутствуют сведения о реорганизации предприятия, представленная архивная справка № от 23.05.2019г. не может быть принята во внимание, поскольку сведения о реорганизации в архивной справке не соответствуют сведениям, указанным в трудовой книжке, согласно справке №У-24/02-09 от 06.05.2016г. а также справки без номера сведений о работе истца в период с 1986г. по 1996г. не имеется, не представлена справка, подтверждающая оплату взносов в ПФ Казахстана, с 25.09.1997г. по 01.09.2000г. у частного предпринимателя ФИО2, т.к. не представлен договор за указанный период работы, не представлена справка, подтверждающая оплату взносов в ПФ Казахстана.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 25.09.2018г. истцу назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.05.2018г.
Вместе с тем, в страховой стаж не включены периоды работы: с с 06.08.1986г. по 23.09.1997г. в <адрес>ной аптеке №, т.к. в трудовой книжке истца отсутствуют сведения о реорганизации предприятия, представленная архивная справка № от 23.05.2019г. не может быть принята во внимание, поскольку сведения о реорганизации в архивной справке не соответствуют сведениям, указанным в трудовой книжке, согласно справке №У-24/02-09 от 06.05.2016г. а также справки без номера сведений о работе истца в период с 1986г. по 1996г. не имеется, не представлена справка, подтверждающая оплату взносов в ПФ Казахстана, с 25.09.1997г. по 01.09.2000г. у частного предпринимателя ФИО2, т.к. не представлен договор за указанный период работы, не представлена справка, подтверждающая оплату взносов в ПФ Казахстана.
Уведомлением от 26.04.2018г. ответчиком предложено истцу представить справку за период работы с 1997г. по 2000г.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
На основании ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п. 6 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии», утв. Приказом министерства труда и социальной защиты РФ №Н от ДД.ММ.ГГГГ к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 555 от ДД.ММ.ГГГГ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с п. 11 Правил № документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п. 8, 11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (утв. Постановлением Правительства РФ № от 02.10.2014г.) периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно записям представленной копии трудовой книжки серии ЕТ-I № истца, заполненной 06.08.1967г., истец с 06.08.1988г. истец зачислена на должность заведующей рецептурно-производственного отдела <адрес>ной аптеки № (приказ № от 06.08.1986г.), 23.09.1997г. уволена в связи с ликвидацией предприятия (приказ № от 22.09.1997г.), 25.09.1997г. принята к частному предпринимателю ФИО2 на должность заведующей аптекой (приказ № от 25.09.1997г.), 01.09.2000г. уволена по собственному желанию (приказ № от 01.09.2000г.), при этом в данных записях в трудовой книжке отсутствуют неточности, исправления.
В соответствии со справкой №У-24/02-09 от 06.05.2016г., выданной КГУ «Государственный архив <адрес>» документы по личному составу <адрес>ной аптеки № <адрес> за 1986-1996 годы на хранение в архив не поступали.
В соответствии со справкой № от 23.08.2016г., выданной Усть-Каменогорского филиала КГУ «Государственный архив» Управления культуры, архивов и документации <адрес> документы по личному составу <адрес>ной аптеки № <адрес> за 1986-1996 годы, государственного предприятия аптеки «Здоровье» за 1996 – 1997 годы на хранение в архив не поступали.
На основании архивной справки № от 23.05.2019г. отражены сведения о реорганизации предприятия.Из нотариально заверенного протокола допроса ФИО3 следует, что последняя подтверждает факт работы истца в указанном предприятии с 06.08. 1986г. по 04.11.1995г.
Из нотариально заверенного протокола допроса ФИО4 следует, что последняя подтверждает факт работы истца в указанном предприятии с 06.08. 1986г. по 23.09.1997г.
Представленные доказательства были предметом исследования пенсионного органа при рассмотрении заявления о назначении пенсии.
Возникновение конституционного права ФИО1 на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т.д.), и не может являться препятствием для реализации прав ФИО1 на получение пенсии (ст.2 Конституции РФ).
На основании вышеизложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд приходит к выводу, что представленные истцом доказательства бесспорно свидетельствуют о том, что истец работала с 06.08.1986г. по 23.09.1997г. в <адрес>ной аптеке №, с 25.09.1997г. по 01.09.2000г. у частного предпринимателя ФИО2
Суд находит не состоятельными доводы пенсионного органа о том, что периоды работы ФИО1 с 06.08.1986г. по 23.09.1997г. в <адрес>ной аптеке №, с 25.09.1997г. по 01.09.2000г. у частного предпринимателя ФИО2, имели место на территории Республики Казахстан, в связи с чем не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада ДД.ММ.ГГГГ, а после распада этих государств - до ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям.
марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу
лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта
года.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 2 ст. 22 этого Федерального закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу ч. ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе. Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Как установлено в судебном заседании, представленные истцом документы, на основании которых пенсионным органом назначена истцу досрочная страховая пенсия по старости, касающиеся периодов работы с 06.08.1986г. по 23.09.1997г., с 25.09.1997г. по 01.09.2000г., были предметом исследования пенсионного органа при первоначальном обращении за назначением пенсии и при назначении пенсии и должны были быть приняты к зачету пенсионным органом при назначении пенсии при первоначальном обращении в пенсионный орган за назначением пенсии.
Таким образом, исковые требования в части обязании произвести перерасчет размера пенсии с 06.05.2018г. с учетом включенных периодов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное) об обязании включения в страховой стаж периодов работы, обязании произвести перерасчет пенсии удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры (межрайонное) обязанность включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 06.08.1986г. по 23.09.1997г., с 25.09.1997г. по 01.09.2000г.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное) обязанность произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течении месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд.
Судья подпись О.Е. Паничев
Копия верна: Судья О.Е. Паничев